кинорезензия - Таинственный лес

Кристина Януш
 «Заповедник душ и мыслей….»

 У данной статьи – два информационных повода. Первый – юбилей Сигурни Уивер. Второй – выход нового фильма Найта Шьямалана. Русские прокатчики нарекли его «Таинственным лесом», хотя в оригинале он переводится как «Деревня». И это важный момент, так как, неправильный перевод искажает изначальный смысл фильма. Режиссер сделал смысловое ударение на слово «Деревня», обозначив этим некое тайное, почти сектантское сообщество. Если же смотреть фильм под названием «Таинственный лес», то зритель будет обманут изначально, ибо лес присутствует в фильме лишь как событийный фон. Посему, новое творение Шьямала надо воспринимать с точки зрения оригинального названия. Тогда все становится на свои места.
Но вернемся к нашим информационным поводам. Сигурни Уивер исполнилось… Определенное количество лет, в течение которых она зарекомендовала себя как героиня из «чужого» мира. Это главный лейтмотив ее творческой жизни. Сигурни Уивер в «Деревне» Шьямала – сельчанка, немолодая женщина, мать персонажа по имени Люций Хант (актер Хоакин Феникс). Сей малый - хмур и неразговорчив, а стало быть, вызывает доверия больше, чем кто бы то ни было другой. Есть в фильме еще две любопытных личности: слепая девушка Айви и больной духом Ной. Последний в исполнении Эдриана Броуди порождает больше сердечных всплесков, нежели весь фильм в целом. Вообще «Деревня» Шьямалана представляется мне не законченным произведением, а беглым эскизом, в котором художники, чаще всего, фиксируют эмоцию и основную мысль. В эскизе нет техники, в эскизе нет границ и четких определений. И это бросается в глаза. Хотя в данном случае подобная стилистика удивляет: Шьямалан – режиссер трепетный, очень организованный и техничный. Он снимает строго по сценарию и в рамках бюджета. «Деревня» напоминает эссе притчевого характера. Сюжет можно пересказать в паре фраз: жители большого города, устав от утрат, сбежали в деревню. Замкнулись, отгородились от «городов» темным лесом, а чтобы молодое поколение не сбежало от них, до смерти напугало их несуществующими лесными монстрами. Вот и все. В интонациях и оттенках заложено гораздо больше, чем в сюжетной линии. Но в итоговом варианте фильма эта глубина забита сюжетными коллизиями. Такое впечатление, что в процессе монтажа выпали важные сцены…
Несколько напрягает «синдром неполноценности», который Шьямалан культивирует практически в каждом своем фильме: в «Деревне» победу над предрассудками одерживает слепая девушка, которая все-таки выбирается через «тайный лес» в «города». Нельзя сказать, что это неправильно, но заштамповано нещадно кинотрадицией воообще. Символично то, что «городом» оказывается тщательно охраняемый заповедник, который приобретает дополнительный смысл, как заповедник не только животных, но и людей. В итоге, люди одержали победу над своими страхами. В который раз. Отличительной чертой фильма стал певучий шекспировский слог, которым изъясняются персонажи.
Что же касается истории с темным лесом, то и здесь нам никуда не деться от вечных фрейдовских сентенций. Абсолютно ясно, что лес символизирует человеческое сознание, отягощенное комплексами, страхами и фобиями. И в фильме Шьямалана представлена борьба людей со всей своей ментальной нечистью. Итог – ободряет. Слепая девушка пробилась сквозь темный лес, вернулась из «городов» и вселила в людские сердца надежду на «светлое будущее». Мне же хочется сказать несколько слов о герое Эдриана Броуди. Наделенный особым магнетизмом «людей блаженных», он полностью оправдывает свое библейское имя – Ной. Не ударь он ножом Люциуса Ханта, вся их деревня и по сей день сидела бы в изоляции… Ной становится движущей силой, рычагом, благодаря которому происходит переход «на другие рельсы» в человеческом сознании…
А вообще надо сказать большое «спасибо» Найту Шьямалану за очень ровный, чуткий и психологически правильный фильм. Нельзя замыкаться на бедах, нельзя хоронить себя в трагическом прошлом. Жизнь – это движение вперед. И этого не избежать…