Лекция по философии, прочитанная старым евреем накануне отъезда

Игорь Славин
- Так на чем мы остановились в прошлый раз? – Моисей Хаимович опустил голову и поверх очков лукаво посмотрел на притихшую аудиторию. – Кто помнит тему последнего занятия?
Аудитория встрепенулась, как растревоженный улей. Худощавый студент с узким угреватым лицом, обладал самым изворотливым умом и цепкой памятью:
- Так у нас все темы о смысле жизни. Вы же сами говорили, что философия призвана помочь познать суть человеческого бытия.
Профессор одобрительно хмыкнул, внимательно посмотрел на прыщавого и снова обратился к аудитории:
- Другие версии будут?
- Будут, Моисей Хаимович, - вставая с места, уверенно произнесла Люся, симпатичная студентка, краса и гордость курса. – Мы должны были ответить на вопрос: стало ли человечество умнее за последние две тысячи лет?
Моисей Хаимович снисходительно посмотрел на Люсю:
- Ну, деточка, позвольте узнать Ваше мнение.
Люся мгновение посомневалась и негромко выдала:
- Я думаю, нет. По-моему, человечество многого добилось в разных областях знаний и сферах жизнедеятельности, но умнее не стало.
Перебивая Люсю, в диалог вклинился прыщавый:
- Люська, не гони! Вон у тебя мобила в сумочке запищала, от возмущения. Две тысячи лет назад не то что сотовой, обычной связи не было. Или это не в счет?
И теперь уже обращаясь к профессору, с жаром продолжил:
- Да не слушайте Вы ее, Моисей Хаимович, это она так свою самобытность подчеркивает. Конечно же, человечество стало умнее. Причем гораздо. Нашим далеким предкам и не снились ни самолеты, ни подводные лодки, ни компьютеры с разными наворотами. Да что далеко ходить, у них даже электричества не было. Так что, гигантский прорыв в области человеческого познания налицо.
Прыщавый искренне верил, что употребление красивых, правильных слов, к месту и не к месту, обязательно подчеркивает высокий уровень интеллекта того, кто их произносит. Наивный! Моисей Хаимович обвел взглядом аудиторию, давая понять, что готов выслушать другие версии и аргументы. Но, других мнений не оказалось – группа притихла в ожидании его резюме. Профессор не торопясь снял очки и, закусив душку, медленно подошел к окну. Положив правую руку на широкий обшарпанный подоконник, Хаимыч несколько секунд молча смотрел в окно, размышляя о чем-то важном. Там, за стеклом было хорошо. Там была весна. Однако! Резко развернувшись, он начал:
- В принципе, обычный набор аргументов и доводов. Ничего нового. Странно, что Вы, молодой человек, не упомянули про атомную бомбу, лазерное оружие и космические технологии.
Прыщавый снова подал голос:
- Во-во, правильно, Моисей Хаимович. И они тоже.
 Профессор неодобрительно покачал головой:
 - Перебивать старших – признак дурного воспитания. Либо полного его отсутствия. Ну-ка, поднимите руки, кто из вас курит.
Несколько рук неуверенно потянулись вверх. Хаимыч обвел курильщиков взглядом, обращаясь ко всем сразу и ни к кому конкретно:
- Кто-нибудь, достаньте пачку.
Несколько рук машинально потянулись к барсеткам, пакетам и сумочкам. Профессор дождался, когда возня затихнет и продолжил:
- А теперь прочитайте все надписи на пачке, особенно те, что сделаны мелким шрифтом.
- Курение опасно для вашего здоровья, - монотонным голосом проворковала Наталья – староста группы и заядлая курильщица.
Моисей Хаимович поднял вверх руку – это означало: настроили тишину – и уверенно начал:
- Половина из вас курит. При этом все вы умеете читать. На каждой пачке написано предупреждение о вреде курения. Философский вопрос: почему вы курите, если минздрав предупреждает, что это вредно? Вариант первый. Вы не читали, что написано на пачке. Это глупо. Употреблять товар, не зная о его свойствах просто глупо. Вариант второй. Вы курите, потому что не верите этим предупреждениям. Это тоже глупо. Потому что данное заключение сделали эксперты, то есть люди знающие. Вариант третий. Вы знаете, что курение вредит здоровью, но пренебрегаете этим предупреждением. То есть, вы осознано, собственноручно подрываете собственное здоровье. Это еще глупее. Теперь мне хотелось бы услышать от курильщиков аргументы в пользу этой пагубной привычки.
Аргументов не нашлось. Оправдания были, но веских аргументов не оказалось.
Моисей Хаимович торжествующе посмотрел на аудиторию:
- Ну что, продолжим?
 Прыщавый не унимался:
 - Конечно, продолжим. Как-то не очень убедительно, профессор.
 Хорошо изучив повадки неугомонного задиры, Хаимыч был готов к этому выпаду.
 - Ну, хорошо. Я расскажу вам одну занятную историю. Пару лет назад мне довелось читать курс лекций в одном иркутском колледже. Так вот, я задал ребятам тот же самый вопрос, что и вам. Ситуация сложилась аналогичная. Большинство пыталось отмолчаться и в обсуждения не мешалось. Но, один из студентов долго и горячо отстаивал свою точку зрения. Он утверждал, что человечество стало гораздо умнее. На мой аргумент, что в автомобильных катастрофах ежегодно гибнет множество людей, об этом все знают, но не делают никаких выводов, он ответил, что это судьба. А от судьбы не уйдешь. Он забыл, что не стоит эту самую судьбу искушать. Но, мои доводы его не убедили, и каждый остался при своем мнении. Через три месяца паренек погиб в автомобильной катастрофе. Молодой и амбициозный, он сел за руль в состоянии сильного алкогольного опьянения. Не справился с управлением и залетел под грузовик. Он хорошо знал, что садиться за руль будучи «под шофе» категорически запрещено. И знал почему. Парень решил сыграть с судьбой в «орлянку» и проиграл.Грустно Кто-нибудь хочет прокомментировать ситуацию?
 Прыщавый, видимо, решил держаться до конца:
 - По-моему, не совсем удачный пример, профессор. В мире живут миллиарды людей, а на дорогах гибнут только тысячи, точнее десятки тысяч. Мизерный процент от числа живущих. Разве не так? Так! А придурков и в прошлом хватало. Только им и не снились те блага, какие созданы в последнее время. А то, что встречаются безрассудные индивиды, еще не свидетельствует о деградации всего человечества. Ведь в сравнении с предками мы живем гораздо лучше. Приятней и комфортней.
 Моисей Хаимович грустно покачал головой, бормоча что-то себе под нос.
 - Ну, хорошо. Простой вопрос: кого из вас устраивает состояние экологии?
 Профессор обвел аудиторию взглядом – довольных не нашлось. Он продолжил:
 - В погоне за мнимыми достижениями, за абсолютно ненужным комфортом, мы собственными руками уничтожаем окружающую среду, сокращаем себе жизнь. Мы это знаем, и все равно делаем себе плохо. Мы часто поступаем не рационально, вопреки элементарной логике. Мы вырубаем леса и загрязняем водоемы. Мы ведем себя крайне расточительно. Наши предки не позволяли себе такой роскоши. Фармацевтический завод производит медикаменты, необходимые для лечения заболеваний, которые развиваются в связи с вредными химическими выбросами этого самого завода. Глупее придумать трудно. Люди отравляют собственную среду обитания ради того, чтобы произвести товар, которым будут пользоваться другие. И при этом радуются, что им удалось заработать много денег. А потом вынуждены тратиться на дорогие заморские курорты, санатории и профилактории. То есть на восстановление здоровья. Это что, от большого ума? Или вы не согласны?
 Прыщавый оказался настырным малым, въедливым и дотошным:
 - И все-таки, Моисей Хаимович. Согласитесь, обуздать энергию атома - это серьезно. Для этого наука должна была достигнуть высокого уровня.
 Непонятливость прыщавого начала утомлять всех, даже однокурсников. Люся решила поддержать преподавателя. Тем более, что ее точка зрения изначально совпадала с мнением профессора:
 - Слушай, Егор, ты действительно такой тупой или прикидываешься? Вот скажи, в какой области, в первую очередь, внедряются все технические новинки?
 Прыщавый Егор обижено хмыкнул:
 - В военной, в какой же еще. Все лучшее Марсу.
 Люсю прорвало. Она разошлась не на шутку, удивляя всех, в том числе и Хаимыча:
 - Вот именно, в военной! Люди с энтузиазмом создают новые вооружения, совершенствуют способы собственного уничтожения, радуясь каждому новому, более изощренному изобретению. Ведь это самоубийство! Мы стали образованнее, но никак не умнее. Мы собственными руками создаем себе проблему, а потом ломаем голову в поисках лучшего способа ее разрешения. Разве не так?
 Люся выплеснула наружу всю свою кипучую энергию и остыла. С торжествующим видом она огляделась по сторонам, оценивая произведенный эффект и обратилась к Хаимычу:
- Моисей Хаимович, Вы со мной согласны?
Профессор лукаво улыбнулся и, изумляя всех, негромко произнес:
- Нет, не согласен. Человечество не стало образованнее. Отнюдь. Оно лучше информировано, но никак не лучше образовано. Мой любимый преподаватель, профессор Покровский, в совершенстве говорил на трех языках, блестяще знал мировую историю и географию, наизусть декламировал «Иллиаду» и «Одиссею» в переводе Жуковского. И при этом любил ставить сложные химические опыты, чинить электроприборы и играть в шахматы. Для меня он был и остается эталоном образованности, хотя давно умер. Увы, уровень знаний, как средней, так и высшей школы неизменно падает. Буквально десять лет назад любой школьник без труда назвал бы все европейские столицы или все главные сражения Второй мировой войны. И этому никто не удивлялся. Это было нормой. Не было ни компьютеров, ни интернета, а знания были.
Прыщавый Егор не преминул придраться:
- Позвольте, Моисей Хаимович! Вы хотите сказать, что нас стали хуже учить?
Профессор грустно улыбнулся:
- Да нет, речь не о том, что мы(!) стали хуже учить. Проблема в том, что вы(!) стали хуже учиться. И виноват в этом технический прогресс. Тот самый технологический прорыв в области современных компьютерных технологий.
Моисей Хаимович не успел сформулировать свою мысль до конца. В воздухе сам собой повис закономерный вопрос: почему?
Профессор тяжело вздохнул:
- Объясняю. Как говорится: все гениальное просто. Пятнадцать лет назад студентам приходилось много читать. Любая исследовательская работа, будь то контрольная или курсовая, предполагала глубокое изучение разнообразной литературы. Даже для подготовки заурядного реферата, приходилось не только читать тексты различных источников, но и анализировать их содержание, выделять главное. Студентам приходилось много работать – все работы писались от руки. И это приносило свои плоды: и логическое мышление развивалось, и с грамотностью было гораздо лучше. А теперь?! Для того, чтобы подготовить работу любого уровня сложности, достаточно выйти в интернет. Компьютер предложит вам массу вариантов – выбирай на вкус. Не надо напрягаться – нашел похожую тему, распечатал и сдал. Иногда доходит до смешного: студент сдает работу даже не удосужившись прочесть ее содержание. И когда его просят вкратце пересказать содержание и сформулировать выводы, он такое выдает! В цирк ходить не надо. Так что компьютерные технологии оказывают вам(!) медвежью услугу. Ваш лучший друг - компьютер избавляет вас от необходимости шевелить мозгами. И многих это устраивает. Возражения будут?
 Моисей Хаимович замолчал, давая возможность высказаться любому желающему. Он терпеливо ждал, но возражений не последовало. Немного помедлив, задумчиво произнес:
- Нет, человечество не стало умнее, не стало образованнее. Увы! … Вот и я, старый дуралей…
Хаимыч осекся и отвернулся к окну. Курс затих от неожиданности. По нависшей тишине старый профессор догадался, что студенты ждут откровений. Он сглотнул слюну и дрожащим голосом продолжил:
- Да, дуралей, раз меняю привычный уклад на сладкие грезы о беззаботной, сытой жизни на берегу Средиземного моря. Начинать новую жизнь в шестьдесят семь, в другой стране, с другими условностями - это глупо. Я это осознаю и, тем не менее, иду на это, как Иисус на Голгофу. Что лишний раз подтверждает мою правоту. Нет, человечество не стало умней.
Моисей Хаимович снова подошел к окну и всем своим существом окунулся в прелесть сибирской весны. И все-таки в апреле есть свое очарование! И безнадежно глуп тот, кто этого не замечает!
Десять минут, оставшиеся до конца занятий, студенты сидели в абсолютной тишине. Видимо, не желая нарушать это хрупкое и такое трогательное безмолвие. Что-то они все-таки поняли. Что-то запало в душу, что-то отложилось в мозгах. А значит не все так безнадежно. И жизнь прожита не зря.
 Игорь Славин