киноэссе - Неформальное кино

Кристина Януш
 «Голубые» дали кинематографа»

 Гомосексуалисты, геи, педерасты, «голубые». Странные существа. Загадочные. Для нас, гетеросексуалов, они словно жители иного мира, - порочного, отверженного. Их бесполезно осуждать, ибо корни гомосексуальности тянутся из глубины веков. Их существование естественно как воздух и туманы над рекой. Платон обожествлял «священную» любовь между учителем и учеником, Римская империя славилась разнообразием и распутностью в сексуальных отношениях, включая и «неформальную» любовь. Кто же они такие, мужчины «не как все», и почему ХХI век полностью подчинен этой сексуальной «антинорме»…

Когда-то о гомосексуалистах было принято говорить как о несчастных людях, в генной структуре которых произошел коварный сбой. «Их надо лечить», - кричали одни. «Сажать и высылать на 101 километр», - кричали другие. А «неформалы» продолжали жить и любить, и ко всему прочему, снимать кино…
Лукино Висконти - Хельмут Бергер. Союз любви и таланта. В «Людвиге» и «Гибели богов» взаимное притяжение этих людей читается в каждом кадре, в постановке света, в плавных движениях камеры. Во всем. Так снимать актера мог только сердечно привязанный к нему человек. Глядя на такую нежность, начинаешь сомневаться в правильности гетеросексуального союза, в котором довольно редко встречается подобная чистота чувств. Не менее чутким Висконти был и в фильмах с молодым Аленом Делоном – «Рокко и его братья», «Леопард». В то же время каждый кадр был пропитан обреченностью этой любви, которой никогда не суждено перейти в разряд легальных отношений.
В итальянском кино расцвет экранного гомоэротизма пришелся на 60-70-е годы. В английском кино в конце 70-х годов режиссер, художник и откровенный «неформал» - Дерек Джармен снимает «голубую любовную песнь» - фильм «Себастьян». Для чопорной Британии подобное пиршество сексуального распутства – откровенный скандал. Тем не менее, Джармена провозгласили творцом Нового Гомосексуального Кино. Казалось, в реку кинематографа влилось мощное свежее течение. Джармен упивается новыми горизонтами. Дерзко и безудержно он снимает откровенные фильмы о геях в историческом контексте: “Эдуард II”, “Караваджо”, “Виттгенштейн”. В его фильмах нет приглушенной эротичности как у Висконти, это фильмы – протесты, воинственная кода новой «голубой» прослойки общества. Путь Джармена-человека обрывается в 1994 году. Он умирает от СПИДа. Джармен-режиссер боготворим «отверженными» до сих пор… Похожая участь постигла и французского режиссера Сирила Коллара. Его «Дикие ночи» стали культовым фильмом, но на вручение «Сезара» Коллар не смог приехать по причине своей физической смерти.
Среди режиссеров-гомосексуалистов наших дней – Педро Альмодовар, Гас Ван Сент, Франсуа Озон. В творчестве этой троицы «голубая любовь» не просто цветет пышным цветом. Она пропитана глубоким психологизмом. Диковинные отношения между красивыми накаченными мальчиками странным образом лишены грязных оттенков. Порочность, когда-то присущая лишь геям (с точки зрения гетеросексуалов), отныне сопутствует сексуальной культуре вообще. Если раньше в гетеросексуальном обществе принято было «любоваться-миловаться», то теперь все повально «занимаются сексом» и «трахаются». Постельные эксперименты современных возлюбленных – за гранью любой морали. После распада Союза за какие-то десять с лишним лет сознание современного поколения было перекроено полностью. От советской системы ценностей – камня на камне не оставлено. Разврат спокойно причисляется к «новому формату» сознания. В то же время, чем распущенней становится общество, тем целомудренней – кинематограф…

Тема гомосексуализма – неисчерпаема в кино, литературе, живописи. Отныне эти люди – неотъемлимая часть мировой культуры. Корни этого явления искать бесполезно. Отрицать тоже. Причиной ли тому генетические сбои, моральная распущенность или кромешное одиночество и вырождение союза «мужское и женское» как такового. В то же время, нельзя отрицать, что изгои-гомосексуалисты, объединившиеся в своей печальной обреченности, на сегодняшний день являются одним из самых богатых, мощных и влиятельных сообществ в мире. Они рулят в искусстве, политике, управляют процессами, скрытыми от масс, владеют тайными знаниями. И главный вопрос уже формулируется иначе: не кто победит, а кто выживет – гомо и гетеро…
Если же рассуждать с позиций Космоса, все мы – птахи божьи. И наши интимные предпочтения вряд ли влияют на «парады планет» и рождение «черных дыр». Но как знать, не станет ли наша сексуальная распущенность тропинкой в Тартар. Не доведет ли нас интимная аморальность до саморазрушения. И еще. Гомосексуализм – это любовь, лишенная «зерна жизни». Деторождение как дар Божий, не дается изгоям. Стало быть, Господь высказал свое мнение по этому вопросу…