киноэссе - Кейт Бланчетт

Кристина Януш
 Кейт Бланчетт: «Стокрылая….»

 Она совсем не похожа на австралийку. Скорей в ней есть что-то от английской аристократки, - изящная продолговатость форм, породистая бледность лица, чопорная выдержанность. Сюда же можно отнести гордый поворот головы, летящую походку и узкие зеленые глаза, как у хозяйки медной горы… С другой стороны, она не столь уж и красива. Слишком длинный нос, большой рот, нарушенные пропорции лица, но в целом, ее лицо завораживает, возвращая к жизни легенды о добрых скандинавских феях.
Кейт Бланчетт славится тем, что с легкостью может договориться с призраком. Она вообще с ними на короткой ноге. Все началось в далеком детстве, когда она училась в закрытой мельбурнской школе. Там в одном из садов жил призрак умершей девушки. «Я думаю, ее звали Нелли, - говорит Кейт, - я не знаю, как это все произошло, и кто стал виной ее ухода, но мне очень хотелось ее увидеть». Призраки преследовали ее и позже, когда она играла в фильме Шекхара Капура «Елизавета». Режиссер полгода искал актрису на главную роль, все решил случайный постер фильма «Оскар и Люсинда», увиденный им на улице. Роль королевы-девственницы до Кейт уже играли Бэтт Дэвис и Гленда Джексон, но только Бланчетт удалось соединить в этом трагическом образе ранимость, жесткость, и непорочную сексуальность королевы английской. Тогда она чуть-чуть не дотянулась до «Оскара», ее обошла бездарная Гвинет Пэлтроу, но в феврале этого года она взяла свое за роль Кэтрин Хэпберн в скорсезевском «Авиаторе».
 Когда ее просят рассказать о детстве, она всегда вспоминает то далекое утро, когда сидя у окна в своем доме, помахала отцу рукой. В тот же день ее 40-летний отец умер от инфаркта. С тех пор она так ласкова со всеми, кого знает. Даже когда расстается с человеком ненадолго, все равно нежно целует и провожает как будто навсегда. «Я слишком рано поняла ценность времени, точнее, его бесценность…». Кейт Бланчетт чувствует время, она без часов может сказать, сколько сейчас часов и минут. Для нее открыты чудеса сердца, она верит в то, что красота – это не самое главное в жизни женщины. И с лукавой улыбкой в глубине изумрудных глаз добавляет: «женщина должна быть необыкновенной сильной, но только для себя самой. Не надо демонстрировать свою силу, иначе окружающие пугаются, думая, что ты посягаешь на их мир и свободу…»
 Муж Кейт Бланчетт – сценарист Эндрю Эптон, лысый, невзрачный, полный мужчина утверждает, что ангелы живут не на небесах, а в кухне их австралийского дома. Этот ангел босой и в переднике с наслаждением открывает банку томатов, при этом строя забавные рожицы своим двум сыновьям. Зовут ангела – Кейт. «Она до нелепости не умеет готовить, прибираться, только вот за покупками любит ходить, одним словом, Кейт совсем не хозяйка, но зачем в доме я, именно я этим всем и занимаюсь…», - смеется Эптон. Они встретились в прошлом веке (смешно звучит) на спектакле по чеховской «Чайке». Это не была любовь с первого взгляда, нет, это была любовь с первого поцелуя. Эндрю поцеловал Кейт, и она забыла, что он лысый, толстый и зануда. В декабре 2001 года Кейт родила первенца Дэшилла, а в апреле 2004 – сына Романа. Так что у них с мужем полный джентльменский набор.
 А еще Кейт Бланчетт подобна хамелеону, который с легкостью меняет окраску в зависимости от места расположения. Точнее, все зависит от роли, которую играет эта актриса. За способность виртуозно перевоплощаться ее прозвали второй Мэрил Стрип. Наверное, это неправильно, потому что Мэрил Стрип – это Мэрил Стрип, а Кейт Бланчетт…. Впрочем, мы и так уже слишком много сказали о ней. Сама Кейт не особо говорлива: «Я не обсуждаю свой брак, может, поэтому он такой счастливый?», - замечает она, даже не подозревая насколько близка к истине. Счастье не терпит суеты и словоблудия. У нее и на тему счастья есть мудрое изречение: «Чем меньше я думаю о нем, тем счастливее себя чувствую…».
 Кейт Бланчетт наполнена «Даром», как небесная купель, ее не пугают «Корабельные новости», «Дорога в рай» не увела от земных помыслов, и даже «Талантливый мистер Рипли» не способен был увести ее от любимого мужа-увальня. «Властелин колец» наполнил ее благодатью эльфийской королевы, а «Елизавета» приоткрыла ей драму сильной женщины, которая всегда одна среди слабосильных мужчин. Кейт Бланчетт никогда не проходит проб, режиссеры не унижают ее подобными сомнениями, если они просят ее прочитать сценарий, значит, знают, что им нужно только она. Ее не всегда узнают на улицах, зато в Англии знают как блистательную драматическую актрису. Кейт Бланчетт из тех, кто не стремится дотянуться до неоновой славы, жизнь которой подобна бабочке-однодневке. Ее больше заботит диккеновское счастье у семейного очага. И еще она любит повторять, что с тех пор как в ее жизнь вошли муж и дети, она ощущает себя так, будто у нее за спиной сто крыльев…».