Любовь и гибель на вершине власти. Индия - это Индира. Род Ганди

Виолетта Баша
 ЛЮБОВЬ И ГИБЕЛЬ НА ВЕРШИНЕ ВЛАСТИ

 © Виолетта Баша, еженедельник «Моя семья»


На летном поле его уже ждал самолет, управлять которым, как всегда, будет он сам. Предвыборная кампания измотала его, за штурвалом он отдыхал. К вечеру площадь городка Шриперумбудур была переполнена. Раджив запаздывал. Наконец пронесся гул – издалека люди увидели знакомую фигуру. В свете луча он неторопливо шел сквозь людской коридор. Осталось несколько шагов до трибуны. Вот худенькая девушка в белом сари с сандаловой гирляндой в руках склонилась перед ним в низком поклоне. Взрывное устройство было спрятано под складками ее сари. Взрыв прогремел 21 мая в 22 часа 20 минут, унеся жизнь самого молодого премьер-министра Индии, внука Джавахарлала Неру, сына Индиры Ганди, последнего члена четвертого поколения знаменитого клана, три четверти века служившего Индии.

В Москве неподалеку от Университета есть площадь Индиры Ганди. Посреди нее – небольшая скульптура индийской женщины, разительно отличающаяся от привычных скульптур-гигантов. Что-то в ней трогает душу – хрупкость, ранимость, отвага? В России Индиру Ганди и ее сына Раджива любили не меньше, чем в Индии, где их боготворили и... убивали!

Знатный род касты жрецов

Семья Неру принадлежит к высшей касте – брахминам ( жрецам) из Кашмира, к элитной ее части – пандитам. В 1716 основателя рода Раджа Кауля призвали в Дели ко двору Великих Моголов и даровали поместье по берегу канала, обитателей которого стали звать Каули-неру (Каули у канала), а затем просто Неру. Мальчики рода изучали священные тексты, персидский язык, поэзию на фарси и урду. В XX-м веке сыновей рода посылали учиться в престижные учебные заведения Европы. Род Неру был уникален тем, что один из немногих в стране воспринял культуру Запада наравне с индийской культурой. Дед Индиры Ганди, Мотилал Неру, построил дом, названный «Обителью радости». Атрибуты западного образа жизни украшали имение: теннисный корт, телескоп на балконе, плавательный бассейн. Имелась конюшня со скаковыми лошадьми. 14 ноября 1889 года у Мотилала и его жены Сварупрани родился сын Джавахарлал. Спустя годы он станет первым руководителем освободившейся от колониального гнета страны. Забавно, что Джавахарлал, разрушивший империю, учился в английской школе Хэрроу, давшей британской империи четырех могущественных премьер-министров: Питта, Палмерстона, Болдуина и Уинстона Черчилля.

Мотилал запретил сыну жениться на иностранке. Невеста должна быть из касты брахминов. Родители посылали сыну фотографии красавиц, а тот в отчаянье писал: «Лучше остаться холостяком». По возвращении в Индию, его насильно женили на шестнадцатилетней Камале Кауль, первой красавице страны. Согласия невесты не спрашивали.

Девочка с характером

Ждали внука, но у Камалы родилась девочка! Свекровь неистовствовала, а дед заступился за новорожденную: Индира сотню мальчиков заткнет за пояс! Эту фразу в Индии знают все. Индира покорила деда. Свекровь и золовки издевались над Камалой, а Индира защищала мать.

Закончилась Первая мировая война, и англичане решили закрутить «гайки»: расстреляли безоружных манифестантов. Негодование захлестнуло страну. Мохандас Ганди, соратник Джавахарлала, предложил путь гражданского неповиновения. В семье Неру, как и всюду в стране, жгли заграничные вещи, а женщины сменили европейские наряды на домотканные. Однажды к Камале зашла родственница, вернувшаяся из Парижа. Она привезла Индире платьице. «Будешь в нем ходить?» – спросила Индиру мать. Девочка отказалась, а затем с горечью сожгла любимую куклу, привезенную из Европы, после чего слегла с высокой температурой. Индире пришлось пережить аресты деда и отца, визиты судебных исполнителей, забиравших вещи, болезнь матери. У Камалы обнаружили туберкулез, и осенью 1926 года ее отправили лечиться в горный санаторий в Швейцарию.

31 декабря 1929 года Джавахарлал Неру был избран президентом Национального конгресса. Он заявил, что будет бороться за полную независимость Индии, чем вызвал шок в Лондоне. В «Обители радости» разместили госпиталь, а Неру переехали в маленький дом по соседству.

Незнакомец

Во время одной из демонстраций мать Индиры сбили с ног. Незнакомец помог ей подняться отвез ее домой. Это был Фероз Ганди, будущий муж Индиры. Его знакомство его с девочкой началось с того, что Фероз угостил ее леденцами. Через два года он сделал ей предложение и она отказала ему. Между тем, родителей Индиры арестовали. В тюрьме мать Индиры заявила: «Я горда тем, что следую по стопам мужа». 5 февраля 1931 года после болезни, перенесенной в тюрьме, скончался Мотилал. В 1935 году мать Индиры захворала. Между тем, ее муж был в тюрьме. Врачи торопили с операцией. Индира увезла мать за границу, но операция не дала результата. Неру выпустили из-под ареста, разрешив навестить жену. В начале 1936 года он перевез ее в Швейцарию, в клинику близ Лозанны, в которой 28 февраля 1936 года Камала скончалась.

Скандальный брак

Фероз дважды делал предложение Индире и получал отказ. Но от судьбы не уйдешь! После смерти матери он стал Индире единственным другом. В весенний день он приехал к ней в Париж и сделал очередное предложение на ступеньках Монмартра. Она согласилась. И записала: «Мне не нравится Фероз, но я его люблю». Свадьба состоялась 26 марта 1942 года под гром оглушительного скандала: дочь Неру выходит замуж за иноверца! Фероз был парсом – потомком переселенцев из Персии. Джавахарлал был не в восторге от зятя, но не препятствовал браку. Ведь его женили насильно, и он не желал подобного дочери. В скандале Джавахарлал увидел наметившийся раскол общества по религиозному принципу, который приведет к трагической гибели Индиры и ее сына Раджива. Правда, о последнем событии Джавахарлала не узнает.

Внука увидел на пересылке

О рождении внука Раджива в 1944 году Джавахарлал узнал в тюрьме. Индире с Ферозом сказали, что Джавахарлала переводят в другую тюрьму. Они схватили младенца и бросились на пересылку. Там, ночью, дед издали увидел Раджива, которого подняли повыше к тусклому свету фонаря. Второй радостью овдовевшего Джавахарлала была взаимная, но обреченная любовь к Эдвине, изысканной супруге прибывшего в 1947 году в Индию английского наместника лорда Маунтбеттена. Джавахарлал Неру стал первым премьер-министром после того, как Индия получила независимость. В 1946 году у Индиры родился второй сын, которого назвали Санджей, что означает «победа».

Самые счастливые

Первое время независимости Индира отошла от политики, и, вспоминая недостаток внимания к ней родителей в детстве, посвятила себя сыновьям. Она вспоминала: «Ребенком я испытывала почти покровительственное чувство по отношению к родителям - мне казалось, что раз их преследуют, им приходится так тяжело, то я должна делать для них все, что в моих силах». Спустя годы точно так же к ней относились и ее сыновья. Позднее, когда Индира окунулась в политику, она старалась освободиться от дел к тому моменту, когда Раджив возвращался из школы, а Санджей из детского сада. Как-то к ним пришла мама одного мальчика, ходившего вместе с Санджеем в садик. Эта дама заметила, что загруженность работой едва ли позволяет Индире уделять достаточно времени сыновьям. Обиженный Санджей закричал: «Мама занята очень важными делами, но все равно играет со мной больше, чем вы с вашим сыном!» Фероз баловал детей, играл с ними, и сыновья его обжали. Те времена были самыми счастливыми в жизни Индиры, но счастье оказалось недолгим.

Между мужем и отцом

После смерти матери Индира особенно трепетно стала относиться к отцу. Однако, он жил в Дели, а семья Индиры и она сама в Лакнау. И Фероз и Индира понимали, что он нуждается в помощи дочери. Ей приходилось разрываться между двумя домами, она приезжала к отцу на короткий срок, возвращалась к себе, но тут же получала телеграмму от отца: «Вернись, ожидается важный визит». В резиденции отца ей приходилось участвовать в большой политике. Поездки изматывали Индиру, мешали воспитывать детей. После убийства Мохандаса Ганди Индира поняла, что должна быть рядом с отцом. Фероз был обижен. Он понимал, что, если бы не дети, Индира еще раньше приняла бы это решение. Ведь он ей был всегда скорее другом, чем возлюбленным. К тому же ему мешало приклеенное к нему прессой унизительное прозвище «зять народа», что обострило его не слишком теплые отношения с тестем. Когда Фероз был избран в парламент и по статусу должен был переехать в Дели, он отказался жить в доме с женой, детьми и тестем. Это означало конец семейной жизни.

«Государственные внуки»

Детство Раджива и Санджея проходило в резиденции премьер-министра Неру, в череде визитов глав иностранных государств и больших политиков Индии. В 1955 году Раджива и Санджея отправляют учиться в элитарную Дунскую школу, директором которой тогда был бывший преподаватель английской элитарной школы в Хэрроу, где учился Джавахарлал Черчилль. Сыновья Индиры стеснялись положения «государственных внуков», и не старались выделиться среди ребят.

Позднее раскаяние

В 1959 году Фероз перенес сердечный приступ. Испугавшись за жизнь мужа, Индира изменила отношение к нему. Они вновь пережили медовый месяц в Кашмир, откуда возвратились счастливой семьей. Однако, счастье опять было недолгим. В сентябре 1960 года Фероз снова попал в больницу. Индира примчалась из Кералы, куда ездила по делам. До утра она просидела у постели Фероза. На рассвете он умер. После его смерти мужа Индира написала: «В последнее время мы особенно сблизились. Провели замечательный месяц в Сринагаре, у нас были такие планы на будущее. Я чувствую себя потерянной, опустошенной и мертвой, но надо жить дальше».

Индия – это Индира

После смерти мужа Индира, чтобы пережить горе, ушла в политику с головой. В стране стал популярен лозунг: «Индия - это Индира». Слава отца способствовала ее успеху. Впрочем, ее отец был против того, чтобы дочь занимала государственные посты, согласившись на пост политический: она входила в руководство Национального конгресса. В 1964 году умер Джавахарлал Неру. У Индиры из близких людей остались только сыновья. Она была на вершине власти, на виду у миллионов, и не смела показывать свое одиночество. Сыновья еще больше полюбили мать, оберегая ее так, как она в свое время она относилась к гонимым властями родителям. Она противилась тому, чтобы ее сыновья стали политиками. В 1973 году она заявила: «Я все делаю, чтобы держать их в стороне от этих вещей».

Такие разные братья

Братья отличались друг от друга. Раджив был скромен, Санджей – импульсивен и амбициозен. После окончания школы Раджив поступил в Кембридж. На вопрос, не родственник ли он прославленного Ганди, Раджив отвечал: однофамилец, умалчивая, что его дед – премьер-министр Индии. Раджив решил стать летчиком. Выбор не удивил Индиру. Дед Раджива Джавахарлал уже немолодым человеком научился летать на планере, прадед Мотилал ездил с Джавахарлалом смотреть первые полеты графа Цеппелина, так что страсть к полетам была у Неру в роду. И хотя Санджей отказался от университетского образования и пошел работать на автомобильный завод Роллс-Ройса, но в тайне стремился перещеголять брата. Может быть, именно поэтому Санджей тоже увлекся полетами.

Две невестки

Санджей женился в 1974 году на восемнадцатилетней Манеке Ананд. По мнению знавшего их близко журналиста, Манека была самоуверенна и резка, вмешивалась во все, и Индире она не понравилась.

Жена Раджива Соня была совсем другой. Соня Маино родилась 9 декабря 1946 года в итальянской деревне Овассанио недалеко от Турина. Своего будущего мужа - Раджива Ганди - она встретила в середине 1960-х в греческом ресторанчике на территории университетского городка Кембридж. Узнав о намерении сына из письма, Индира написала, что не будет стоять на пути его счастья, но предпочла бы индийскую невестку, и посоветовала подождать с браком. Соня и Раджив поженились в 1968 году. В день свадьбы на Соне было то самое розовое сари, которое надевала на свою свадьбу Индира. Соня приняла индийское гражданство, прониклась индийскими традициями, стала не только любимой невесткой Индиры, но и ее близкой подругой. Деда Раджива женили насильно на знатной индийской невесте, мать Раджива со скандалом вышла замуж на соотечественника, но иноверца, а сам Раджив осмелился привести невесту из Европы!

Чрезвычайное положение

12 июня 1975 года Верховный суд Индии объявил Индиру Ганди виновной в нарушении избирательного закона, она лишалась права занимать выборные посты в течение шести лет. В надуманности обвинений никто не сомневался. 25 июня 1975 года Индира ввела в стране чрезвычайное положение, многие оппозиционеры оказались за решеткой. Заносчивый Санджей, не занимая государственного поста, получил неограниченную власть. Самой непопулярной была его кампания по сокращению рождаемости: стерилизация мужчин проводилась чудовищными методами. Однако, сам Санджей увеличил семью: в 1976 году его жена Манека родила сына Варун-Фероз. Судьба оказалась неблагосклонна к новоявленному «спасителю отечества»: 23 июня 1980 года Санджей разбился на самолете. Расследование не проводилась: Индира не сомневается, что это несчастный случай.

Золотое сари

После смерти мужа Манека она обвинила Индиру в том, что та давно старалась выжить ее. Индира недолюбливала Манеку, но причина была в другом: Манека хотела стать политической наследницей мужа, а Индира отвела эту роль Радживу.

Ясным солнечным утром октября 1984 года Индира спешила на телеинтервью с Питером Устиновым. Она надела выбранное Соней золотистое сари. Никто не мог представить себе, что это золотое сари будет обагрено кровью! Ее убили собственные телохранители-сикхи, отомстившие ей за подавление восстания в Пенджабе. Ее пост в правительстве занял Раджив.

Соня после трагедии отказалась уехать из Индии. Участвовать в политической жизни она тоже отказалась. Руководителем страны стал Раджив.

 

Убивают самых любимых!

В мае 1991 года избирательная кампания была в разгаре. Молодой и обаятельный сын Индиры Ганди имел все шансы на успех. Его любили. Но не все было так просто: страна устала от коррупции, казна была пуста. И Раджив решил сменить привычный величественный имидж семьи Неру-Ганди. Он отказался от охраны, с ним можно было запросто пообщаться простому человеку. А ведь охрана предупреждала его об опасности.

21 мая 1991 года на летном поле Раджива ждал самолет. Соня смотрела вслед уходившему мужу. Из мадрасского аэропорта Раджив и его сотрудники выехали на автомобилях в направлении городка Шриперумбудур, где Раджив должен был выступить на предвыборном митинге. Службе безопасности показалось весьма ненадежным место выступления – открытая трибуна. Обеспечить безопасность оратора было невозможно: толпа окружала помост, люди находились на расстоянии вытянутой руки от лидера. Раджив отверг возражения охраны. Экстремистские группы Индии давно ждали такого случая. Две молодые тамильские женщины – Дхану и Шубха одели под сари начиненные взрывчаткой пояса, превратившись в живые бомбы. Когда в лучах прожекторов показалась фигура Раджива, они смешались с толпой. Увидев, как по проходу идет Раджив, Дхану пробралась сквозь толпу, протянула ему цветочную гирлянду и склонилась в поклоне. Оглушительный взрыв привел толпу в состояние шока. Девушка-камикадзе погибла вместе с самым любимым в Индии руководителем, оставив без отца двух детей Раджива и Сони: сына Рахуль и дочь Приянку.

Кремация состоялась в Дели 24 мая - в тот самый день, когда Раджив должен был вернуться из турне домой. Рахул успел прилететь из Америки, чтобы зажечь погребальный костер отца. Церемония была показана по советскому телевидению – Раджива Ганди , как и его мать Индиру Ганди любили в нашей стране.