киноэссе - Аль Пачино

Кристина Януш
 АЛЬ ПАЧИНО: «Король без королевства…»

 По жизни он Король. Но не простой, а шекспировский. Король Лир. Звучит как приговор. Всю жизнь он помнит себя борющимся, отчаянным, бесприютным. Даже когда Беверли родила двух близняшек. Все равно он не женился на ней. Не потому что сволочь, а потому что ЕГО шаги он до сих пор слышит за своей спиной… Шаги странного существа, ни Бога, ни Дьявола. Существа пограничного свойства, перед которым он держит отчет обо всей своей жизни.

 «В тебе есть что-то дьявольское», - сказала ему однажды первая девушка. Ее слова он запомнил навсегда. Потом был фильм «Адвокат дьявола», в котором он и сыграл Князя Тьмы. Как тяжело было приходить в себя после съемок. Друзья звонили каждый день, умоляли поехать его с ними куда-нибудь отдохнуть. Но у него не хватало силы воли изменить обстановку. «Актер, живущий по Методу», - называют его коллеги. Именно «не играющий, а живущий». Актер, вживающийся в своего персонажа каждой молекулой тела, каждой извилиной мозга и микроном души. Поэтому ему так тяжело выходить из созданных им самим образов…

 Альфред Пачино. Родился 25 апреля 1940 года. В Нью-Йорке. Учился в Высшей школе исполнительских искусств, в студии Чарлза Лоутона, в знаменитой «актерской студии» Ли Страсберга. Прежде всего – театральный актер, невзирая на солидный список киноработ. В замкнутом пространстве театра ему уютней, чем в виртуальных просторах кинематографа. Уловки мсье Синема ему не по душе. Он любит смотреть в глаза зрителя, сидящего в зале, нежели бросать реплики в зримое «никуда». Слияние Аль Пачино с театральными персонажами неоднократно отмечено престижными премиями – «Оби», «Тони». В этот период он играет «маленьких» безвольных людей, потерявшихся на шумной автостраде жизни. 70-е годы принесли ему удачу иного свойства. Большое кино, совместно с режиссером Копполой дали ему шанс покорить новую вершину, на сей раз кинематографическую. Боссы студии «Парамаунт» до хрипоты ругались со строптивым Фрэнсисом, они никак не могли понять, почему на роль Майкла Корлеоне он навязывает им этого хмурого коротышку с итальянскими корнями и демоническим взглядом. Они согласны на Роберта Ретфорда, но, ни в коем случае, не на этого малого со странным именем Аль…
Аль Пачино сыграл Майкла Корлеоне. Эта роль принесла ему первую номинацию на «Оскар», бесконечное число бессонных ночей, мучительную депрессию и…страсть к алкоголю. А Голливуд уже подвинулся, уступая место в своих рядах еще одной «звезде». За вторую серию «Крестного отца», а также за фильм «Серпико» актер тоже номинировался, но, увы… С тех пор провалы ("Бобби Дирфильд", "Революция") чередовались с победами ("Лицо Со Шрамом","Море Любви","Фрэнки и Джонни", «Схватка»), а он по-прежнему не чувствовал опоры под ногами. В 1992 году Американская Киноакадемия оказалась к нему благосклонна – за фильм «Запах женщины» его наградили «Оскаром». И это после семи безуспешных номинаций…С конца 80-х годов Аль Пачино пробовал себя в режиссуре. «The Local Stigmatic» (1989), "Looking for Richard» (1996) и "Chinese Coffee» (2000). Однако о своих режиссерских способностях он говорит с улыбкой. В этом сложном процессе его увлекает возможность «постоять на другом берегу», увидеть актеров (в том числе и самого себя) с неожиданной стороны. А у нас есть возможность увидеть Аль Пачино в новом фильме – «Деньги на двоих».
 Сегодня он входит в «великую троицу» Голливуда – Роберт де Ниро, Дастин Хоффман и, он, Аль Пачино. Обычно, этот список начинается с его имени. Многомиллионные гонорары, «звезда» на Аллее Славы, любимая женщина и дети. Но, кто-то пограничный, таинственный, преследующий его с давних пор, не отступается. И каждое утро, открыв глаза, Аль Пачино задает себе вопрос: «Кто я?». Сам себе он ответить на этот вопрос не может. Когда же его спрашивают об этом журналисты, он низким хриплым голосом рассказывает старинное предание о короле, которого Боги наказали за гордыню вечным скитанием, лишив его семьи, друзей, страны… «Я король без королевства», - говорит Аль Пачино, прожигая объектив камеры пристальным взглядом агатовых глаз. «Хотя, может быть, я вовсе и не король…».