рецензия - Когда мы умрем

Кристина Януш
 «В ожидании Начала…»

 Мы все однажды умрем. К этому пора привыкнуть. Хотя невозможно. Давайте зайдем с другой стороны. Смерть открывает нам дверь в иные миры: например в мир Льюиса Кэрролла или Уильяма Шекспира…
 Режиссер Дамьен Одуль не принадлежит к французской киноэлите. Критики из "Кайе дю Синема" неоднократно высказывали ему свое высоколобое «фи» относительно его стилистики. Другое дело – особая прослойка зрителя, гордо именующая себя «артхаусниками». Они всячески проявляют благосклонность к режиссеру, давая ему возможность потчевать себя экзотическими киноблюдами. 90-е годы для Одуля прошли в короткометражной суете. Фильмы не вышли в большой прокат, их постигла судьба непризнанных шедевров. Зато полнометражный дебют – фильм "Дыхание" (в нашем прокате "Без удержу") – изрядно прославил режиссера. Более того, «Дыхание» приглянулось жюри Венецианского фестиваля (специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ). Этот шаг значительно приблизил Одуля к большому кино и через два года он впадает в «Заблуждение». На главные роли были приглашены Бенуа Мажимель и Летисия Каста.
Свежайшее откровение Дамьена Одуля о жизни и смерти именуется «Когда нас не станет». Есть и второе название «В ожидании потопа». Фильм чем-то напоминает сумбурно-трогательные произведения Эмиля Ажара. Но поболее – пронзительный фильм Франсуа Озона «Время прощания». Смерть вообще одна из самых притягательных и волнующих тем в мировом кинематографе. Смерть как продолжение новой жизни, смерть как начало конца (или наоборот). Никто так и не дифференцировал смерть, не определил ее временные границы, не проник в хитросплетения тайного смысла. Смерть принято бояться, она как пугающая глубина мирового океана или безбрежная пустота (как принято думать) Космоса. Мы ничего не знаем о смерти, зато она все знает о нас.
В ожидании смерти печальный аристократ с ликом Пьера Ришара (!) коротает последние дни в фамильном замке. В какой-то момент окружающая обстановка производит впечатление шекспировской глумливости. Фамильное поместье в стиле «ампир», бесцельно бродящие прохожие, реплики издалека, трогательное самоистязание аристократа над страницами друга-дневника. Но наступает момент действия. Оно приходит в облике шальной идеи умирающего – поставить спектакль во славу пьяницы Диониса, то есть бога вина и развлечений. Этот замысел как магнит собирает вокруг себя совершенно безумных и необычных персонажей: режиссера-импотента вкупе в подружкой-супермоделью, а также драматурга-слатолюбца, вкупе с реальной коровой. Все эти «оборванцы» поселяются в замке на правах творческих гастербайтеров и веселятся во всю силу.
Фильм «Когда нас не станет» - очередная вариация на тему: «Весь мир – театр» и дальше по Шекспиру. По ходу дела к ней присоединяется тема смерти, точнее, с нее все начинается, но стихийно возникающие комедийные мотивы сбивают с толку. Талантливая задумка режиссера губится на корню бессмысленной хаотичностью Действа. Понятно, что жизнь изначально – процесс стихийный, но она не лишена смысла.
Обожаемый мною Пьер Ришар, достойный серьезных драматических ролей, выглядит абсурдно и отстраненно в этой по-булгаковски беспорядочной кампании. Каждый из театральных персонажей развлекает себя родимого как может, и в целом возникает ощущение дружной «палаты №6». Хотя даже в подобной сюжетной неприглядности человек душевный найдет для себя отдушину. Есть забавные эпизоды, которые в исполнении Ришара смотрятся мило, но если мысленно подставить другого актера – то пошлости не будет конца.
«Когда мы умрем» - странное кино со странным желанием сотворить из смерти водевиль. Будто бы страх ухода провоцирует совсем молодого режиссера на низкопробное высмеивание жизни иной. Подобное мне помнится у Феллини, когда за шутовской балаганностью скрывались страхи и мании, лекарства от которых нет…