Почему не купили крейсера у италии?

Владислав Поваров
В 1902 году долго назревавшая война между Аргентиной и Чили из-за дележа Патагонии разрешилась мирным компромиссом и гонка морских вооружений между ними пришла к концу. Так, в конце 1902 года, неожиданно, в продаже оказались два чилийских эскадренных броненосца, строившихся в Англии, и два аргентинских бро-неносных крейсера, строившихся в Италии. У России, нежданно-негаданно, появился шанс путем покупки четырех капитальных кораблей улучшить свое незавидное стра-тегическое положение в Тихом океане (к началу военных действий и у нас, и у японцев, - по 7 эскадренных броненосцев, и 4 броненосных крейсера против 6 превосходящих их по качеству японских).
Дальнейшее изложение событий приводится согласно комбинированным версиям русофила В. Л. Кофмана (Броненосные крейсера типа “Гарибальди”, М., “Моделист-Конструктор”, 1995) и русофобов капитана I ранга В. Ю. Грибовского и В. П. Познахи-рева (Вице-адмирал З. П. Рожественский, СПБ, “Цитадель”, 1999).
Итак, чилийцам в январе 1903 года стоило лишь провести дипломатический зон-даж о возможности продажи своих “Constitution” и “Libertad” России, как британское адмиралтейство приобрело оба броненосца не смотря на несочитаемость их тактико-технических характеристик с английскими (они стали “Swiftsure” и “Triumph”).
Оставались аргентинские крейсера “Rivadavia” и “Moreno”, в Италии. После не-ожиданной смерти 4 (17) марта управляющего Морским министерством вице-адмирала Павла Петровича Тыртова (1836-1903) его место занял начальник Главного Морского Штаба вице-адмирал Федор Карлович Авелан (1839-1916), а на освободившуюся долж-ность был назначен контр-адмирал Зиновий Богданович Рожественский (1848-1909), в обход множества вице- и контр-адмиралов. И Федор Карлович поручил именно Рожест-венскому принять решение о пукупке этих крейсеров ! В результате 9 (22) августа 1903 года глубокоуважаемый В. Ю. Грибовским и В. П. Познахиревым Зиновий Богданович отправил ответ, оканчивавшийся : “... в силу последовавшего Высочайшего повеле-ния все судостроение исполнять в России, не прибегая к каким-либо заказам за грани-цей, Морское министерство не имеет намерения приобрести суда означенной фирмы”. Окончательный отказ последовал 6 (19) декабря. В результате 29 декабря 1903 года (11 января 1904-го) в составе японского Императорского флота появились седьмой и вось-мой броненосные крейсера, названные “Ниссин” и “Кассуга” (В противном случае соот-ношение было бы 6 : 6 - “Россия”, “Громобой”, “Рюрик” и “Баян” + 2 экс-аргентинца, без учета устаревших наших крейсеров, - против японских “Асамы”, “Токивы”, “Адзу-мы”, “Якумо”, “Идзумо” и “Ивате”).
Долгое время было непонятно, как такое могло произойти ? И тут на глаза попа-лась заметка из “Русского Инвалида” от 1 (14) января 1904 года :
Дальний Восток
К современному положению дел

По телеграфному сообщению из Токио, вечером 30-го декабря, во дворце микадо состоялось совещание, выработавшее проект ответа на последнюю ноту России. Этот ответ, гласит сообщение,считается “последним шагом” на пути переговоров. Далее сле-дует указание на крайнее напряжение общественного интереса к результатам перегово-ров. Не разбирая степени достоверности этих известий, не можем, однако, не указать,













- 2 -

что “напряжение общественного интереса” явление не новое; разогреваемое сенсацион-ными известиями, преимущественно из английских источников, оно сопровождало все стадии русско-японского конфликта [ ! ] и будет сопровождать до прекращения подоб-ных известий. На последнее рассчитывать, видимо, трудно. После нескольких сообще-ний о необычайной деятельности угольной биржи в Кардиффе, вызванной усиленными закупками Японии и заготовлениями британского адмиралтейства, отразившимися на колоссальном увеличении цен на уголь и морского фрахта на Дальний Восток, встреча-ем указание на нарушение контрактов шестью японскими судами, грузившимися углем в Японии для Порт-Артура, с целью, будто-бы, предоставления этого груза японскому правительству. “Berliner Tageblatt” воспроизводит депешу “Morning Leader” и из Тянь-цзиня о неоднократной порче местных русской и немецкой телеграфных линий. Нако-нец, “Morning Post” спешит сообщить из Чифу о предоставлении русским концессии на постройку железнодорожной ветки от Симинтина [Синьминтина] до Антунга на Ялу, благодаря чему китайская и манчжурская линии будут примкнуты к корейской границе, и Пекин окажется отделенным от Мукдена всего 24 часами пути.
По поводу вызвавшего сенсацию сообщения “Local Anzeiger’a” об отзыве герман-ского императора [Вильгельму II был пожалован Николаем II чин адмирала русского флота еще в 1897 году ! ] о превосходстве типа аргентинских крейсеров, приобретенных недавно Японией на верфи Ансальдо в Генуе (“Кассуга” и “Ниссин”), названная газета поместила телеграмму императора следующего содержания : “Письмо получил, благо-дарю, радуюсь, видя из приложений, что мой отзыв, хотя и сделанный на основании изу-чения недостаточных данных, оказался справедливым, что оба аргентинских крейсера представляют собою наилучший тип бронированных крейсеров из имеющихся в совре-менных флотах и что Ансальдо этою конструкциею достиг выдающегося успеха. Совер-шенство его конструкции для меня бесспорно ! Передайте всем мою горячую благодар-ность за их любезность. Поздравляю аргентинский флот с прекрасным типом судов”.

Конечно, для такого отзыва могло быть множество объективных и субъективных политических причин, но бесспорно одно - ни Рожественский, ни Авелан не могли при-нять решения об отказе сами. Значит, решал Главный начальник флота и морского ве-домства генерал-адъютант, генерал-адмирал Его Императорское Высочество Вели-кий Князь Алексей Александрович. Но почему отказ ?
Во-первых, нельзя исключить влияние французских судостроителей, к которым по до сих пор не выясненным причинам благоволил последний генерал-адмирал (хотя бы заказ “Цесаревича” и “Баяна”, принятие на вооружение пушек Канэ).
Во-вторых, известно, что в середине 1903 года Великому Князю Алексею Александровичу требовались деньги (в самом деле, чтобы буквально купать в шам-панском свою французскую любовницу нужны не малые деньги).
В-третьих, на переделку пушек Канэ (в том виде как они были приняты на воору-жение из них на расстоянии свыше 30 кабельтовых было практически невозможно по-пасть не то что в воробья, а даже в самый большой эскадренный броненосец, к тому же они от стрельбы часто ломались - для уменьшения всего этого и требовалась их пере-делка) денег в казне морского ведомства не нашлось, лишь новые пушки изготовлялись в подправленном варианте.















- 3 -

Ответ неожиданно нашелся в “Дневнике А. С. Суворина” (издательство Л. Д. Френкель, Москва-Петроград, 1923 г., стр. 311 и 367) :
“16 июля (1904 г.)
Адм. Рождественский в Кронштадте собрал командиров, кричал, что надо по-весить Витгефта. Он не ушел в гавань, а стоял на рейде и повторил тоже “безумие”, как говорит “Times”, которое было 26 янв. Только тогда японцы врасплох застали флот, а теперь флот все знал, и несколько судов погибло. Действительно, хорошо. Алексеев - это злой демон России. А царь за него держится, не хочет лишить своего доверия. А что с Россией будет, это ему все равно.
16 августа (1904 г.)
Покупка флота у Аргентины не состоялась, потому что для вел. кн. Александра Михаиловича [так в тексте] просили взятку в 500 т.[ысяч] руб.
Там проливают кровь, а великие князья взятки берут ! Россия - это поместье Романовых, и они наживаются всячески”.
Вывод очевиден : Великий князь потребовал взятку с итальянцев, а те платить Его Императорскому Высочеству отказались - отсюда они и получили “полный великокняжеский отлуп” (если немного перефразировать шолоховского деда Щукаря) руками привыкшего выслуживаться в таких ситуациях будущего российского героя (с точки зрения капитана I ранга Российского ( ! ) флота Грибовского и C) и организа-тора Цусимы.