Пробный Обзорчик Избранного 7. 1 от Лары Галль

Копирайт
«Избрать позу чтения» советовал мне один профессор – спец по русской литературе 18 века.
Для чтения большинства рассказов в этом выпуске Копирайта необходимо будет «избрать позу чтения»
И, по возможности, удобную )))) Потому что некоторые тексты потрясающе сложны и прекрасны.

Ну, начнем, помолясь…)

«А в т о б у с» Сергей Лесненко.
А вот что можно сказать о хорошем рассказе, который прочелся без остановки, кроме того, что это хороший рассказ и ты прочел его без остановки?
Текст напоминает подробные проникновения в поток мыслей героя у Фазиля Искандера. В свое время меня восхищала такого рода проницательность. Такая вот способность, обнаруживающая наше всеобщее сходство в непрекращающейся примерке ролей и партнерств,
сходство в соперничестве и выныривании из унизительных для себя сравнений…
Сходство т р а н с ц е н д е нт а л ь н о е.
И может быть, гениальность автора заключается в способности погрузиться в глубины чужого (неважно, что своего!) сознания бережным лучом,
 и попутно осветить (просветить рентгеном - Автор поймёт о чем я)
и з а с т е н о г р а ф и р о в ат ь и само погружение, и подслушанное-подсмотренное…
Есть справедливое мнение, что «Автобус» – это пародия.
Но так бывает, что пародия становится самостоятельной вещью, и бьёт совсем по другим мишеням…

Ghostmale «Л о н д о н»
Вначале о корявках:
«Снаружи мелькали иногда огни ламп, но разобрать толком было нельзя».
Что именно нельзя было «разобрать толком»?

«Под рубашкой Константин одевал поясок, в который были вшиты деньги».
Пожалуй, «под рубашку» и «надевал», а?
Хаус – таки да, нуждается в указании музыкальной терминологии. Еще и потому, что название рассказа «Лондон» и автобус вводят в контекст Лондонских реалий почему-то, и автобус мерещится таким двухэтажным хаусом-домом типа motorhome.
Но это так, по мелочи.
Рассказ хорош, выверен там, где солгать невзначай - легко.
И отсутствие т.н. нравственной дилеммы у героя - очень честно, да.
И рвота, как реакция на непоправимость и вынужденность – честно, да.
И вот такие места пронзительны очень-очень:
«Разве эта поездка – просто передвижение металлического корпуса автобуса с помощью двигателя внутреннего сгорания? – размышлял Константин, – Нет. Это таинственно и загадочно и необъяснимо – вот так мчаться в ночи. Всегда жалко проплывающего мимо пейзажа, хоть бы и такого невнятного. Ведь невозможно сойти, остановиться здесь, здесь или вот тут. Поэтому – ощущение некоей трагичности происходящего».

«М а я т н и к и м о н е т а» Dima
Немного о желательной шлифовочке. Во тут:
«До этого он просто и доходчиво пояснил мне суть задач, что я вымучил на экзамене за счет подкорки, интуиции и отдолженного у будущего интеллекта».
«Вымучил на экзамене» – что? И «одолженный» без «т».
Удивительно емкое произведение – микромодель апологетики и теодицеи на двух листках…
Вот диалог – квинтэссенция:
« - Ага. Только ты рассуждаешь об этих пространствах, как о данности. А кто их видел?
- А уравнение, что ты решал у Глухарева, что оно описыват, приятель?
- Ну-у, пространство Банаха..
- И что оно определят?
- Сам знаешь – состояние системы на каждый момент, ну, с учетом начальных..
- Достаточно! – оборвал он меня. – Ты ответил на свой вопрос. Ведь звенья системы не знают, что их судьба предопределена какими-то дифуравнениями. Так почему не допустить, что и на н а ш у с у д ь б у н а ш л а с ь м а т е м а т и к а, д л я б о л ь ш и н ст в а по к а не д о с т у п н а я». (текст выделен мной).

И вот этот фрагмент, который почти всем рецензентам впечатался в память:
 «- … Ему запрошлый год бомжи с Лиговки проломили череп.
- Пескову!? За что? – ведь он безобидный, как младенец.
- Не скажи, братан. Прежде всего: зачем он – гений; потом – говаривал он больно умно. Как его не убить!»
Фрагмент, совершенно «достоевский», и очень, очень Питерский…
и еще мне вспомнилась песня Талькова на смерть Цоя: «поэты не рождаются случайно. Они летят на землю с высоты. Их жизнь подчинена великой тайне, хотя они открыты и просты…»
Этот рассказ – просто подарок всем нам здесь.
Спасибо.

«Моя березовая Русь»Гордеева Мария
можно я промолчу, чтобы не портить «совсем еще не знающего жизнь подростка»?
пусть выскажутся такие титаны родинолюбия как Золотарев со-товарищи…
Буду рассматривать наличие этой мини в журнале как неизбежность передовицы в газете «Труд».

«Она сама меня найдет.»Ольга Суздальская
Сразу скажу, пока не забыла: точка в названии произведения не ставится, это я крепко выучила)))
Из начала сюжета следует, что рассказ стоит читать в паре с Лесненковским «Автобусом». Шутка.
Это надо читать в триаде с «Автобус» и «Лондон». Или лучше, не надо.
Потому что это – просто история, рассказанная нежным голоском, с неслышным укором в сторону жизни и судьбы: «Вот мол как надо!»
Как говаривал ВиГанчар когда-то: «святочная рассказка».
Но! Народу нравится! Ну и на здоровье! А мы найдем себе что почитать)))

Вот хотя бы:
«Последний поэт эпохи Ренессанса» Каринберг Всеволод Карлович
Мне нравится читать такие умные тексты. Пусть я не всегда резонирую с идеями, пусть меня коробит от славянофильских интонаций, но я признательна автору за неравнодушие, за рефлексии, за мученическую эгоцентрику души героя.
Для тех, кого может заинтересовать этот философский текст – несколько цитат аппетайзеров:)))
«Или вы считаете, что мысли о добром, о вечном, о лучезарном - изменяют мир, или являются элементом этого мира?»
«А желание оторваться от реальности, стать сыном «света» или, ... воплощением «тьмы», но… тоже – «абсолютной», принимать за истину вербализованный мир – будет востребовано реальным миром?».

 
«В религии страшит – одиночество среди рабов Божьих. Страшит Единобожие Слова над этикой личности».
 «Всемирная история духа - это онтогенез «коллективного бессознательного».


 «Человек готов бороться со Злом без помощи Любви, Милосердия и Справедливости, раз их нет в мире людей – одной только негативной силой неприятия его».

«Старые вожди имели родовую власть, а через «помазанье на царство» приобретали сакральную власть. Демократические выборы, голосование и избрание – старый языческий обряд приобщения к сакральности власти».

«Если хочешь истины, надо отвергать компромиссы, но тогда останешься со своей правдой один».

«Власть есть последнее удовольствие, это удовольствие насилия толпы».

 «Параллельность существования человеческого духа и материального мира не пересекается в синтезе проекта Человека, как единственной реальной ценности, способствующей разумному действию в мире, основанному на интуиции и этике»
.
«…Но всегда помните - русский нигилизм не есть пофигизм».

И вот, вспомнилось мне, что обычно, эпоха сама себя не называет так, как мы ее называем.
Ренессанс назвал себя сам «Возрождением», что свидетельствует об обострении самосознания человека, о размышлении о месте в осевом времени
Оттого и веет мне надеждой некоей в самом названии рассказа…
Несмотря на «не мою» тональность, ракурс, привкус и т.п.

«рассказ.txt» Сергей Неупокоев
Странный, по воздействию на меня, рассказ…
Читаешь жадно, поторапливая глазами рефлексирующие мозги, попутно причмокивая на бесподобных местечках…Но вот послевкусие – горькое, давящее…
И, похоже, раздрай ощущений не у меня одной.
Отклики на произведение вполне отражают достоинства и недостатки текста:

«Вас интересует, что я могу сказать о txt?
Это скорее схема, нежели рассказ, но Вы предупредили критику именно в этой части, дав тексту такое название.
Как там у Питера Свиря? "Пик стихотворной высоты..."
Так вот, "пик схематичной высоты" - "Внутри пахло антисептиком". Хоть убейте, не могу представить запах антисептика. И все в целом какое-то выхолощенное. Вы можете мне сказать, что так и задумывалось, и я этим вполне удовлетворюсь, я доверяю Вашей творческой интуиции: так дак так.
Очень понравился последний абзац.
Ну а вообще в рассказе голая идея. Но, похоже, о ней Вы говорить не желаете :)
Копирка - 2005/12/24 23:26

Кстати, запах антисептика – довольно внятен мне. Так пахнет в шведской тюрьме, в русских секонд-хендах и более-менее нормальных больницах. Это не хлорка-карболка, а именно современный антисептик. Его по-другому не обозначишь. Пока.

«Мне показались удачными места про артистичное ссанье, ну и вообще, поведение героя и его взаимоотношения с персонажами хороши, абсурдны, а потому - жизненны. Переходы со СТРОЧНЫМИ БУКВАМИ порадовали,я еще такого не встречал.
Ну и последняя фраза - блеск. …
Александр Кудрявцев - 2006/01/03 13:11
Ну и словами самого автора о своем произведении:
«… А если по теме, то не все ОНИ жертвы, а все жертвы. И как можно не вставать в сомнительные очереди, если пока не достоишь, не узнаешь - сомнительная она или нет. Вот я сейчас стою в очереди, и вы стоите, а может быть это неправильная очередь, и вообще не очередь, а дорога в ад. Блин, какой глубокий рассказ!»
Сергей Неупокоев - 2005/12/25 12:36

«Русалочка» Людмила Махас
о недостатках: многовато опечаток, штампов.
Ощущение чтения художественного произведения так и не возникло, как я ни вчитывалась, увы…
Мешали такие вещи как «пронизывающие глаза», например )))
Сказка это? Страшилка? Не знаю даже… Народу нравится, народ рекомендует…
Чувствую себя порой капризным снобом…

«У пепла нет запаха» Джинжер
Похоже, это один из лучших рассказов Автора, и хорошо, что он попался мне первым. Остальные вещи не столь… не столь… попадают в цель, пожалуй. Хотя, как заметил «некий Неуп», у автора – «сильное креативное начало».
Из сакраментального клише Вера-Надежда-Любовь Джинжер сумела сделать новый сюжет. Новый сюжет, перекликающийся со старой установкой: «А теперь пребывают сии три: Вера, Надежда, Любовь. Но Любовь из них – больше» (С)

Ну и о самом-самом моём: «Океан Тетис-Море любви» Сергей Касьяненко
Есть писатели универсалисты. Универсализм не равен энциклопедизму.
Энциклопедист – человек много знающий, с хорошей памятью.
Но универсалисты – люди качественных параметров.
Они сопрягают знания в немыслимых точках их сочетаний.
Ломоносов называл этот стиль «сопряжением далековатых идей» (По Ломоносову цитата)
Универсалистам был и сам Ломоносов, и Флоренский, и Вернадский.
Читаю «Океан…» и понимаю – этот писатель из породы универсалистов.
И оттого его взгляд – осевой. Образы – сквозные. Цвета – взяты из палитры вечности.
Оттого ясно, что автор - «артист». Экстремал в эмоциональных проявлениях.
Текст «Океан…» излучает фасцинативную агрессию.
У наиболее «светлых» натур это вызывает протест, отторжение.
У меня – не скажу.)))
Имеющий очи – да увидит…

Очень качественная подборка «Избранного» выдалась. В процентном соотношении.)))