кинорезензия - Незаконченная жизнь

Кристина Януш
 «Мозаика любви»


Фильм режиссера Лассе Хельстрома «Незаконченная жизнь» - о человеческой карме. О прощении, которое более всего нужно не провинившимся, а тоскующим. Об аспектах прощения, о нежелании жить, о справедливости смерти и жизни и их равноденствии. И, наконец, о крупинках честности и надежды, образующих мозаику любви…

Музыка складывается из семи нот. Непостижимо, но факт. Всего семь нот лежат в основе кантат, элегий, романсов, маршей. Точно также – цепочка ДНК порождает человеческий организм. А что лежит в основе души? Вечное перерождение, незаметный вдох, страх и любовь. Или все вместе. Кто виноват в жизни, которую не удалось прожить, как хотелось. Кто виноват в преждевременной смерти молодого мужчины. И виноват ли вообще. «Не судите, да не судимы будете», - самая главная заповедь человека верующего, ибо через осуждение приходит непрощение, а это уже груз на тысячи жизней вперед. Но герой Роберта Рэтфорда не может простить жену покойного сына, потому что сам не хочет жить. Его друг в исполнении блистательного Моргана Фримена покалечен медведем. Покалечен, но не убит. И эта «жизнь наполовину» тяготит его. Потому и выходит под конец фильма на короткий поединок с медведем. Человек и животное расходятся с миром. Это один конфликт.
Есть конфликт двух людей. У каждого из них – своя правда. Героиня Дженифер Лопес – вдова. Ее муж погиб в возрасте двадцати лет. В автомобильной катастрофе. За рулем была она. Погиб он. Несправедливо. Отец ее мужа (Роберт Рэтфорд) не сразу, но все-таки примиряется со смертью сына: «Я хотел бы, чтобы вы оба жили». Прощение – это особый дар, который дается не каждому. Дар от Бога, дар, поднимающий нас на ступень Космического сознания. Если бы мы вовремя научились прощать: себя, близких, тогда многое бы в нашей жизни исправилось.
Еще есть поединок между Дженифер Лопес и ее «бывшим». Не самый интересный поединок, но именно он становится отправной точкой путешествия героини в новую жизнь. Она не просто бежит от побоев и скандалов, но устремляется к новой пристани, за которой ее ждут непростые отношения со свекром, дочерью и новая любовь.
Слава богу, все примиряются. Как впрочем, и в остальных фильмах Лассе Хельстрема – «Правила виноделов», «Шоколад». В них конфликты внутренние переплетаются с конфликтами внешними, душа и тело воюют друг с другом лишь для того, чтобы их союз стал наиболее плодотворным. В фильмах Лассе Хельстрема есть особое «горячее течение», согревающее сознание своим естеством. Очарование маленьких городов, в которых жизнь не бурлит, но течет. Искренность и тоска «маленьких людей», не стремящихся к «неоновому бытию». И каждая крохотная травинка, надгробный камень или полевой цветок как доказательство Божественной мудрости…