кинорезензия - Соучастник

Кристина Януш
 ТОМ КРУЗ: «Невозвращенец…»

 Наверное, это самое страшное, прожить всю жизнь и, проснувшись однажды утром, понять, что самое главное в твоей жизни так и не произошло. Понять и ощутить каждым нервом, что твоя мечта так и осталась мечтой. Недодуманной, неосуществленной, непонятой. Еще страшней ощутить себя предателем по отношению к самому себе, своей мечте и жизни. Именно об этом новый фильм Майкла Манна «Соучастник». В основе фабулы – противостояние двух личностей: таксиста и киллера. Обе профессии – крайне популярны, как в жизни, так и на экране. Таксист – чернокожий парень Макс, вкалывает на свою мечту – лимузины напрокат. В качестве отдушины – остров Лима, точнее его фотография. И больше – ничего. Только мечта, нерешительность, и «временная работа» на протяжении последних двенадцати лет. Он – замечательный парень, у него чистое ухоженное такси и расписанный по минутам маршрут. Он отменно знает город, и умеет избегать пробок. На двадцатой минуте фильма к нему в такси садится Том Круз - Винсент. Аккуратно подстриженная борода, благородная седина, дорогой костюм. И пронзительные орлиные глаза. Он чертовски умен и неопровержимо несчастен. К тому же, ему не нравится Лос-Анжелес. Город ангелов бесит его, потому здесь никому ни до кого нет дела. У него было трудное детство, и по нему плачет психоаналитик, но это уже другая история…
Между таксистом и респектабельным убийцей начинается поединок. Сначала поединок смахивает на вполне мирный тандем. Но потом, когда на такси Макса из окна падает мертвец, акценты меняются. Макс превращается в заложника, Винсент в монстра. Первой жертвой Винсента оказывается мелкий наркоман – Рамон. Он-то и падает из окна и подстегивает развитие коллизий. Но дело осложняется тем, что у Винсента – целый список жертв, а именно в количестве пяти человек. Он нанимает таксиста, чтобы тот обеспечил ему беспрепятственный и быстрый маршрут. По ходу дела киллер беседует с Максом на философские темы. Например, почему гибель нескольких десятков человек в Уганде беспокоит таксиста меньше, чем смерть бандита Рамона.
На сороковой минуте фильма на счету Винсента кроме двух запланированных жертв еще две случайных, итого, всего четыре. Том Круг играет безжалостного на первый взгляд убийцу, который даже толком ничего не знает о своих жертвах. Да это и не нужно. Он руководствуется тайными мотивами, о которых режиссер чуть-чуть намекает. В середине фильма герой Круза многозначительно говорит, что в джазе важна не сама музыка, а импровизация. Тогда таксист обеспечивает ему эту импровизацию. Сбрасывает его портфель с моста. Действие закручивается. Заложник вводит киллера в смятение. Каждый из них начинает проявлять себя по-новому. К финалу становится ясно, что Винсент выходит за рамки роли убийцы, он становится лакмусовой бумажкой для Макса, помогая ему оценить себя, свою жизнь, а заодно и будущее.
«У смерти и жизни нет цели», - это слова Винсента, и он по-своему прав. Но и у смерти и у жизни есть причины. Они должны быть, иначе будет утерян смысл. А у Винсента со смыслом проблемы. Почему он убивает? Том Круз, как актер, делает смутные намеки, не оправдывая при этом своего героя. Режиссер вкладывает в его уста сакраментальную фразу: «В метро умер человек, несколько часов труп катался по эскалатору, и никто вокруг не замечал…». Забежим вперед, - Винсент пророчески описывает собственную смерть, просто не знает этого. Но он не механическая машина для убийств, он - думающий, умный, мудрый человек. Так почему же он убивает людей, с которыми незнаком, по заказу подонков, которых никогда не видел, и они не видели его. Может, его сердце покрылось плесенью, или просто он стал заложником своей не свершившейся жизни? ….
Финал стоит всего фильма. Огнем и пулями Винсент вытравливает из Макса нерешительность, страх и бездействие. Он заставляет его бороться. И они борются. Их поединок заканчивается в ночной подземке. Герой Тома Круза умирает, пораженный пулей из пистолета Макса. Он уезжает в рассвет. В абсолютно пустом вагоне метро. Мертвый и одинокий. И сердцем я – на его стороне. Этот человек умер не от пули, он умер гораздо раньше, когда понял, что его мечтам не суждено сбыться. И эта смерть в метро – избавление для него. Подобный сценарий человеческой жизни, к сожалению, распространен. Если задуматься, каждый второй из нас – киллер своей мечты. А когда мечта умирает, приходит одиночество. Оно опаснее любой болезни, потому что стерилизует душу, наполняя ее безысходностью.
Том Круз в роли Винсента – безупречен. Он вообще безупречен, этот Круз Мапотер IV. И в работе и в личной жизни. Он не может иначе. Это его суть. Правильный выбор ролей. Самурайское спокойствие и основательность характера. Запрятанный глубоко внутри «комплекс Наполеона», свойственный мужчинам маленького роста. Любовь к одной единственной женщине в его жизни – Николь. И все это вызывает уважение…