киноэссе - фильмы о войне

Кристина Януш
 «В состоянии войны…»

 Война. Порождение и следствие амбициозной человеческой натуры. Хотя, и среди животных случаются военные кампании – за самку, за территорию, за добычу. Но человек во всем своем ничтожном величии придумал способ доказывать свое превосходство над природой и себе подобными. В этих целях на заре цивилизации он создал оружие, сначала холодное, затем огнестрельное. Но этого ему показалось мало. Он заставил физическую суть природы работать на себя, - расщепил атом, покорил ветер и солнечную энергию, создал радиацию, вывел сорта бактерий-убийц, как новый сорт огурцов в дачной теплице. И возомнил о себе. Нарек себя Властелином, Пророком, Царем Царей…
 Человек породил войну. Он выпестовал ее, подобно тому, как мать лелеет свое дитя. Но случилось так, что Война покорила человека. С паразитической цепкостью она овладела его разумом, душой, стремлениями, мечтами. В мужском миру Война – это забава, игрушка, с помощью которой воины тешат свое самолюбие. Кто-то мне возразит: «война – это искусство, породившее великих полководцев, военных тактиков, шпионов и т.д.». Да, искусство, но думается, что без него планете Земля жилось бы несколько спокойнее. Увы, день нынешний окончательно закрепил за Войной титул основного атрибута мировой политики, - с ее помощью бездарные политики разрешают конфликтные ситуации. Сегодня Война одна из трагических примет современной цивилизации. Она проникла в политику, науку, психологию, литературу. Обрела различные формы и качества, - тайные заговоры, интриги, оговоры, которые иногда страшнее атомной бомбы; войны информационные, когда в ход пускаются шпионаж, скелеты в шкафу, компроматы, любовницы и левая бухгалтерия. Также бедная наша Вселенная терпела и терпит религиозные, биологические, ядерные войны.
 Если же говорить о смысловом значении войны, то здесь разновидности следующие: идеологические, завоевательные, исследовательские, освободительные. В год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне уместно уделить внимание последнему виду войны – освободительной. Русские люди, хочется подчеркнуть, именно русские, а не американцы и японцы, победили во второй мировой войне. Цена оказалась непомерно высокой – наши 26 млн. погибших против 2, 7 млн. немцев. В послевоенные годы в Советском Союзе было снято очень много фильмов о войне. Некоторые из них стали всенародно любимыми: «Небесный тихоход», «Служили два товарища», «Они сражались за Родину», Летят журавли", "Баллада о солдате", "Белорусский вокзал", "В бой идут одни старики", "Судьба человека". Все они не просто рассказывали о войне и человеческих судьбах, они раскрывали главный секрет победы русских солдат. Мы победили, потому что страстно хотели этого. Потому что эта война была испытанием, прежде всего, нашей любви к стране. И чтобы там современные политиканы не говорили про политику и особые военные технологии, победить нам помог подлинный боевой дух, проще говоря, русскому солдату было за что бороться. Поэтому в военных фильмах кроме жестокости кровопролитной битвы присутствовала особая атмосфера – теплая, по-доброму ироничная, веселая.
 Зарубежный кинематограф также внес свою лепту в военную летопись. Вот лучшие мировые фильмы на военную тематику.
 «Охотник на оленей». Режиссер Майкл Чимино. Один из самых страшных и реальных фильмов о вьетнамской войне. Юный Кристофер Уокен получил «Оскар» за роль молодого солдата, так и не сумевшего победить в себе «вьетнамский синдром».
 «Мюриэль или Время возвращения». Режиссер Ален Рене. Французская военная компания в Алжире. Сотни молодых ребят, вернувшись с нее, так и не смогли оправиться от этого поражения.
 «Список Шиндлера», «Пианист», «Список Вариана», «Жизнь прекрасна». Режиссеры - Стивен Спилберг, Роман Поланский, Лайонел Четуинд, Роберто Бениньи. Самые страшные и пронзительные творения на тему еврейского геноцида. Это один из основных пластов второй мировой, экранизация которого практически любому режиссеру гарантирует получение наград. Тема, о которой сказано и написано даже больше, чем нужно. Тема, заслонившая абсолютно геноцид других национальностей, таких как армяне, сербы, турки, татары…
 «Враг у ворот». Режиссер Жан-Жак Анно. Фильм-притча. Фильм-поединок. Два снайпера, немецкий и русский, друг против друга. Смертельный поединок двух оптических прицелов. Филигранная меткость выстрелов, ювелирная игра актеров – Джуда Лоу и Эдда Харриса.

 Война запротоколирована, экранизирована, заключена в рамки батальных живописных полотен. О ней написаны философские трактаты, научные изыскания, монографии и романы. Мы замахнулись лазерным мечом на далекие миры и космические просторы. Война, как сгусток отрицательной энергии, кажется нам основным средством проникновения в пласты отдаленного будущего. Отныне мы грезим не во снах, а почти наяву – в виртуальной реальности, в графических трехмерных системах, в Интернете, но не о любви и Знании, а о победе над иными цивилизациями. В футуристическом бытии мы мыслим себя воинами. Мир нам не по душе. А жаль…