На корейской границе - перед войной забытые пирамиды

Владислав Поваров
НА КОРЕЙСКОЙ ГРАНИЦЕ - ПЕРЕД ВОЙНОЙ; ЗАБЫТЫЕ ПИРАМИДЫ

В. ПОВАРОВ

Перед началом русско-японской войны важное значение имела и северная Корея, предполагаемый театр военных действий. Вот небольшая подборка.
“Русский Инвалид” от 18 января (1 февраля) 1904 года (в Японии уже шла моби-лизация) :
На границе Кореи.

- Нет, сказал пожилой собеседник наш, одетый в форму отставного офицера од-ного из Восточно-Сибирских стрелковых полков, красивым жестом расправляя свою роскошную бороду. Корейца весьма легко отличить по внешнему виду и от китайца и от японца : тип совершенно иной, одежда другая. В то время как китайцы и японцы поч-ти всегда безбородые, каждый кореец имеет черную клинообразную бородку. Свои во-лосы он не стрижет под гребенку, как японец, и не заплетает их в косу, подобно китайцу, а устраивает на макушке небольшой шиньон, по фигуре, простите, напоминающий ку-киш. Говорят, шиньон - признак того, что субъект состоит в законном браке; холостые корейцы носят, якобы, локоны. Быть может, это и так; но в таком случае мне не дове-лось увидеть ни одного свободного от брачных уз корейца.
- Во Владивостоке вы увидите много корейцев-чернорабочих, главным образом носильщиков; не мало и корейцев другого разбора; в их числе дворян, занимающихся чем попало. Костюм тех и других отличается лишь головным убором, ну и, конечно, от-носительною чистотою. Кроме того у каждого носильщика имеется за спиною приспо-собление для носки тяжестей, та же, но несколько усовершенствованная, русская “коза”, на которой наши каменщики таскают кирпичи; в руках у корейца-носильщика всегда имеется корзина,на случай переноски мелких вещей.Платье корейца шьется из белой бу-мажной ткани и состоит из куртки, запущенной в широчайшие шаровары, стянутые у щиколотки ремешком. В общем кореец весьма чист, и дворянин, по моим наблюдениям, всегда носит одежду белоснежную. Чернорабочий или простоволос, или имеет на голо-ве платок; платком обыкновенно покрыта вся голова, но иногда он повязан кольцом, су-живающимся кверху, при чем из верхнего отверстия выпущен наружу шиньон. Иногда на голове корейца-чернорабочего надета войлочная, серая, европейского фасона шля-па. Кореец торговец или земледелец также бывает простоволос, но обязательно с укра-шением на голове, с передней стороны шиньона. Это украшение в большинстве случаев представляет собою кусок желтого, прозрачного, яйцевидной формы стекла.Носят и со-ломеные шляпы, высокие, вверху формы усеченного конуса, а ниже четырехгранные с полями, имеющими вид правильного квадрата. Шляпа дворянина обязательно черная, ажурная, плетеная из волоса; ее форма, высокий цилиндрик с большими круглыми поля-ми; цилиндрик в поперечнике не более 1 1/2 - 2 верш. Надевается такая шляпа не на го-лову, а на особую, очень высокую, яйцевидную, также ажурную и также волосяную ер-молку. Таким образом, головной убор дворянина является двух-этажным [так в тексте] и весьма оригинальным. Шляпа держится на черных шелковых лентах, повязанных бан-том у подбородка. В дождь поверх такой шляпы надевается конический колпак из про-масленной бумаги; от колпака идут четыре бечевки, также повязываемые у подбородка.
















- 2 -

- Корейку отличить от корейца издали трудно. Все виденные мною были одеты в то же белое платье, были простоволосы, были с теми-же шиньонами. Единственное от-личие - отсутствие бороды. Впрочем, у большинства кореек на спине подвязан большим платком ребенок, на которого мать повидимому не обращает никакого внимания. Лишь однажды довелось мне увидеть корейку, молодую и недурненькую собою, с головным убором и в костюме, резко отличавшемся от мужского и по покрою, и по цвету. На ней была очень короткая шелковая на выпуск, кофта, ярко зеленая с малиновыми обшлага-ми; волосы были заплетены в косичку и щедро украшены малиновыми же шелковыми лентами; розовая с цветочками юбочка, вернее кусок материи, не сшитый сзади, был по-двязан почти подмышками; ветерок от поры до времени развевал разрез и обнаруживал в ногах девицы широчайшие белоснежные шальвары. Кореечка эта была палубною пас-сажиркою парохода “Новик”, совершавшего рейсы между Владивостоком и Посьетом.
- Много корейцев увидите вы в летнюю пору и между городами и поселками все-го Южно-Уссурийского края, на нивах наших переселенцев-хохлов, не отличающихся прилежанием и охотно предоставляющих заботы по обработке земли выходцам из Ко-реи. Можно сказать без преувеличения, что почти вся земля переселенцев пашется, бо-ронится и засевается именно руками корейцев; они же собирают и весь урожай, молотят зерна и т. д. За свою работу кореец получает определенную часть урожая и удаляется с нею на зиму домой. Около Новокиевского, в пограничных с Корею местах, мне нередко приходилось видеть корейцев, работавших на пашнях. Труда ими вкладывается в это дело много, в особенности вследствие примитивности их оригинального способа возде-лывания полей. Работают они обыкновенно вручную, три человека одною лопатою, один из них всаживают ее в грунт, а двое других поднимают лоток с землею наискось кверху при помощи двух веревок, запущенных узлами в дырья [так в тексте] по обе сто-роны нижней части лотка лопаты. Ни плуг, ни соха им неизвестны. Имеются на нашей территории и закоулки, где корейцы распоряжаются, по крайней мере распоряжались до последнего времени, как дома. К таким закоулкам прежде всего относятся многие лощи-ны у побережья залива Петра Великого, между Владивостоком и бухтою Посьет. Осед-лого населения тут нет никакого. Богатые земли эксплуатируются исключительно вы-ходцами из Кореи, которые являются сюда раннею весною, поселяются в шалашах, об-рабатывают землю, собирают урожай и запасаются топливом, вновь удаляясь на роди-ну осенью и пользуясь для перевозки клади безобразными “утюгами”-джонками китайс-кого образца. Таких выходцев можно считать, пожалуй, тысячами. Никаких податей или сборов они нам не уплачивали, да и организация получки податей или воспрепятствова-ния появлению корейцев были более нежели затруднительны, благодаря отсутствию со-ответственной администрации, крайне вообще бедной на дальнем востоке по численно-му составу низшего персонала.
- Но возвратимся к нашему разговору.
- Вы интересуетесь русскою жизнью на границе Кореи и нашими поселенцами у залива Посьета. Хорошо.
- Если вы направляетесь к этим местам водою из Владивостока, то путь вам пред-стоит семи-восьми часовой. Вначале приходится идти между островами архипелага за-лива Амурского,отделяющего Владивосток от материка; далее -заливом Петра Велико-го, т.е. почти открытым морем, ибо по левую сторону борта парохода ничего,кроме во-ды, не видно. Острова архипелага весьма многочисленны и имеют крайне причудливую форму. Состоя в большинстве случаев из груп [так в тексте]отдельных скал,то голых, то













- 3 -

поросших по верхушкам деревьями, то поднимающихся вверх из непроглядных зарос-лей, они резко меняют свой вид в зависимости от положения глаза наблюдателя. Изу-чив внешность острова при подходе к нему, спустившись затем в каюту и возвратив-шись на палубу ко времени нахождения острова на траверсе судна, вы ни за что не уз-наете старого знакомого. В открытых водах залива Петра Великого нас почти обяза-тельно слегка покачает и вы с удовольствием приблизитесь, к началу конца пути, к вос-петому Гончаровым “рейду Паллады”. За рейдом вход в бухту Новгородскую, ограж-денную с моря гористым полуостровом Крабе [так в тексте; в честь управляющего мор-ским министерством, адмирала Краббе] с одной стороны и косою с утесом Черухадо с другой. В глубине бухты посад того же наименования : несколько частных построек да казармы, приютившиеся внизу косогора, на котором выложен камнем и засеян разными декоративными травами и цветами огромный двуглавый орел с короною и ясным изо-бражением св. Георгия Победоносца. Этот орел, этот символ русской мощи бросается в глаза каждому путнику, как только открывается вид на Новгородское при входе в бух-ту.
- Все берега у Новгородского покрыты тучною высокою травою, но совершенно лишены древесной растительности. В общем местность имеет вид суровый и непривле-кательный. За гористым берегом бухты Новгородской открывается обширный круго-зор на громадную, но мелководную бухту Экспедицию, имеющую фигуру почти пра-вильного круга и соединяющуюся с внешними водами узким проливом. На противопо-ложном берегу Экспедиции виднеется урочище Новокиевское, а на обочине дороги, ве-дущей в обход Экспедиции, - урочище Зайсановка. Расположены урочища на местности плоской, на травянистой равнине, усыпанной листвою и летом массою липового ириса. Вдали, вглубь материка, прямо перед вашими глазами расположены значительные горы : это уже Китай с пограничною у гор китайской крепостью Хунчун; влево, также горы - граница Кореи.
- Новгородское, Новокиевское и Зайсановка, как и многие посады береговой по-лосы залива Петра Великого : Славянка, Барабан и проч. - поселки исключительно во-енные. Мирных русских граждан здесь нет. Вблизи казарм приютилось несколько уло-чек китайцев, да магазины Кунста и Альбертса.
- Не весела жизнь нашего военного в этом печальном уголку. Развлечение одно - охота. В долине по речке Янчи-хэ, впадающей в бухту Экспедицию у Новокиевского, много фазана; птицы этой немало и на полуострове Крабе. Много и всякой перелетной птицы весною и осенью. Подальше, на китайской границе, водится дикая коза. Ежегод-но убивают двух-трех барсов. Прежде в прибрежных зарослях водилось много тигров. Старожилы помнят встречи с этим зверем даже на большой береговой дороге-тропе, ве-дущей в Владивосток, встречи, заканчивающиеся поворотом путника обратно : тигр ре-дко бросается на человека, но и мало его боится, почему дороги не уступает. Однако, в последнее время тигра не стало вовсе. Появление человека на берегах залива Петра Ве-ликого прежде всего отогнало внутрь страны пугливую козочку; за нею удалился и тигр , питающийся главным образом козлятиной. Все же страстному охотнику в окрестнос-тях бухты Экспедиции представляется и ныне обширное поле деятельности, и досуги свои от служебных занятий он может наполнить не без внутреннего удовлетворения.
Но не все войны проникнуты благородною страстью к охоте. Чуждые этой жилки зачастую впадали в меланхолию, и было время, когда случаи самоубийства достигали














- 4 -

здесь цифр значительных. Никаких, кроме охоты, развлечений, никаких удобств, даже невозможность покупаться в летнюю, весьма здесь жаркую, пору в водах Экспедиции, изобилующих электрическими скатами ... Но мало-по-малу войска приноровились к особым условиям жизни. Появился в нашей военной семье старый кавказец, много лет прослуживший штаб-квартирною жизнью кавказской военной линии. Урочище на уро-чище начало ходить походом-пикником; впереди батальон или рота в боевом порядке и с холостыми патронами в подсумках, позади обоз с полковыми дамами. Завело офицер-ство знакомство и с китайцами, зачастую еще до последней войны, посещая хунчунско-го фудутуна в сообществе дам. Карты и вино перестали играть первенствующую роль в жизни военного элемента. Сократились до минимума и случаи самоубийств.
- Что же рассказать вам еще ? Право не придумаешь ! Вот разве припомнить одно из посещений Хунчуна, в котором я принимал личное участие ? Извольте. Дело было го-да за два до войны. Инициатором визита явился все тот же генерал-кавказец. Предуп-режденный о посещении и изъявивший полную готовность принять гостей, хунчунский фудутун принял нашу компанию со всевозможными любезностями. Тотчас же началось угощение десятками китайских блюд со знаменитым “самоваром” в первую очередь. “ Самовар” - металлическая, постоянно подогреваемая урна, наполненная кипящим буль-оном, сваренном на различном мясе и изобилием всяких овощей. Кругом урны, на под-носе, устанавливается много тарелочек с тончайшими ломтиками всевозможного мяса : тут и говядина, и свинина, и баранина, и фазан, и курица, и различные сорта рыбы. Все это сырое. Вы берете двумя палочками любой ломтик, окунаете его на несколько секунд в кипящий бульон и кушаете с большим удовольствием. Многие русские считают кухню китайских вельмож весьма вкусною. Находятся даже храбрецы, отведавшие трепанга и ласточкино гнездо и похваливающие эти блюда.
Во время поездки, о которой я начал говорить, день стоял в высшей степени жар-кий. Пир продолжался часа два, при чем особого почета удостоились самый старый ка-валер - наш кавказский генерал - и самая полная дама. Почет заключался, согласно ки-тайскому этикету, в том, что к даме приставили двух китаянок, поминутно вытиравших ей за ушами испарину довольно таки грязными тряпками; генералу же нашему приш-лось после обеда улечься спать на одной кровати с самим фудутуном, под общим, и нес-мотря на жару, меховым одеялом. После сна снова угощенье, а затем торжественные проводы.
- Но довольно, господа; пора спать. Желаю вам покойной ночи.

-ъ.

Теперь еще одна статья с географическим описанием театра военных действий из четвертого выпуска “Иллюстрированной летописи русско-японской войны” (СПБ, 1904, время - примерно июнь) :
В северной Корее и южной Манчжурии.

Главным театром нынешних военных действий между нашей и японской армия-ми, как известно, являются Северная Корея и Южная Манчжурия. Вот краткий очерк этих местностей, составленный на основании показаний исследователей, там побывав-ших. Одним из них, Р. Турлеем, между прочим лишь весьма недавно был сделан доклад о путешествии его в Манчжурию в Лондонском Королевском Географическом обществе.













- 5 -

Пунктом отправления Турлей избрал китайский город Чифу, находящийся на южном берегу того пролива, который отделяет Печилийский залив от Желтого моря, т.-е. насупротив Порт-Артура. Чудесные виноградники и фруктовые сады, в которых утопает этот город, обладающий теми же климатом и почвой и расположенный на тех же горных породах, что и Порт-Артур и город Дальний, показывают, в какой райский уголок могут превратиться, при надлежащей заботливости, голые холмы порт-артур-ских окрестностей.
Проехав на пароходе 60-мильный пролив, попадаешь на крайнюю оконечность Ляодунского полуострова, к мысу Ляотешан [тогда писали Ляотешанъ - с твердым, а не мягким, как теперь, знаком на конце], что значит по-китайски “Почитаемая железная го-ра”. Вскарабкавшись на этот огромный базальтовый массив, мы, наверное, увидим на ее вершине множество пятнистых орлов : когда им приедятся ягнята монгольских степей, они прилетают сюда отведать мяса перелетных птиц, в особенности гусей. Эти послед-ние частью остаются в окрестностях Шан-Хай-Гуаня, но главная их масса направляется чрез Ляотешан к Мукдену, где весною и осенью можно наблюдать такое громадное ко-личество перелетных птиц, как наверное нигде в другом месте земного шара. Ко време-ни перелета птиц являются и орлы. Их скопляется здесь такая масса, что они до уступки Квантуна России, составляли предмет выгодного промысла для местных жителей, кото-рые ловили орлов сетями. Даже часть дани, уплачивавшейся Манчжурией пекинскому двору, состояла из великолепных перьев этих гигантских орлов. Перья из крыльев упот-реблялись для оперения стрел манчжурской стражи пекинского дворца, а хвостовые перья шли на устройство драгоценных императорских опахалов.
На восток от Ляотешана расположен Порт-Артур. Железная дорога, идущая отсюда по местности, пересеченной известковыми холмами, приводит в город Дальний, на устройство которого затрачены громадные суммы. Но если он уцелеет после войны, то издержки эти с выгодой должны окупиться, ибо это, действительно, прекрасное мес-течко. Сильный, но сухой зимний холод, приятное лето с умеренной температурой, чис-тое морское купанье с прозрачной водой, кристальная питьевая вода, маленькая, холми-стая местность сделают из Дальнего, в углу северного берега Талиенванской бухты, ес-ли все пойдет благополучно, идеальный климатический курорт. Наискось от Дальнего, в углу северного берега Талиенванской бухты, находится военный пост Талиенван, сое-диненный особой веткой с Манчжурской железной дорогой.
Покинув Дальний, мы пересекаем узкий перешеек, соединяющий Квантун с Ляо-дуном. Море, по обеим сторонам перешейка, очень мелководно, и мели продолжаются далеко, далеко, на много миль от берегов. Сойдя с поезда на станции Пуландян, заня-тый, как известно, в начале мая японскими войсками, берем запряженную мулом китай-скую повозку и едем на восток, пробираясь по каменистым тропинкам к небольшому портовому городку Бицзыво. Здешняя гавань в отличие от Порт-Артурской и Талиен-ванской загромождена льдами обыкновенно до конца марта.
На высоком холме занимает командующее положение над портом старая корей-ская цитадель. В Бицзыво японские войска высаживались десять лет тому назад во вре-мя японско-китайской войны [так в тексте], здесь же высадились они и в нынешнюю кампанию. Дорога, идущая отсюда вдоль берега, очень хороша во всякую погоду. Реки, выше границ прилива, можно легче переходить в брод, за исключением, конечно, летне-го периода дождей. Население в этой местности с каждым годом все уменьшается, пото-














- 6 -

му что вместе с дождевой и весенней водою с голых и подвергающихся сильному вывет-риванию холмов несутся массы песку, засыпающие и уничтожающие посевы. Однако хлебных полей все-таки еще очень много в окрестностях, а далее, внутрь страны, расту-щие в диком состоянии тутовые деревья являются немаловажной доходной статьею для населения.
Минуя небольшой речной и морской портовый городок Дачжуаньхэ и несколько мелких местечек, мы попадаем на низменность, покрытую голубым мергелем и торфом. Этот мергель идет в большом количестве на удобрение полей. Очень плотный здешний торф режется на кубики и идет в большом количестве в качестве топлива для местного потребления. По равнине идет очень важная в стратегическом отношении дорога на Да-гушань. От этого города, имеющего всего около 8000 жителей, идут три важные кара-ванные тракта : 1) на Ньючуанг-Инкоу, пересекая Восточно-Китайскую железную дорогу у станции Ташичао, 2) в Андунсян (Шахедзы) по небольшой, но богатой равнине Лунь-ваньмяо и 3) в Фынхуанчен и Мукден. Дагушань был некогда цветущим морским пор-том, но вследствие постоянных набегов хунхузов и пиратов, в связи с происшедшим нес-колько лет тому назад перемещением реки Даяньхэ на несколько миль к востоку и обме-лением оттого старой гавани, торговля сильно упала. Однако, зимою здесь скопляется в амбарах огромное количество зернового хлеба, ожидающего весенней погрузки на при-ходящие с моря джонки. Море в малую воду отступает далеко. Речное устье очень илис-то и к самому порту могут подходить лишь мелкосидящие джонки. Только в сизигийные приливы воды бывает достаточно для того, чтобы к Дагушану могли приближаться су-да более значительной осадки.
Подвигаясь далее на восток по дороге, идущей возле самого берега, изрезанного мелкими заливчиками, мы приходим в Дадунгоу. Это жалкий, грязный городишко, пос-тоянно полный больных, вследствие своего низкого местоположения и неописуемо скверной питьевой воды. Спускаясь по заливчику, у которого лежит Дадунгоу, мимо ле-сопильных заводов, мы попадаем в воды благородной реки Ялу. Колебание между уров-нями большой и малой воды доходит здесь, как и в Чемульпо, в сизигийные приливы до 30 футов, т. е. более 4-х сажен. Это обстоятельство делает очень опасной всякую попыт-ку подойти близко к берегам, тем более, что отмели в малую воду тянутся очень далеко в море. С конца ноября до середины марта устья реки Ялу либо покрыты сплошным льдом, либо усеяны плавающими льдинами.На левом берегу устья реки Ялу находится небольшая корейская деревушка Ионампо. Здесь, незадолго до начала нынешней войны , устроен был русский поселок и лесопильный завод. Вверх по реке, милях в 20-ти или немного более, на китайском, т.-е. правом берегу реки находится небольшой мыс, берег которого весьма приглубый [так в тексте], очень удобен для устройства здесь порта. По-следнее весьма рекомендовал перед самой войною корейскому правительству консул Северо-Американских Соединенных Штатов, имея в виду то обстоятельство, что распо-ложенный на 10 миль далее вверх по реке Андунсян, подобно Дадунгоу расположен очень низко и имеет плохую питьевую воду; кроме того он подвержен еще частым на-воднениям.
Андунсян или Шахедзы - оживленный город, имеющий, вероятно, до 20000 жите-лей и производящий обширную ввозную и отпускную торговлю с джонок, приходящих с моря. В этом узловом пункте морской, речной и сухопутных дорог находится таможня, организованная несколько лет тому назад одним интеллигентным туземцем. Подняв-шись еще несколько миль по реке, мы попадаем в знаменитый отныне в летописях рус-













- 7 -

ской армии Тюренчен, или “девять рядом стоящих цитаделей”. Тюренчен, некогда важ-ный пункт, теперь представляет собою небольшую деревушку с остатками древних зем-ляных укреплений. Здесь пересекают Ялу императорская дорога и телеграфная линия из Мукдена в Сеул. На противоположном берегу, вдоль берега по направлению к морю и внутрь страны находятся хлебные и рисовые поля, богатейшие из всех, какие только имеются в Корее. Немного же выше, тоже на противоположном берегу, на холмистом мысе находится жалкий и обветшалый древний корейский город Ыйчжу или Ви-чжу, не-когда бывший знаменитым торговым и политическим центром. Выше Ыйчжу река Ялу суживается, стесненная холмами, но остается судоходной для очень больших джонок вплоть до впадения в нее ее притока Хунь-Чианга. Однако, плыть вверх по реке под па-русами довольно трудно и передвижение происходит медленно вследствие быстроты те-чения; необходимы мелкие пароходы для буксирования джонок и барж. На корейском берегу холмы идут более или менее параллельно реке, прерываясь кое-где поперечными долинами, из которых выглядывают деревушки. На протяжении свыше 100 миль вверх по реке, холмы эти почти совершенно голы, если не считать мелкого ельника, сосенни-ка, которым они местами поросли. На китайской стороне, с главного хребта, находяще-гося внутри страны, сбегают к реке почти под прямыми углами бесчисленные долины, очень широкие и хорошо возделанные, но выходящие к реке Ялу обыкновенно узкими ущельями.
Продолжать дальнейший путь можно и на китайской повозке, запряженной му-лом, или на мелко-сидящей [так в тексте] джонке летом вплоть до перевала Маоэрешань находящегося в расстоянии более 200 миль по прямой линии от Андунсяня. Если бы те-перь не было войны, тут встретились бы по дороге несколько мелких коммерческих реч-ных портов, куда на телегах из Манджурии [так в тексте] свозится хлеб, покупаемый и складываемый здесь же в амбары андунскими купцами. Телеги же возвращаются обрат-но с грузом американского керосина и хлопчатобумажных тканей, индийской пряжи и южно-китайских и европейских галантерейных товаров. Тут встретились бы также нес-колько партий корейцев, открыто ведущих запрещенную торговлю китайской водкой (samshu). Эта водка - проклятие Северной Кореи.
Не доезжая несколько миль до Маоэрешань, вы встречаете один из таких мелких речных портов, Тунгоу, являвшийся в былые времена важным военным пунктом. В ок-рестностях этого городишки, там, где еще на памяти жителей, находился лес, вы найде-те тысячи очень древних могил, но самые замечательные из них находятся тут же, в од-ной долине : это каменные пирамиды, напоминающие собою наши курганы, так как они сплошь покрыты павшими листьями и растительностью. На одном небольшом холме стоит особенно массивная пирамида, контуры которой резко обрисовываются на вечер-нем небе, когда вы смотрите на нее с реки. Основание ее квадратное, а состоит она из нескольких слоев огромных камней, покоющихся на высоком фундаменте. Первый слой состоит из глыб, имеющих 15 фут. длины и по 6 фут. ширины и высоты; 7 или 8 штук этих глыб лежат в основании пирамиды, верхушка которой в настоящее время разруше-на. Высота пирамиды около 40 фут. Приблизительно на половине высоты находится от-верстие, величиною до 4-х квадр. фут; проникнув в него, мы попадаем в наклонный книзу [так в тексте] проход, который ведет в комнату, имеющую форму куба со сторона-ми по 20 фут. каждая. Стены сложены из великолепно высеченных камней. Пригонка ка-мней друг к другу, напоминающая по системе финикийскую, до такой степени совер-шенна, что, не смотря на отсутствие какого-либо цемента между камнями, с трудом про-













- 8 -

ходит лезвие перочинного ножа. Потолок состоит из одного только камня-монолита, покоющегося на карнизе, который выдается над поверхностью стены всего на 14-15 дюймов. Не смотря на то, что камень этот не полирован, а только обтесан, он до сих пор не дал ни одной трещины. На полу почти посредине, по ближе к восточной стороне, стоит саркофаг из черного полированного мрамора с двумя углублениями, в которых вероятно помещались урны с пеплом сожженных тел умерших владык. Входное отвер-стие пирамиды обращено на запад. Рядом с нею, немного поодаль, стоит интересный алтарь, напоминающий алтари друидов. Он состоит из большой плоской глыбы, на ко-торой поставлены вертикально три камня, образующие стороны куба, открытого на за-пад; сверху они тоже прикрыты плоским камнем.
Описанная пирамида чрезвычайно любопытна в археологическом отношении. От китайских и корейских могил она отличается тем, что те всегда обращены на юг, эта же на запад. Камни, слагающие пирамиду - базальтовой породы, но стены внутренней ком-наты сложены из мелкозернистого серого гранита, которого нет ни в описываемой до-лине, ни вообще где бы то ни было поблизости. Несомненно, что эта пирамида, много веков стоящая в неведомом лесу окрестностей Тунгоу, может дать современем [так в те-ксте] ключ к разгадке причин нахождений у нынешних жителей Северной Кореи некото-рых типичных черт, свойственных кавказскому, а не монгольскому племени. В настоя-щее же время, мы чрезвычайно мало знакомы с историей Манчжурии; да и то, что знаем, нами заимствовано из китайских источников, говорящих почти исключительно о войнах и героях. Мы знаем только, что Манчжурия играла весьма важную роль в судьбе Даль-него Востока. Ничего однако достоверно неизвестно о временах до христианской эры, когда раса, от которой происходят нынешние корейцы, основала к востоку от Шан-Хай-Гуаня благоустроенное государство. Есть только лишь слабые указания на сущес-твование до-исторического [так в тексте] государства, основанного племенем, родствен-ным мексиканским ацтекам или даже перуанским инкам. Одно из русских обществ, полу-чивших концессии на разработку каменноугольных залежей в Фушуне (40 верст к восто-ку от Мукдена), было не мало удивлено, встретив при выемке угля на большой глубин следы прежних работ по добыванию угля, указывавшие на высокую степень инженерно-го искусства; между тем ничто не дает нам права думать, чтобы китайцы, хотя бы в глу-бокой древности, были искусны в такого рода инженерных работах. Очевидно, остатки указанных работ принадлежат какому-то другому народу, жившему здесь до китайцев.
Но оставим эти исторические размышления, навеянные видом древней пирамиды у Тунгоу,и отправимся дальше вверх по р.Ялу.Выше Тунгоу она делает крутой поворот, прорываясь через массивные горы, покрытые густым сосновым лесом. Это и есть Мао-эрешань. За ним лежит очень плодородная, изобилующая минеральными богатствами и лесами долина Шинкайхэ, крайний предел, до которого доходят по р. Ялу джонки. На корейской стороне, на супротив [так в тексте] речного порта Шинкайхэ, начинаются ле-са, уступленные корейским правительством для разработки русской лесопильной ком-пании.
Здесь мы покидаем корейскую границу и, пересекши горную страну, покрытую лесами, попадаем на огромное плоскогорье Хэй-Лунь-Чен, весьма плодородное, но ки-шащее хунхузами, которые не пощадят вас, если мы не вооружены. Еще несколько дней путешествия по направлению к северу, - и мы попадаем в г. Гирин, который так моло-децки взят был в 1900 г. генер. Ренненкампфом с его лихими казаками. Отсюда по реке














- 9 -

Сунгари или пересекши великую китайскую стену по железной дороге, мы попадаем по богатой земледельческой стране, собравшей в прошлом году особенно обильную жатву, в г. Харбин. Этот город, быстроразвивающийся [так в тексте], находящийся в самом це-нтре одной из хлебороднейших в мире местностей, в узле целой сети многочисленных торговых путей, на берегах огромной реки, на железной дороге, этот город ждет вероят-но блестящая будущность. Весьма существенную помощь развитию города оказал в по-следнее время русско-китайский банк, открывший широкий и легко-доступный [так в тексте] кредит местным купцам.
В Харбине мы садимся в роскошный вагон экспресса Манчжурской жел. дор. и по плодороднейшей в мире стране мчимся на юго-запад, направляясь к Мукдену, резиден-ции наместника на Дальнем Востоке. По дороге мы проезжаем через Куань-Чэн-Цзы, где находятся обширные мастерские для ремонта паровозов; потом минуем Телин, окру-женный горами, и, наконец, попадаем в Мукден. Город этот занимает оригинальное по-ложение, и географическое и климатическое. Являясь центральным рынком меховых то-варов Манчжурии, он в то же время обладает настолько теплым летом, что здесь на от-крытом воздухе вызревают виноград и гранаты. Географическое положение его также оригинально. Если вы взглянете на север или на восток от него, перед вами встанут окаймленные террасами причудливые очертания гор; на запад же и на юг растилается необозримая равнина, омываемая р. Ляохэ и ее притоками, Хуньхэ и Тайцзыхэ. Она тя-нется до самого моря, достигая у Инкоу до 100 верст ширины. Плодородие этой равни-ны баснословно, хотя берега рек обыкновенно песчаны, а по берегам моря расположены солончаки.
В настоящий момент, главный интерес представляет однако не эта равнина, а местность, расположенная между Мукденом и Фынхуанченом. Дорога по этой горной местности идет целым рядом перевалов. Они по большей части не очень высоки (не вы-ше 1500 фут. над уровнем моря) и легко проходимы даже для тяжело нагруженных телег , Исключение составляют только Мотиенлинский и Ланзалинский перевалы, узкие и трудно доступные - обстоятельства, которые издавна сделали их весьма важными стра-тегическими пунктами. На Ланзалинском перевале и по сие время можно видеть следы древних ложементов. Но все таки главная трудность для нашей армии заключается не в этом, а в слишком большом обилии перевалов, расположенных параллельно друг другу, вследствие чего неприятель, отбитый на одном из перевалов, легко может обойти наши войска с флангов по двум или трем другим.
Самое крупное поселение меду Мукденом и Фынхуанченом, это оригинальный китайский городок Саймацзы. Он является действительно своеобразным центром “кус-тарной” металлургической промышленности. Здесь функционируют три китайские за-вода, ведущие дело на принципе кустарного производства. Причиной возникновения здесь с давних пор металлургических заводов послужило счастливое сочетание в окрес-тностях Саймацзы богатейших железных руд с месторождениями превосходного коксу-ющегося угля. Процесс выплавки чугуна напоминает в общем наш доменный процесс. Из добываемого здесь железа выделывают почти исключительно сошники; каждый из 3-х заводов вырабатывает в сутки не менее 400 сошников. Так как металлургическое производство ведется здесь очень давно, то окрестности Саймацзы завалены шлаками.
Небольшой городок Фынхуанчен, занятый теперь японской армией, расположен у подошвы горы того же имени, близ правого берега реки Цаохэ, впадающей в р. Ялу. Он занимает узловое положение на путях к корейскому побережью и нижнему течению













- 10 -

р. Ялу. От Фынхуанчена недалеко уже и до Дагушана.
Оглядываясь назад на совершенный нами путь, какое впечатление мы выносим из этого былого обзора страны ? Прежде всего, что здесь много хунхузов и что народ весь-ма охотно называет европейцев “белыми дьяволами” и относится к ним соответственно такому названию. При малейшем намеке русских властей, китайские власти беспрекос-ловно снабжают путешественника охранными листами и конвоем из нескольких китай-цев[-]солдат. Но охранные листы имеют лишь то значение, что освобождают путешест-венника от незаконных поборов мелких китайских чиновников; конвой же, который час-то разбегается при одном приближении хунхузов, является обыкновенно только лишней обузой для путешественника, который неусыпно должен наблюдать за тем, чтобы его телохранители не грабили мирных жителей почище заправских хунхузов.
Дороги в Манчжурии убийственны. Не смотря на тысячелетнюю свою культуру, жителями ничего не сделано для улучшений своих дорог. Никакой, напр., дорожной по-винности не существует. Дороги обыкновенно поправляют лишь пред приездом какого-нибудь сановного лица. И это происходит не от лености : стоит посмотреть, сколько ко-лосального [так в тексте] труда положено на прокладку дорог, сколько сделали гигант-ских выемок, насыпей и т. п., чтобы убедиться, что китайцы отнюдь не ленятся устраи-вать себе дороги. Но наблюдать постоянно и систематично за их исправностью, ремон-тировать их - это не в характере китайца.
Повозки, употребляемые для езды по манчжурским дорогам, все двухколесные и разделяются на два типа : грузовые арбы и разъездные, так называемые худутун. Обо-дья для колес у обоих типов не гнутые, как у нас, а составные, сложенные из нескольких кусков, сбитых гвоздями. У арбы ось неподвижно соединена с колесом, а у худутуна ко-лесо вертится на оси свободно. В арбу впрягается от 2-х до 7-ми упряжных животных; причем зачастую в одной упряжи идут рядом мул, лошадь и вол; худутун же везется обыкновенно одним мулом и только в особо торжественных случаях еще и другой бе-жит на пристяжке. На худутуне устраивается нечто в роде кареты из досок; к единствен-ной открытой передней стороне каретки прилегает засаленная спина возницы. Все это в общем делает езду в этом в высшей степени неудобном тряском экипаже (сиденье при-ходится над самой осью) сущим мученьем. Не менее мучительна она и для бедных уп-ряжных животных, которым веревочная упряжь натирает бока до самых мускулов. Вож-жей нет, а возница управляет окриком и беспощадным бичом. Мулы здесь превосходны : сильны и красивы; но хороший мул стоит 200 - 250 руб. Лошади тоже довольно краси-вы, но малорослы и мало выносливы. Дешевизна их поразительна : за 60 - 100 руб. мож-но купить здесь самую лучшую лошадь.
Хлебородная, плодоносная Манчжурия богата в то же время и в горнопромыш-ленном отношении. Золото встречается здесь повсюду, главным образом в виде россы-пей, изда[в]ни составляющих объект промыслов. Способ их разработки - самый прими-тивный и хищнический, благодаря чему многие месторождения в конец испорчены. Наи-более известны золотые россыпи по р. Цайхэ (в 40 верст. от Телина), в Пихдиншане и Дьитоуншане. Из каменноугольных залежей наиболее богаты уже упоминавшиеся нами Фушунские. Хотя концессия на разработку их взята двумя русскими компаниями уже несколько лет тому назад, но работы до войны производились очень вяло. Между тем, там залегают пласты колоссальной мощности; нет сомнения, что в настоящее время они разрабатываются более деятельно, составляя главный район, откуда поставляется














- 11 -

уголь для паровозов нашей Восточно-Китайской жел. дор. Богаты также Янтайские ка-менноугольные копи и залежи каменного угля в золотоносном Пихдиншаском районе (в системе р. Ялу).
Несмотря на такое богатство страны, трудолюбие и зажиточность населения, их фанзы (дома) поражают своей неряшливостью и грязью. Строятся они обыкновенно из глины или из кирпича; кроются соломой, смешанной с глиной или же черепицей. Насе-ление очень густое, и восточная, гористая часть Манчжурии заселена навряд ли менее, чем равнина р. Ляохэ. Распахано положительно все : часто поражаешься, на какие голо-воломные кручи взбирается соха земледельца. Отрицательной стороной этой всепогло-щающей земледельческой культуры является истребление лесов. Там, где Рихтгофен в 1869 году находил густые леса, на правом берегу р. Ялу, там теперь сохранились жалкие рощи, да и то в заповедных только местах, напр. возле кумирен. Благодаря такому от-сутствию лесов Манчжурия, зеленеющая и улыбающаяся весною, представляет в осен-нюю пору, когда все сжато, вид настоящей, угрюмой пустыни.
Что касается климата Манчжурии, то характер его обусловливается главным об-разом двумя факторами : 1) близостью к тихо-океанской [так в тексте] полосе летних и зимних муссонов, 2) близостью к плоскогорьям Азии с их холодными и сухими ветрами. Расположенная между 40-й и 42-й параллелью Манчжурия по широте приближается, следовательно, к Средней Италии, но климат ее малопохож на климат последней. С мая до сентября здесь стоят сильные жары; они умеряются только дождями, период кото-рых падает на время с середины июля до конца августа. Осень коротка, и переход к зиме очень резок.В Мукдене напр. в прошлом году 8 октября была сильная,чисто летняя гро-за, а в ноябре уже несколько градусов мороза. Зима - суровая , сухая, бесснежная. То из-нывая от жары, то захлебываясь от дождей, то коченея от мороза, Манчжурия не знает умеренного климата наших стран. В ней все беспощадно, как беспощадна ведущаяся там, кровопролитная, нынешняя война.

В том же четвертом выпуске была помещена и следующая статья :

Климат Манчжурии.

В течение двух месяцев, приблизительно от половины марта до половины мая, в южной Манчжурии [так в тексте] продолжается самое здоровое и приятное время года, особенно в апреле, когда при средней температуре в 6 по Реомюру, природа порази-тельно быстро начинает оживать. В мае становится уже довольно жарко, температура иногда поднимается до 21 в тени. Далее начинается период дождей, при возрастающей жаре, доходящей свыше 26 в тени. В это время, по многочисленным свидетельствам очевидцев, приходится испытывать как бы действие горячей паровой бани, дыхание за-трудняется, кожное испарение задерживается, случаи тепловых ударов учащаются. Раз-вивается сильная сырость, от которой быстро гниют продукты, большая часть вещей покрывается плесенью, все, что склеено, быстро разваливается. Особенно скоро изна-шивается обувь. В то же время настает и половодье, окончательно обращая в совершен-но непроходимые и без того плохие дороги страны и образуя много болот, заражающих болезнетворными миазмами и воздух, и окрестные воды. С марта месяца начинается го-сподство юго-западного ветра, дующего в общей сложности в течение 25 % всех дней в














- 12 -

году, но преобладающего именно в период с марта по август. Этот ветер иногда сме-няется западным. Направление ветров здесь объясняется характером поверхности и по-ложением страны. Преобладающие на материке восточной Азии [так в тексте] в летнее время южные и юго-восточные ветры, встречая на своем пути высокие горные кряжи, не достигают внутренних областей южной Манчжурии [так в тексте]; та же причина зас-тавляет их, ударяясь в западное побережье Ляодунского залива, идти вдоль обширной центральной равнины по р. Ляо-хэ [так в тексте], меняя южное и юго-восточное направ-ление на юго-западное. Этим объясняется то обстоятельство, что юго-западные ветры, несмотря на их материковое происхождение, несут в течение лета огромное количество влаги. В то же время лето - крайне жаркое. Жары, начинаясь с половины мая и достигая средней температуры в 20 в июле, продолжаются до сентября. Июнь и август - также очень жаркие, со среднею температурой свыше 17. Такая жара особенно неприятна во время дождей, наиболее частых в течение самого жаркого времени. Дожди начинают перепадать в начале мая, затем настает перерыв, за которым с половины июня вновь на-стает дождливое время, особенно богатое влагою во второй половине июля, когда нас-тают периодические дожди, реки сильно разливаются и уровень в них воды достигает наибольшей высоты. С началом августа периодические дожди прекращаются, воздух становится значительно суше, перепадающие же часто дожди не приносят, однако, того огромного количества влаги, которое в июле развивает неимоверную сырость со всеми ее последствиями. Вообще, климат Манчжурии, более сухой в гористой ее части и более сырой в частях, лежащих ближе к морю, признается довольно здоровым, так как очень резких колебаний суточной температуры не наблюдается. Эпидемические болезни, даже такие, как холера и чума, слабо прививаются и не долго держатся; с другой стороны, среди местного китайского населения прочное гнездо свили себе желудочно-кишечные заболевания вообще и дизентерия - в частности. Последняя не прекращается почти в те-чение всего года, особенно усиливаясь в летнее время. Климат Квантунского полуост-рова, будучи значительно мягче, вообще, климата южной Манчжурии, дает более высо-кую среднюю температуру воздуха в весенние и летние месяцы.

Ну, а теперь несколько газетных сообщений :

“Крымский Вестник” (Севастополь), № 254 от 7 (20) октября 1903 года :

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. По последним известиям, населению Манчжурии угрожает опас-ный голод и разгром. Вследствие проливных дождей и наводнений в Манчжурии, прер-ваны почти все пути сообщения. До наступления этих дождей поля Манджурии [так в тексте] обещали дать обильную жатву, теперь же почти все погибло. Манчжурам при-дется, как и в прежние годы, питаться листьями и корой деревьев.

 “Русский Инвалид” (Санкт-Петербург) № 237 от 31 октября (13 ноября) 1903 года :

ПОРТ-АРТУР, 29-го октября. “Новый Край” получил подробности нападения в Че-мульпо японских чернорабочих на русских матросов 19-го октября. На матросов кано-нерки “Бобр”, в числе 26 человек, возвращавшихся групами [так в тексте] засветло из города, напали около 300 подгулявших японских портовых рабочих, вооружившихся














- 13 -

разными орудиями, русские отбивались голыми руками; отчаянно защищаясь, они от-бросили японцев, успели сесть в ожидавший катер и были забросаны тут камнями, мно-гие ранены. Японцам показалось, что несколько русских матросов остались в городе; вооруженные топорами и саблями японцы, около 200, кинулись в европейский сетль-мент [так в тексте] разыскивать их, врывались в русские дома, обыскивали и держали в осаде всю ночь. Консулы на другой день произвели дознание. Японцы оказали полное неповиновение своим властям; озлобленные тем, что двое нападавших при смерти и есть несколько искалеченных русскими, по слухам они, сильно вооружившись,расхажи-вают по набережной, грозясь бить каждого русского. Все европейцы ходят вооруженные револьверами. Русские матросы привезли на “Бобр” много отобранного во время схват-ки японского оружия, в виде вещественных доказательств. Для разбора инцидента и поддержания порядка в Чемульпо послан броненосец “Полтава” с миноносцами.

Вот и объяснение как в Сеуле оказалась в январе 1904 года десантная рота с эс-кадренного броненосца “Полтава”.

 “Русский Инвалид” (Санкт-Петербург), № 252 от 19 ноября (2 декабря) 1903 года :
 
Из Чемульпо. 19-го октября была спущена с лодки “Бобр” команда проветриться на бе-регу. Всего съехало на берег, считая и дежурных на катере, двадцать пять человек. Мат-росы погуляли и ровно к пяти часам возвращались на катер. Надо заметить, что пройти в Чемульпо из города на пристань иначе нельзя, как через японский сетльмент, располо-женный как раз посредине : между китайским сетльментом, прилегающим к пристани, и европейским и корейским сетльментами, куда собственно и ходят матросы гулять.
В этот же день у японцев тоже был праздник, который они и справляли на набе-режной.
Два русских матроса, не зная, что на расставленных при дороге столах напитки и фрукты не для продажи, а угощение пирующих японцев, подошли и пожелали купить груш. Пировали, преимущественно, японские кули, которые не говоря дурного слова, накинулись на двух матросов и начали их бить.
Те, разумеется, защищались и довольно энергично ... В то же время начали подхо-дить другие русские матросы, возвращавшиеся на пристань. На катере дежурные также заметили свалку и пошли к своим на помощь. К счастью, в самый разгар драки все рус-ские матросы были на лицо, так что когда прибежал дежурный офицер, то мог, хотя с большим трудом, посадить всю команду на катер и отчалить от берега относительно благополучно. Не станем описывать подробностей дикого нападения трехсот человек, на маленькую горсть русских; русским матросам пришлось отбиваться голыми руками от озверевших японцев, из которых многие были вооружены кирками, молотками, по-жарными крюками и почти все поголовно крючками носильщиков, не говоря уже о кам-нях, лежавших, что говорится, под руками на вновь замащиваемой набережной.
Само собою разумеется, что с течением времени матросы многих японцев обезо-ружили и сами стали защищаться оружием же японцев.
Сесть в катер удалось не очень легко : пришлось раза три брать японцев на “ура ! “, т. е. сплотившись вместе, бросаться на японцев в атаку, при чем вся толпа японцев бе-жала на набережную, чем наконец и воспользовались русские и успели сесть в катер. Но














- 14 -

пока матросы разобрали весла и стали отчаливать от пристани, японцы успели забро-сать их камнями и многих ранили более или менее серьезно ...
Затем, японцы неожиданно бросились в русские дома (в Чемульпо). Первым до-мом, подвергшимся нападению японцев, был дом агентства г. Гинсбурга. Японцы вор-вались в дом, перепугали на смерть все семейство г. Креля, при чем дети г. Креля бежа-ли в находящееся по соседству русское консульство. В то время, когда японцы обыски-вали квартиру г. Креля, проходил японский полицейский, который и успел арестовать двоих из разбойников.
На следующий день приехал русский консул и произвел дознание по этому делу, а японский консул приходил лично извиняться.
Во вторник [то есть 21 октября 1903 г. ст. ст.] имел быть большой японский праз-дник - день рождения японского императора. В виду этого русский консул потребовал письменную гарантию от японского консула в том, что другого подобного нападения на русские дома не произойдет, иначе, если японский консул не может поручиться за своих японских граждан в Чемульпо,то он принужден будет просить с русского военно-го судна охрану. Японский консул поручился, что он не допустит вторично такого наси-лия над русскими в Чемульпо.
День 21-го октября прошел спокойно. (“Нов. Кр.”).

“Русский Инвалид” (Санкт-Петербург), № 241 от 5 (18) ноября 1903 года :

ПОРТ-АРТУР, 4-го ноября. 31-го октября японский комерческий [так в тексте] пароход, при выходе из Порт-Артурской гавани, наскочил на паровой катер крейсера “Аскольд”. Катер затонул. Бывший на нем офицер и команда спаслись за исключением двух матро-сов. Пароход попробовал уйти в море, но был возвращен обратно в гавань.

Взаимосвязанны эти два инцидента, или это случайное совпадение - судить крайне трудно, да, пожалуй, и невозможно. И, наконец, два сообщения из “Русского Инвалида”, № 254 от 21 ноября (4 декабря) 1903 года :

ТУНИС, 20-го ноября (3 декабря). (Гавас). Генеральный резидент Пишон принял утром адмирала Вирениуса и старших офицеров русской эскадры,находящейся ныне в Бизерте. Затем, Пишон отправился во дворец бея для представления ему адмирала и офицеров. Пишон дает сегодня в честь их завтрак. В половине будущего месяца русская эскадра выйдет на дальний восток [так в тексте].
и
НЬЮ-ЙОРК, 20-го ноября (3-го декабря). (Рейтер). По сообщению из Сант-Яго де Чи-ли, Англия купила военные суда “Cоnstitusion” [так в тексте] и “Libertad”.

Вот, пожалуй, ряд, тогда пусть и не очень сенсационных, но сейчас весьма инте-ресных и забытых, сообщений.
В. Поваров

12 января 2004 года