Научиться быть успешным или оставить все, как есть

Володимир Калуга
Ж. “Золота Акція”, 10.2005(6), с.56-58.


Неудачи других нам кажутся совершенно естественными,
но вот почему нам не везет – этого мы не можем понять.
Мария Эбнер-Эшенбах

Задумываясь мимолетом или в серьёз о своей либо близких, знакомых, родственников, да и вообще людей, жизни мы как бы между прочим взвешиваем её на предмет успешности. При этом мы не то чтобы точно знаем, но скорее интуитивно ощущаем, что же имеется в виду, когда речь заходит об успехе. Тем не менее, далее этого понимания, точнее специфического ощущения и попыток разобраться с несколькими определениями, которые первыми приходят в голову, часто дело не заходит. А что о нём говорить: успех он и в Африке успех. И все же этот вопрос зачастую не оставляет мысли большинства, особенно тех, кто считает либо склонен считать, что судьба к нему не справедлива. Что же касается примеров «несправедливости судьбы» к себе либо родным, то здесь зачастую мы красноречивы, тем более, если на фоне тех же успехов и достижений других. При этом в большинстве случаев успехи других воспринимаются нами скорее как дело случая, нежели как результат их труда, таланта, терпения и прилежания.

Еще одним примечательным моментом касаемо разговоров об успехе есть то, что о нем часто, охотно и много говорят как раз те, кто чувствует определенный дискомфорт в своей жизни, а такими, как правило, бывают те, кто считает себя либо кого считают другие неудачником. Ведь тот, кто на гребне удачи, пользуется плодами успеха и не чувствует никакого (или почти никакого) дискомфорта в жизни, естественно не имеет и особой потребности рассуждать об успехе. Иными словами: кому чего болит, тот о том и говорит. Правда, это «срабатывает», когда мы имеем дело с обыденностью. Если же брать, скажем так, философский аспект или же практическую сторону проблемы успеха в целом, то здесь не только нужно искать ответы на возникающие вопросы, но и стремиться найти способы и механизмы, применение которых содействовало бы возрастанию успешности человека, либо понижению его порога ранимости и уровня психологического дискомфорта.

Очевидно, первым шагом на этом пути должно быть прояснения сути самого феномена и/или понятия «успех». Действительно, успех – это нечто реально существующее, сопутствующее одним и избегающее других, или это лишь абстракция, призванная неким образом отображать отношения человека к особенностям своего и других существования. Но прежде чем размышлять о том, чем же на самом деле есть или является успех, нужно обратить внимание на один нюанс, который практически почему-то всегда упускается в подобных случаях. Имея дело с чем бы то ни было, исследуя любой вопрос или постигая неведомые (малоизученные) области знания, мы всегда должны учитывать тот факт, что первоначалом любого процесса в этом плане есть человек. А это значит, что любой полученный результат будет носить отпечаток, так называемого, человеческого фактора. Не даром по этому поводу древнегреческий философ Протагор замечал: «Человек мера всех вещей», - определяющее начало, дающее смысл и назначение, каждой вещи, тем или иным образом представленной в мире человека.

Соответственно, первоначальным моментом исследования в любой области знания должно быть понимание того, каким образом сформировано мышление человека, что есть движущей силой его (человека) действий и помыслов и т.п. В конечном же счете все подобные вопросы сводятся к одному: Что же такое человек, а если быть уж совсем последовательным, то к тому, что мы думаем о том, что собой представляет человек.

Древняя восточная мудрость гласит: человек лишь путник в этой жизни. Его путь простилается от рождения и до заката, когда человеческое бытие перемещается за горизонт смерти. Что же собой представляет предел человеческой жизни на самом деле вряд ли кому-то известно, ибо это вопрос скорее веры, нежели знания. Не взирая ни на какие свидетельства тех, кто каким-то образом побывал за чертой жизни или иным способом получил мистический опыт «жизни» после смерти, разум человека отказывается воспринять подобные повествования как не опровергаемую реальность. И не столько по причине своей ограниченности, что касается возможности познания, сколько в силу специфики самого человеческого бытия. Очевидно, подобное знание сделало бы человеческое существование куда более скудным, превращая его в предсказуемый программированный процесс, а самого человека в такой себе биологический организм, возможно наделенный интеллектом, но практически лишенный выбора, а соответственно и иррациональной составляющей своей сущности. Таким образом, человек превратился бы в некое подобие животного, как считает подавляющее большинство ученых мужей, не способное осознавать конечность своего существования.

Соответственно, понимание своей конечности есть мощнейшим движущим фактором к поиску человеком смысла своего бытия, а за одно и желания «заглянуть» за завесу бытия. Очевидно так же и то, что именно иррациональная составляющая человеческого существования, как-то: вера, надежда, любовь, а также вкус, страх, желания, обаяние, есть основной определяющей величиной смысла человеческого бытия, а никак не способность человека к рациональному мышлению, ассоциируемую с разумом. Что же касается разума, то он, прежде всего, есть родовым качеством человека, тем, что, как принято считать, выводит человеческий род за пределы животного мира, превозносит человечество на вершину эволюции, хотя последнее само по себе спорно. А если прислушаться к изречению «Пшекруя», замешанному на сарказме, но, тем не менее, не лишенному смысловой нагрузки, то: «Ум – это способность находить убедительные оправдания собственной глупости».

Здесь, естественно, речь идет об уме касательно каждого отдельно взятого индивида, движущим началом любых действий которого как раз есть иррациональное начало, тогда как рациональное - интеллект, разум - есть некий отображающий механизм. В этом случае основная задача разума состоит в формировании отношения человека к тому, что же с ним происходит, сопоставлении желаемого и возможного, создании некой иерархии целей и ценностей, констатации соизмеримости настоящего и желаемого состояний, будь-то карьера, бизнес, отношения с друзьями или противоположным полом и т.д. При этом есть два основных критерия определения уровня соизмеримости желаемого и возможного, распределенных во времени и пространстве, во-первых, уровень душевной гармонии (спокойствия, уюта); во-вторых, успех.

Что касается душевной гармонии, то это практически сугубо личное, индивидуальное, как принято еще говорить, глубинное переживание, которым не только не возможно поделиться на словах с другими, но которое не подлежит доподлинному осмыслению. Причина здесь возможно кроется в специфике переживания спокойствия и уюта – последние скорее воспринимаются чувственно, нежели констатируются на уровне идей и, тем более, передаются с помощью текста. И лишь по косвенным характеристикам, например, выражению умиротворенности на лице и в действиях, атмосфере доброжелательности и теплоты, можно судить об уровне душевной гармонии человека. Между прочим, сам индивид, чем спокойнее и умиротвореннее у него на сердце, тем меньше он обращает внимание на свое душевное состояние. Естественно, а зачем, если все и так хорошо. Ведь, как и любой другой боли, основная функция душевной состоит в «оповещении» индивида о наличии проблем, углубление которых может привести к непоправимому.

Успех в свою очередь, носит интерсубъективный (межиндивидуальный, воспринимаемый всеми индивидами) характер. Иначе говоря, мы имеем возможность, и не только, рассуждать об успехе. Больше того, об успехе рассуждают везде и повсеместно, не взирая на эпохи, лица и нравы. Сам же успех возведен чуть ли не в первую величину сути человеческого существования вообще. За примером далеко ходить не надо. Совсем недавно, если брать в исторических мерках, стремление быть успешным перевернуло Европу с ног на голову. Речь идет о производственном буме, охватившем Европу во времена церковной реформации. Один единственный постулат, выдвинутый идеологами Реформы, заставил трудиться последователей реформаторства с таким усердием и отдачей, с какой человек вряд ли трудился бы, чтобы заработать себе и своей семье на хлеб насущный. Этот же постулат стал причиной повсеместной экономии, перерастающей временами в манию. Суть постулата сводилась к следующему. Человеку еще до рождения определено его место после смерти: ад или рай.

Последнее никоим образом не зависело от самого человека, рода его деятельности, набожности и прочее. Но само желание, часто навязчивое, знать попал ли человек к сомну избранных, заставляло последнего искать, если не прямые, то хотя бы косвенные доказательства свой избранности (либо отверженности). Так вот, суть постулата сводилась к тому, что успешный при жизни человек, очевидно, является также и избранным. А для подавляющего большинства протестантов чуть ли не единственным способом утвердиться в собственной успешности еще при жизни, то бишь – избранности (Богом), было методичное накопление капитала путем непомерно тяжёлого труда (до 10-12 часов в сутки) и экономии, что стало практически нормой жизни на длительный период для значительной части европейцев (и североамериканцев) и во многом определило особенности трансформации западной культуры. Таким образом, вопрос успеха стал более чем актуален со временем для значительной части европейцев, а далее для каждого, кто, так или иначе, причастен к западной (иудо-христианской) парадигме (культуре), независимо от географии своего существования.

Для сравнения, вопрос об успехе для жителя востока, точнее, носителя иной, чем иудо-христианская, парадигмы (культуры), не имеет такой смысловой нагрузки. А все потому, что на востоке глубоко укоренилась идея реинкарнации (переселения душ): то, что для последователей западных религий и верований, в том числе и иудаизма, нужно успеть сделать в этой жизни, единажды дарованной Богом (Иеговой), для последователей, например, буддизма, ламаизма, синтоизма, суфизма можно совершить за ряд жизней, то есть инкарнаций (воплощений). Кроме того, для жителей востока важным моментом их бытия есть способность абстрагироваться от мира, уходить от его притягательной силы, порожденной желаниями самого человека, «убивая» шаг за шагом в себе мир, таким образом растворяясь в реальности. Тогда как для жителя запада присуще стремление постичь мир, растворить его в себе и в конечном варианте прорваться в реальность. Критерием уровня постижения мира как раз и является для западного человека успех.

И так, вопрос об успехе, как и сами понятия «успех», «удача», «неудача», есть камнем преткновения практически для каждого современного человека, как минимум для тех, кто стал подвержен воздействию доминирующей повсеместно в мире западной культуры. Среди прочих отличительными чертами современной западной культуры, точнее ее пика развития – цивилизации стали, во-первых, культ доллара ($) – счастье не в деньгах, а в их количестве; или, все покупается, все продается: что нельзя купить за деньги, то можно купить за большие деньги. Что невозможно купить за большие деньги, то можно купить за очень большие деньги. Во-вторых, идея могущества человека, опирающегося в своей агрессии по отношению к Природе, в том числе и природе человека на колоссальный прорыв в сфере науки и техники: человек венец природы, особенно в вульгарном материалистическом контексте. В-третьих, идея независимости (самодостаточности), раскрепощенности и вседозволенности в различных своих модификациях, например, феминизм, сексуальная революция, олигархия с охлократическим лицом: человек живет один раз, нужно попробовать все; все, что хорошо тебе – хорошо другим.

Эти и другие отличительные черты западной цивилизации как раз во многом влияют на формирование мировоззрения среднестатистического человека, особенности его мировосприятия и отношений внутри цивилизации как впрочем, и быта. Соответственно, человек, достигший какого-то, относительно высокого по сравнению с окружающими его, уровня в экономическом, социальном и, скажем так, личном плане считается успешным. Но это лишь рациональная грань проявления успеха – то, что можно посчитать, обонять и «пощупать». Больше того, успех в подобном контексте больше соотносим с внешним: что думают о человеке другие, как они воспринимают темп и особенности изменений в жизни человека, нежели с внутренним – уровнем удовлетворения человека тем, что происходит с ним и вокруг него.

Из сказанного следуют, что успех в одно и тоже время соотносим и с мнением, и с ощущением удовольствия – это особенный критерий человеческого существования, указывающий на положение человека в мире. При этом мир следует понимать как Нечто, что воспринимается человеком как отличное от него, противостоящее и в тоже время созидающее его. Мир – это все, чем не есть «Я», но то, что отображено в сознании субъекта. В таком случае успех либо его отсутствие указывает не на что иное, как на гармонию или её отсутствие «Я» с Миром. Другими словами, успех указывает насколько человек способен адекватно действовать в сложившейся ситуации и, во-первых, получать от это удовольствие, во-вторых, формировать соответствующие мнения у других.

Естественно, все сказанное выше лишь теория, частично раскрывающая смысл понятия «успех» и сопряженных с ним понятий. Но для человека ведь главным на самом деле есть не чистое знание, а способность, например, быть успешным. Ведь поднимая горы книг, перечитывая журналы и прислушиваясь к другим, мы не столько интересуемся чужим мнением, сколько ищем «рецепты» сделать себя в данном случае успешным, будь-то продвижение по карьере, рост в бизнесе, завоевание восхищения среди других. И здесь место как раз заметить, что чем больше человек «зарывается» в эту проблему, тем хуже становятся его дела на самом деле. Причин тому много и времени нужно много, чтобы их рассмотреть, но основными из них могут оказаться: первое, не понимания на самом деле того, что же человек ищет: пойти туда, не знаю куда. Найти то, не знаю, что. Второе, созидать самого себя, свое существование куда более тяжело и затратно (имеется ввиду прежде всего время и терпение), нежели, например, поддерживать себя в физической форме, или заниматься самими тяжелыми видами деятельности. Поэтому всегда легче найти в лучшем случае какое-нибудь важное и неотложное дело, а в худшем – веское оправдания, лишь бы не заниматься собой. Третье, даже при наличии желания и потенции преступить к настоящему, скажем так, созиданию себя и своего существования, во-первых, человек сталкивается зачастую с отсутствием хотя бы стартовых знаний – с чего начать, – а главное реальных примеров, подтверждающих неоспоримую и неоценимую результативность самосозидания. Явные достижения других при этом почему-то воспринимаются со стороны как перст судьбы либо воля случая: «Успех – дело чистого случая. Это вам скажет любой неудачник» (Эрл Уилсон), - но не как его личные заслуги. Во-вторых, человек, наталкивается при первых же движениях в направлении самосозидания на яростное противодействие общества в лице насмехающихся друзей и знакомых; претендующих на знание смысла вашего бытия, разношерстных проповедников, попов, ученых и просто мудрецов (СМИ-знахарей); требующих внимания, любви и денег домочадцев.

Соответственно, получается, что легче на все махнуть рукой: успех, счастье, душевный покой и прочею «дребедень», и жить как все: с волками жить – по-волчьи выть.
Но чтобы не завершать статью на такой пессимистической ноте, - а для этого, к счастью, нет оснований: на самом деле далеко не все так плохо, если только человек захочет это понять, принять и воспользоваться этим, - нужно сказать, что свет в конце туннеля действительно существует. А чтобы его увидеть, сперва нужно осмыслить самое главное: что же на самом деле есть человек, мир, Бог, Абсолют, Человек, Вселенная, а также «Я», научиться прислушиваться к себе, своему внутреннему голосу, доверять другим и любить мир.

Между прочим, это совсем не сложно, как не сложно научиться ходить, плавать, любоваться закатом и просто – жить. Эти способности нам дарованы с самого рождения, и только от нас зависит воспользоваться этими способностями либо найти занятия поважнее, например, постоянно задаваться вопросом, почему нам не везет и как с этим бороться; жаловаться на свою судьбу, а еще завидовать успехам других. Если же вы все-таки решитесь что-то изменить в своей жизни, сделать ее более успешной, иначе говоря, прекратить говорить об успехе, а стать успешными, решение найдется само: определитесь с целью и вам станет виден путь. А как его преодолеть – это уже другой вопрос, который мы с удовольствием оговорим в будущем на страницах этого журнала, а может быть и не только.