киноэссе - Софи Лорен

Кристина Януш
 СОФИ ЛОРЕН: «Богиня на все времена»

 Краткое вступление о славной киноэпохе
Поколение, рожденное в начале семидесятых, воспитывалось на творениях Рене Клера, Марселя Карне, Рене Клемана; Витторио де Сика, Джузеппе де Сантиса, Франческо Рози… Дивное было время. «Похитители велосипедов», «Дни любви», «Под крышами Парижа», «Красный шар», «Вчера, сегодня, завтра», «Рим – открытый город», «Жюльетт, или Ключ к снам»… Об этих фильмах можно говорить бесконечно. Конечно, советскими критиками они рассматривались, прежде всего, с социально-политической точки зрения. Но мы, десятилетние мальчишки и девчонки были очарованы романтичным реализмом «рабочих окраин», искренней интонацией и колоритным фольклором. Мы многое еще не понимали, но аромат этих картин навсегда впитался в нашу память. То время безвозвратно ушло. И кажется, что мы, ныне тридцатилетние, состарились вместе с нашими кумирами. Жан-Поля Бельмондо и Алена Делона мы считали кумирами наших мам, но и в наши души эти чаровники успели заронить зерна любви и поклонения.
Геометрия красоты
Есть в этом мире красота редкая, непостижимая, увы, уже уходящая с экрана. Неподдающаяся социально-политическим нормативам и долям сантиметра. Красота не сексуального уровня, но духовно-мистического. Очаровывающая, завлекающая, покоряющая скорее мысли, нежели тело. Она присуща богиням старого кино. Анук Эме, Катрин Денев, Брижит Бардо; Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Одри Хепберн; Клаудиа Кардинале, Джина Лолобриджида, София Лорен. Их красота – неоспорима, филигранна, архаична (в хорошем смысле этого слова). В их времена тоже существовали частные клиники эстетической хирургии, но они сумели сохранить свою внутреннюю красоту. И эта внутренняя красота проявилась на их лицах, как знак Венеры. (У современных актрис – Николь Кидман, Кэтрин Зэты-Джонс или Шэрон Стоун никогда не будет этого знака в глазах, этого целомудренно-сексуального обаяния. Они не хуже и не лучше, они – другие…)
 София Шиколоне: рождение
Тема нашей беседы – жизнь и творчество Софии Лорен. Она - виновница нынешнего торжества. В этом году у нее юбилей. Не будем опускаться до цифр, кому любопытно, загляните в кино-словарь. Мы же вспомним с благодарностью путь этой Настоящей Женщины от кино…
В год, когда Генри Миллер опубликовал свой скандальный роман «Тропик рака», а чета Кюри сделала доклад об открытии искусственной радиоактивности, в римской клинике королевы Маргариты в последних числах сентября на свет появилась девочка. Ее нарекли Софией, что значит «мудрость». Ее рождение было омрачено двумя фактами: мать новорожденной, Ромильда Вилани, не состояла в законном браке с отцом девочки РикардоШиколоне. Это, во-первых. А во-вторых, малышка родилась жутко худая и некрасивая. Спустя месяц, мать с ребенком покинули чопорно-пуританский Рим. С позором. Они вернулись в свою богом забытую деревушку. В истории рождения будущей «кинозвезды» был приятный момент, - отец все-таки даровал крошке свою фамилию - Шиколоне.
 София Шиколоне: трансформация
Красота, как известно, дама капризная. Иногда она заявляет о себе там, где ее совсем не ждали. К 14 годам старшая дочь мадам Вилани – София стала проявлять признаки внешней миловидности. Первой ласточкой оказался молодой учитель физики, посватавшийся к ней, но строгая мать была непреклонна. Она хотела для своей дочери прочного финансового и семейного положения. Через два года в Неаполе был объявлен конкурс «Королева моря». Ромильда Вилани решила, что это хорошая возможность явить свое дитя миру. Она сшила для дочери платье из занавески, перекрасила ее единственные черные туфли в белый цвет и поехала с ней на конкурс. Первого места София не получила, зато вошла в десятку «красавиц» Неаполя. После этого мать буквально за руку отвела дочь в актерскую школу Неаполя. Но до звездного часа было очень далеко.
Через четыре года София Шиколоне приняла участие в конкурсе красоты «Мисс Рим». Она заняла второе место, и это ее огорчило. Тогда она не знала, что вытащила самый счастливый билет в своей жизни. Его звали – Карло Понтии. Продюсер и режиссер.
 Пигмалион и Галатея:
 Пигмалион, по имени Карло, был на двадцать сантиметров ниже Галатеи. А Галатея, по имени София, на двадцать лет моложе Пигмалиона. Но это не помешало им обогатить жизнь друг друга. Карло Понти, маленький, толстенький и некрасивый, стал единственным человеком в ее жизни, которому она обязана всем. Остается лишь восхищаться тем, как этот человек лепил из деревенской простушки великую кинозвезду и прекрасную женщину. Как истреблял ее неаполитанский акцент, как открывал ей мир литературных классиков, воспитывал в ней гордость и благородство, учил ее ходить по узкому проходу и бедрами закрывать дверцы тумбочек. Благодаря этому ухищрению родилась умопомрачительная походка «а-ля» Софи Лорен. Да, труды Карло Понти не прошли даром. Но было еще что-то неуловимое, тайное, - зерно, из которого вырос и расцвел этот цветок по имени Софи Лорен. Этот подсолнух, стройный, высокий, гордый…
 Немудрено, что спустя некоторое время Софи и Карло поженились. Хотя семейным счастьем им удалось насладиться далеко не сразу. Они зарегистрировали свой брак официально в 1957 году в Мексике. Но для этого Карло пришлось развестись со своей женой. А католическая Италия разводов не признавала. По их законам Карло стал двоеженцем. Чету Понти стали преследовать судебные власти. Им, как ни странно, помогла первая жена Карло. Она предложила им уехать во Францию, принять там гражданство и заключить повторный брак, что они и сделали.
 В 1969 году родился первый сын Софи Лорен – Карло, спустя четыре года – сын Эдуардо. Обе беременности дались актрисе с огромным трудом. Каждую из них она отлежала на сохранении. Ради сыновей она на долгое время забыла о работе. Но в отличие от своей матери, она родила обоих детей в законном браке и никогда не испытывала нищеты или недостатка любви со стороны мужа. Последний баловал ее, как мог, - дарил ей старинные особняки, дорогие украшения, шикарные наряды, ловил каждое ее слово, трафил ее капризам.
 Софи Лорен, кино: тернии и победы
 Те, кто считает, что актриса София Лорен родилась подобно Афродите, легко и быстро, сильно ошибается. Путь этой женщины в кино был непрост. Прежде чем стать звездой фильмов Витторио де Сика, она была вынуждена сниматься в дешевых поделках. Режиссеры эксплуатировали ее прекрасные внешние данные, - высокий рост, рельефные черты лица, красивую фигуру. Она начинала статисткой в фильмах, где играли Анна Маньяни и Витторио Гассман. Ей пришлось сниматься обнаженной в бездарной картине «Две ночи с Клеопатрой». Помимо прочего была целая обойма (с десяток, если не больше) сюжетов слащавых, примитивных: «Сердца на море» (дебют Лорен в кино), «Мечты Зорро», «Обещание», «Торговля невольницами», «Африка под морями» (актриса выступила под псевдонимом Лорен).
 В 1954 году Лорен снялась в фильме Витторио де Сика «Золото Неаполя». С этого момента началась ее настоящая карьера в кино. Настоящие фильмы, настоящие режиссеры и сценарии. Витторио де Сика стал ее «крестным отцом от кино». В 1957 году американские продюсеры обратили внимание на итальянскую кинодиву. Лорен заключила контракты с крупными кино-компаниями «MGM» и «Paramount». Режиссер Стенли Крамер во время съемок фильма «Гордость и страсть» был очарован ею, и как актрисой, и как женщиной. Партнер по фильму Фрэнк Синатра сказал: «Она бесподобна, она лучше всех». «Любовь под вязами» Дэлберта Манна открыла для американцев талантливую итальянскую актрису – Софи Лорен. Всего в Голливуде Лорен снялась в 12 фильмах, из них «Черная орхидея» получила приз за лучшее исполнение женской роли на венецианском фестивале 1958 года. В конце 60-х она снялась в последнем фильме великого Чарли Чаплина – «Графиня из Гонконга». Режиссер был безумно в нее влюблен, но она сразу дала понять, что роман между ними невозможен.
После «американского периода» Софи Лорен вернулась к сотрудничеству с Витторио де Сика: «Чочара» (премия «Оскар»), «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по итальянски», «Подсолнухи»…
 Софии Лорен: партнеры в кино
 Мы не будем затрагивать тайные романы актрисы со знаменитыми партнерами. Любовь капризна, она вынуждает нас идти против общепринятых правил и традиций. Но сердечные драмы оборачиваются иногда маленькими победами. Любимым кинопартнером Софии Лорен был Марчелло Мастроянни. Они не просто вместе снимались в своих звездных фильмах: они понимали друг друга с полуслова, встречались вне съемочной площадки, помогали друг другу в сложных ситуациях. Марчелло восхищался ее красотой, железной волей и сильным характером. Ей очень тяжело было сниматься с ним в фильме Роберта Олтмана «Готовое платье». Она видела, как болезнь пожирает ее близкого друга, и ничего не могла с этим сделать.
 Софи Лорен сегодня
 Она написала автобиографию под символичным названием: «Живя и любя». Книга переведена на все европейские языки мира. Выдержала несколько переизданий. Снимается она теперь гораздо реже. Большую часть свободного времени проводит с семьей. И готовит, готовит, готовит. Ее дорогие мужчины утверждают, что делает она это также бесподобно, как играет в кино.
 В 1991 году Софии Лорен был присужден почетный «Оскар» за вклад в искусство. Она удостоена ордена французского Почетного Легиона. А в 2000 году портрет актрисы был помещен в «капсулу тысячелетия». Что еще можно к этому добавить…

«Бриллиантовые фильмы» Софи Лорен:
«Знак Венеры», 1953
«Золото Неаполя», В. де Сика, 1954
«Хлеб, любовь и…», Д.Ризи,1955
«Гордость и страсть», С. Крамер, 1958
«Любовь под вязами», Д.Манн, 1958
«Ключ», К.Рид, 1959
«Черная орхидея», М. Ритт, 1959
«Чочара», В. де Сика, 1961
«Бокаччо-70», В. де Сика, 1962
«Альтонские узники», В.де Сика, 1963
«Вчера, сегодня, завтра», В. де Сика, 1964
«Брак по-итальянски», В. де Сика, 1965
«Леди Л», П.Устинов, 1966
«Графиня из Гонконга», Ч.Чаплин, 1967