киноэссе - Атом Эгоян

Кристина Януш
 ЭТОМ ЭГОЯН: «Египтянин…»

 Священная земля Египта породила многих героев. И не только героев. Но Личностей наделенных особым художественным даром, умением смотреть на мир с неожиданной точки. Талант чувствовать и понимать внутренний смысл предметов, людей событий, а не просто видеть их физическую оболочку. Он вылепил форму для самых разных эмоций – скорби, радости, надежды. И пустил их по рекам своих фильмов, заставив жить отдельной пронзительной жизнью. Мы можем не помнить его имя, но забыть его «Экзотику» с тягучей египетской музыкой и медленно плывущим действием подобно каравану верблюдов в пустыне – невозможно. Его «Славное будущее», фильм, который самую скорбную скорбь возвел в священный ранг религиозного ритуала. Плач родителей по своим погибшим детям услышали даже на американских берегах. Тоже было и с «Араратом» - сердцевиной общей вины и боли… Режиссера этих фильмов зовут Этом Эгоян.
Наполовину армянин, наполовину канадец. Его родиной был Каир, пыльный, шумный, полный мистических загадок и утробных желаний. «Альма матер» - Университет в Торонто, где считался одним из лучших студентов. Там же с ним случился первый приступ режиссеромании. В результате – на свет вылупились несколько оригинальных короткометражек. Полноценный дебют в 1984 году («Ближайшие родственники») окончательно уверил его в собственных силах. Уже тогда он обеспокоился техногенным одиночеством человека среди ему подобных. Уже тогда он постиг изолированность людской души и захотел рассказать об этом миру. В 1991 году для него наступило время настоящего кино - «Страховой оценщик» - фильм-провокация, жесткий, опасный, завораживающий. Он снял его на одном дыхании. Сценарий писался легко и быстро. Уже на этом этапе одной из очевидных черт его режиссерского почерка стало умение проникать сквозь скорлупу обывательского представления зрителя. Он не просто шокировал дерзкими образами, эпатажными характерами, но будто впрыскивал в душу инъекцию мышьяка, обладающего силой яда и лекарства одновременно.
 Он заявил о себе, его услышали. Но ему этого было мало. В 1994 году он написал сценарий, спродюсировал и снял как режиссер один из лучших фильмов «Экзотику». Это - закрытый клуб для избранных – «Экзотика», в котором можно любить, не прикасаясь руками к объекту страсти. Это - альтер-эго режиссера – актер Брюс Гринвуд в роли аудитора, преследуемого отупляющим горем. И, наконец, в главной роли - сама любовь, затерявшаяся в нефритовых лугах его памяти. Центром всего – становится девочка, дочь аудитора, убитая местными подонками в этих нефритовых лугах…
 В 1997 году он снял завораживающий, «зимний» фильм-притчу о бескрайности человеческого горя. О том, что когда родители теряют ребенка, даже сама природа скорбит вместе с ними. Многие режиссеры пытались поместить горе или боль утраты в рамках кинокадра. Мало, у кого получилось. Этом Эгоян смог рассказать о тех непоправимых метаморфозах, которые происходят в душе скорбящего.
 В 2002 году Эгоян решился на подвиг. Без соплей и слюней он рассказал о геноциде его родного армянского народа. «Арарат». Почему-то об этом в массово потребительском кино говорить не принято. Зато о еврейском геноциде мы знаем все и даже больше. В главной роли – французский шансонье армянского происхождения – Шарль Азнавур. Тот же режиссерский почерк, аутично пронзительный, без голливудского лоска и слез напоказ. Эгоян жестко и по-мужски дал понять, что подобные преступления не имеют срока давности. Турки его не поняли, но Эгояну наплевать. Он выговорился, выплеснул боль, перешедшую рамки личного, ставшую болью целой нации.
 Сегодня он отец двадцати фильмам. Сценарист почти для них всех. Продюсер, монтажер (монтаж – как пластическая операция режиссерского замысла, итоговая формотворческая). Профессиональное признание его режиссерского гения, выражающееся в «ветвях», «рыцарях», «львах» и прочих символах растительно-животного мира – не зашкаливает. Дело ограничилось специальным призом степенного каннского смотра за «Славное будущее» и «оскаровской номинацией».
 На нынешнем каннском фестивале он представил новый фильм - «Где таится правда». Стоит посмотреть. Потому что каждый фильм Этома Эгояна – это опасная, но интересная экспедиция вглубь человеческой души, в которой можно или пропасть навсегда как в египетской пустыне или возродиться…