От теории горной ренты к практике выплат гражданских дивидендов

Юрий Разовский
 Последние выборы в Государственную Думу РФ убедительно доказали, что идея природной ренты глубоко укоренилась не только в умах ведущих ученых и прогрессивных политиков, но и значительной части просвещенного общества. По меткому выражению известного политика прошлого: овладевшая массами идея - материализуется.
 Продвижению этой идеи в народ способствовали многочисленные статьи (более 50), диссертация, книги, монографии, научные отчеты, доклады, законопроекты, учебно-методические пособия, опубликованные мною в 1991 – 2003 годах в России и за ее пределами. В том числе «Горня рента», М.: Экономика 2000, «Сверхприбыль недр», М.: УРСС, 2001, «Разработка теоретических основ экономической политики государства в области недропользовнаия и форм регулирования рентных доходов горных предприятий», - Реферативный сборник конкурсных проектов, получивших гранты на исследования в области фундаментальной экономики в 1999-2000 годах. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. «Рентная оценка ресурсов недр» М. МГГУ, 2003, О порядке формирования доходов бюджета за счет природной ренты. Концептуальный проект федерального закона. Природно-ресурсные ведомости, №19(74), май 2001, г.
 В этих публикациях системно изложены и обоснованы классификация всех видов ренты, включая и природную ренту, методика расчета абсолютной и дифференциальной горной ренты, даны соответствующие терминологические понятия, предложена система регулирования отношений, возникающих в процессе использования природных ресурсов в виде положений законопроекта. Для обучения студентов навыкам расчета абсолютной и дифференциальной ренты в 2003 году издано учебное пособие, допущенное УМО вузов РФ по образованию в области горного дела в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям горного профиля и специальности «Экономика и управление на предприятии горной промышленности (экономика природопользования)»
 Все эти материалы доступны широкому кругу специалистов, многие размещены в интерненте. Однако до сих пор недостаточно осведомленные политики, чиновники и даже ученые заявляют, что не знают, как подсчитать дифференциальную горную ренту. Либо они умышленно вводят в заблуждение своих слушателей, либо их уровень образования несколько ниже, чем студентов 3-4 курсов, которые используют методики расчета ренты в своих курсовых работах.
 Теорией горной ренты обосновано, что прибыль недропользователя, дифференцируемая по уровню рентабельности в порядке возрастания, разделяется на следующие части:
1 уровень – абсолютная горная рента (минимальная прибыль), подразделяется на:
- абсолютную горную ренту первого рода Агр1 – поступает собственнику недр - как плата за использование запасов месторождения полезных ископаемых;
- абсолютная горная рента второго рода Агр2 – остается в распоряжение горного предприятия как плата за использование капитала в худших природных условиях;
2 уровень – нормальная (нормативная) прибыль, подразделяется на:
- чистую прибыль, остающуюся в распоряжении горного предприятия после уплаты налогов на прибыль, как плата за риск горного производства и трудоемкость горного менеджмента;
- налоги взимаемые государством с прибыли предприятий на свое содержание;
3 уровень – дифференциальная горная рента (сверхприбыль), подразделяется на:
дифференциальную горную ренту первого рода - Дгр1, подлежащую акцизу в пользу общества как не заработанный доход от благоприятных условий разработки природных ресурсов;
дифференциальную горную ренту второго рода – Дрг.2, остающуюся в распоряжении предприятия как дополнительная прибыль полученная вследствие более эффективного использования промышленного капитала и недр.
 Методика расчета абсолютной и дифференциальной горной ренты (минимальной, нормальной прибыли и сверхприбыли) обстоятельно изложена в учебном пособии «Рентная оценка ресурсов недр». В нем также приводятся примеры расчета ренты по конкретным горным предприятиям.
 Вопрос о том, в каком соотношении делить абсолютную ренту – минимальную прибыль и сверхприбыль - дифференциальную ренту между государством – собственником недр и недропользователем также рассмотрен в этом учебном пособии. Принцип дележа прост и ясен: кто сколько вложил, тот столько и получает. Государство возмещает стоимость месторождения, инвестор – капитала необходимого для его разработки.
 Серьезным импульсом внедрения идеи природной ренты в сознание общества стала ее поддержка Президентом РФ Путиным В. В. Этому предшествовала работа Межведомственной рабочей группы, созданной по распоряжению Председателя правительства РФ в Министерстве природных ресурсов в 2000 году. Возглавлял эту группу академик Д. С. Львов. Результатом научных споров ученых и специалистов этой группы стал подготовленный мною концептуальный законопроект, который был опубликован в газете Природно-ресурсные ведомости в 2001 году. В этом же году я был избран делегатом, проходившего в Кремле Гражданского форума. В ходе его работы мне удалось лично передать проект федерального закона и свою книгу «Сверхприбыль недр» Президенту РФ, председателю Правительства РФ, Спикеру ГД РФ. Законопроект был направлен в соответствующие министерства, ведовства, комитеты ГД РФ и получил, в основном, положительные отзывы, которые затем поступили в Администрацию Президента РФ.
 В результате в послании Президента России Федеральному собранию РФ (2001 г.), было указано: «Сегодня наш стратегический приоритет – это рациональное, справедливое обложение природных ресурсов – основного богатства России, недвижимости, последовательное снижение налогообложения не рентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота».
 Несмотря на поддержку Президента РФ, из-за противодействия отечественных и зарубежных заинтересованных структур законотворческий процесс до сих пор не завершен. Поэтому пробелы в законодательстве вынуждено компенсируются проверками Счетной палаты РФ предприятий, использующих природные ресурсы недр, и административными мерами Прокуратуры РФ.
 Однако проблема построения гражданского общества требует всестороннего научно обоснованно подхода к решению этой фундаментальной, стратегической задачи – научно обоснованного, законодательно установленного исчисления, изъятия и распределения средств природной ренты.
 В этой связи особую роль приобретает Академия наук РФ – как независимый, генерирующий решения стратегических задач научный центр. В рамках академии целесообразно создать Институт экономики природопользования. В его задачи входило бы обоснование создания вместо Министерства природных ресурсов РФ (бывшее Министерство геологии СССР) нового для России органа управления природной рентой – «Федерального Банка природных ресурсов России» (ФБПРР). Статус этого общественно-государственного органа управления природной рентой должен быть близок статусу Центрального Банка РФ и статусу Счетной Палаты РФ. Идея создания банка природных ресурсов базируется на принципе платности природопользования и независимости органа управления природными ресурсами от правительства.
 В настоящее время, Центральный Банк РФ, независимый в своей денежной политике от Правительства РФ, предоставляет коммерческим банкам и Правительству РФ денежные средства в кредит и только за плату (по ставке рефинансирования), которую устанавливает в соответствии с конъюнктурой денежного рынка. Аналогично должен действовать и механизм природопользования. Все виды природных ресурсов должны предоставляться в пользование коммерческим и государственным организациям, включая и Правительство РФ, в аренду и только за плату. В зависимости от вида природного ресурса и конъюнктуры рынка ФБПРР будет устанавливать научно обоснованные ставки арендной платы за их использование, а также нормы бесплатного некоммерческого использования природных ресурсов для отдельных категорий пользователей и видов ресурсов.
 Основная цель создания ФБПРР заключается в обеспечении эффективного, наиболее выгодного, прибыльного и рационального использования природных ресурсов. Для ее достижения он должен осуществлять следующие функции:
Вести кадастровый учет всех видов и разновидностей природных ресурсов, используемых для жизнеобеспечения российского общества.
С помощью научно-обоснованных методов выполнять экономическую кадастровую, количественную оценку учтенных запасов природных ресурсов.
Составлять ежегодный баланс состояния (наличия) запасов используемых (добываемых, вылавливаемых, уничтожаемых) природных ресурсов.
Регулярно (раз в пять лет) проводить переоценку запасов (балансовых остатков) всех видов природных ресурсов в связи с изменением их объемов, спроса и цен на мировом рынке сырья.
Научно обосновывать и ежегодно (одновременно с подготовкой бюджета) утверждать в Государственной Думе размеры платы за использование (добычу, лов, промысел и сбор) природных ресурсов.
Определять и утверждать размеры оплаты и выдавать в соответствии с законом лицензии на использование природных ресурсов различными способами, их добычу, отлов, отстрел.
Контролировать правильность использования природных ресурсов, установленного лицензиями, менять пользователей лицензий в случаях нарушений правил природопользования.
Контролировать своевременную оплату аренды природных ресурсов и отчетность по объемам добытых, выловленных, спиленных и по иному использованных природных ресурсов, включая их потери.
Устанавливать ответственность и штрафные санкции за нарушение правил использования природных ресурсов.
 Структура ФБПРР на федеральном уровне должна включать Центральный Совет из семи директоров - управляющих ресурсными отделениями: Земельным; Недр; Лесным; Запасов полезных ископаемых; Водных запасов; Морских биоресурсов; Сухопутных промысловых биоресурсов. Устав ФБПРР должен быть разработан специальной комиссией, образованной Государственной Думой РФ. Его положения должны регламентироваться законом «О Федеральном Банке природных ресурсов России».
 Средства, получаемые от коммерческого использования природной ренты в виде выручки от продажи прав (лицензий) на природопользование, дохода от продажи запасов и арендной платы за использование природных ресурсов, превышающее нормы их бесплатного использования, должны направляться в Российский Фонд гражданской ренты (РФГР). В правовом и финансовом отношении фонд гражданской ренты - аналог пенсионного фонда, за исключением источника доходов. Поэтому закон о Российском фонде гражданской ренты не потребует длительного времени на разработку. В отличие от пенсионного фонда, ДФГР устанавливает и осуществляет индивидуальные выплаты (природные дивиденды) только на основании гражданства России и в равных размерах для каждого гражданина. Для этого во всех отделениях Сбербанка России должны открыться полномочные представительства РФГР, в которых граждане России будут открывать личные счета гражданской ренты. РФГР также создаст отделения, регистрирующее и выплачивающее гражданские дивиденды российским гражданам, проживающим за рубежами России. Бюджет фонда должен предусматривать суммы поступления и выплат гражданской ренты, а также расходы на собственное функционирование, утверждаемые, как и Банку природных ресурсов, Государственной Думой РФ. Детально функции ДФГР определяются его уставом, утвержденным законом России, которым, по аналогии с ФБПРР, устанавливается подконтрольность и подотчетность фонда. Персональные выплаты из фонда гражданской ренты должны надежно обеспечить каждому гражданину России гарантию как минимум безусловной возможности сохранения биологической жизни.
 Для обеспечения социальной направленности функционирования рыночной системы (создание рынка с «человеческим лицом») необходимо законодательно на конституционном уровне установить институт гражданской собственности, нормативно закрепив право каждого жителя страны на долю ее общенационального природного достояния. Его весомой частью, безусловно, являются недра.
В цивилизованном, социально ориентированном, гражданском обществе именно гражданская собственность сможет обеспечить каждому гражданину существенную часть его доходов в форме гражданской ренты (арендной платы за использование природных богатств).
Невозобновляемость природных ресурсов, рост населения, возрастающие потребности общества в ресурсах недр, необходимость их рационального использования во всех областях жизнеобеспечения требуют ускорить введение в жизнь гражданской собственности. Она обеспечит более рачительное применение природного богатства. У каждого гражданина появится меркантильный, имущественный интерес в его рациональном потреблении и всеобъемлющем контроле.
Гражданская собственность (не следует путать с общенародной) характеризуется следующими отличительными признаками:
- общественное владение природными ресурсами (они принадлежат всем гражданам России в равной мере по праву рождения или приобретения гражданства);
- платное использование (эксплуатацию природных ресурсов осуществляют корпорации, частные, государственные предприятия и организации, все берут их в аренду и только за плату);
- государственное или другое общественное распоряжение (государственные или общественные организации осуществляют лицензирование использования природных ресурсов, экспертизу проектов, контролируют природопользователей, определяют арендную плату, концентрируют и направляют ее в общественный фонд гражданской ренты);
- частное присвоение ренты (средства всех видов ренты по закону справедливо распределяются в равных долях между всеми гражданами — собственниками природных богатств страны).
Гражданская собственность на недра — это объективное, неотъемлемое право каждого гражданина на долю абсолютной и дифференциальной ренты, реализуемое в денежной форме при их промышленном или ином коммерческом использовании. Гражданская собственность и гражданская рента — важнейшие экономико-правовые институты цивилизованного рынка и социально ориентированного гражданского общества.
Так как гражданская собственность предполагает общественный характер владения недрами, но частный характер присвоения результатов их использования, горная рента становится одним из важнейших источников формирования фонда гражданской ренты.
В перспективе развития гражданского общества, ежегодно на основании свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего гражданство, каждому гражданину на особый личный счет в Сбербанке могла бы начисляться доля средств гражданской ренты и обеспечивать человеку минимальный уровень потребления (грант минимального потребления), т. е. право на биологическую жизнь и продолжение рода.