рецензия - Братья Гримм

Кристина Януш
 «И не ангел, и не бес….»

 Забавное кино придумал Терри Гиллиам. Он вообще – большой оригинал и хохмач. Любит покуролесить от души в кинопространстве. До сих пор не могу забывать его хулигански эстетский фильм «Приключения Барона Мюнхгаузена». Что ни сцена, то шедевр, что ни актер, то гений. А сколько юмора и христианской доброты… И метафор не счесть. Новое кино «made in Gilliam» - «Братья Гримм» - бедней на «вкусности» и «изюминки», но веселит отчаянно. Братья Гримм – замечательные исторические персонажи, реально жившие когда-то на Земле-матушке. Собиратели сказок, путешествовавшие по миру в поисках сказаний и легенд. Серия «Жизнь замечательных людей» утверждает, что братья были дружны меж собой необыкновенно. «Киношные» Якоб и Вильгельм обитают в Германии 19 века и колесят по немецкой земле не только в поисках народного фольклора. По ходу дела они подрабатывают «охотниками за приведениями». На поверку же, господа сказочники оказываются обычными жуликами, зарабатывающими на жизнь столь экстремальным способом. Их милые авантюры вроде «поимки ведьм и леших» выглядят добродушным жульничеством. Все это продолжается до тех пор, пока сказка, ценителями которой они себя считают, не поглощает их. Они оказываются на чуждой себе территории, ибо территория сказки не столь прекрасно карамельна, как считают некоторые. Заколдованный лес, оборотни и тайные тропы, говорящие лягушки, волшебные зеркала. Одним словом, вся эта нечисть предлагает братьям Гримми возможность сразиться. На кону - жизнь нескольких юных дев, молодость которых необходима Злой Колдунье, чтобы…. Секундочку, пересказывать сказки – дело глупейшее, а тем более, когда они экранизированы таким мастером как Терри Гиллиам. Это «фольклорное» произведение, наполненное добротным стебом, сочными гэгами и нестандартными визуальными решениями, нужно узреть воочию.
В роли братьев Гримми «засветились» Хит Леджер и Мэтт Деймон. Актеры абсолютно противоположные по стилистике и актерскому «типажу». Вот и надумалось «доброму Тэрри» столкнуть братьев лбами. Так народился внутренний конфликт между двумя сказочниками, ставший чуть ли не основной движущей силой сюжета. К тому же, очень кстати Гиллиам вплел в канву фильма проблему веры. Неважно во что, - в сказки, любовь, Бога. Вера – состояние человеческой души, абсолютно не изученное, неизведанное, творящее чудеса, почище всемогущего прогресса. Посему, Гиллиам под финал позволяет себе морализаторскую нотку: вера – могущественна, она способна даже воскрешать из мертвых…». Вот так.
Начало «Братьев Гримм» напоминает американские программы, разоблачающие фокусы великих иллюзионистов. Далее, сюжет разворачивается по принципу средневековых саг о мракобесии и спасительной любви. Сказочный антураж напоминает ужастики господина Гауфа, от которых хочется забраться под стол или с головой накрыться одеялом. Как в детстве. Сказать по правде, в мире Терри Гиллиама не очень уютно. И дело даже не в монстрах, живых деревьях и колдуньях. Какой-то смрадный дух, склепного свойства, исходит от происходящего. Другое дело «Волшебник из страны Оз», «Белоснежка и семь гномов», «Питер Пэн», наконец. Должны ли сказки пугать, поселять в юной душе сомнение и страх, или же они должны сквозь призму доброго волшебства воспитывать в нас просто порядочных людей. Наверно, скорей второе…
Оговорюсь. Все дело в том, что братья Гримм были собирателями народного фольклора, а не сочинителями сказок, как Астрид Линдгрен и Питер Барри. А народный фольклор – понятие мрачное, языческое. Из поколения в поколения, из уста в уста переходят сюжеты о леших и оборотнях, домовых и троллях. Подобной «красоты» полно у норвежских, шведских, финских народов. Почитайте сказки «малых народностей» - там и вовсе «глушь болотная», не говоря уже о том, что у подобных сказок счастливый конец редко предусмотрен. «Золотой серединой» является классический сказочник Ганс Христиан Андерсен, сумевший создать неповторимые по стилю и сюжету сказки, вобравшие в себя и глубину восточных притч, скандинавских легенд, и европейского фольклора. А в фильме Тэрри Гиллиама по тропинкам бродят не ангелы и не бесы, а нечто гибридное, смешанное в душе и теле, но жаждущее прикоснуться к миру людей с неистребимым любопытством и тайной завистью.
Подводя итог, хочется сказать следующее: фильм Терри Гиллиама рекомендуется к просмотру многократно. Бегите и смотрите: на великолепного «самодура» Джоната Прайса, «горячих парней Гримми» в исполнении Хита Леджера и Мэтта Дэймона. Ну, и безусловно, роскошно инфернальная Моника Беллуччи возбудит в вас тайные страсти, о которых вы не ведаете, лишит вас остатка разума (при условии его наличия), проникнет в вашу душу холодными щупальцами обольстительного зла. Вкушайте сие «визуальное блюдо», господа кино-гурманы, получайте удовольствие, постигайте темные и светлые стороны Ее Величества Сказки. Но не забудьте, при этом, укомплектоваться карманным евангелием для установления душевного равновесия…