Вторая торпедная атака на батумском

Владислав Поваров
Незадолго до окончания боевых действий капитан II ранга Степан Осипович Макаров и его команда с парохода “Великий Князь Константин” повторили свою атаку на тогдашний центр турецкой Армении порт Батум. Газета “Кронштадтский Вестник” рассказала о ней так :
“Кронштадтский Вестник” от 1 (13) февраля 1878 года :
Копия с рапорта главного командира Черноморского флота и портов,
управляющему Морским Министерством.

В дополнение посланной вчера мною телеграммы № 498, имею честь представить вашему превосходительству подробности об атаке минными катерами парохода Вели-кий Князь Константин турецкого парохода на Батумском рейде, в ночь на 14-е января, основываясь на полученной мною подробной телеграммы командира парохода капита-на 2-го ранга Макарова.
Предписав [так в тексте]10-го января телеграммой командиру парохода Великий Князь Константин капитану 2-го ранга Макарову, в дополнение данной ему мною ин-струкции, сняться из Севастополя и отправиться в крейсерство с целью произвести де-монстрацию восточного берега Черного моря и Батума капитан 2-го ранга Макаров, того же числа вечером, вышел в море, где ночью встретил засвежевший SW, перешед-ший к утру следующего дня в NW, усилившийся до степени шторма, при чем пароход, во время сильных размахов, ложился на бок на столько, что катера вооруженные мина- ми Уайтхеда уходили в воду; но тем не менее, как доносит командир парохода, заботли-востью и отличным знанием дела старшего офицера лейтенанта Давыдова, на пароходе и катерах после шторма не было ни малейшего повреждения и вечером 12-го числа па-роход подошел к Сухуму, причем хотя ветер заметно начал ослабевать, но большое вол-нение продолжалось и тем лишило возможности идти немедленно к неприятельскому берегу.
13-го января к вечеру, когда зыбь значительно улеглась, пароход подошел к По-ти, где капитан 2-го ранга Макаров узнав, что в Батуме стоит турецкая эскадра, решил, что минная ночная атака будет весьма полезна для общего дела, вследствие чего подой-дя к Батуму на расстояние 4 или 5 миль, капитан 2-го ранга Макаров спустил минные катера : Чесьма, под управлением лейтенанта Измаила Зацаренного, и Синоп, под ко-мандою лейтенанта Щешинского, общее же начальство над обоими катерами, как всег-да, поручил лейтенанту Зацаренному. Катера отвалили от борта в 11 ч. 20 м. ночи и не смотря [так в тексте] на сильный туман, чрезвычайно затруднявший отыскание бухты, в половине второго часа, когда взошла луна, они подошли к батумскому рейду, где ос-мотревшись увидели семь военных судов, стоявших кормой к берегу, из числа которых крайний, был двух-мачтовый броненосец, два других трех-мачтовые, один большой ко-лесный пароход и, наконец, в глубине бухты еще три судна, с большим рангоутом. Свет луны, в соединении с блеском снежных гор прекрасно освещали рейд, а мелькание огней на броненосцах заставляло предполагать,что с эскадры могли даже видеть наши катера. В это время лейтенант Зацаренный, заметя правее маяка сторожевой пароход под пара-ми, приблизился к нему на близкое расстояние, и ясно увидел, что это был двух-мачто-вый винтовой пароход,фок-мачта которого вооружена реями, с бушпритом и утлегарем,













- 2 -

имевший на средине судна на шлюпбалках 6 белых шлюпок и вообще весьма похожий по своему корпусу на пароход Веста, а по вооружению на Эльборус.
Лейтенант Зацаренный, убедившись, что неприятельский пароход - военный и большого размера, решил атаковать его, для чего катера приблизились незамеченными к неприятелю, на расстояние тридцати или сорока саженей и одновременно пустили две мины Уайтхеда, из которых мина с катера лейтенанта Зацаренного ударилась в корпус против грот-мачты турецкого парохода, а мина, пущенная лейтенантом Щешинским, была направлена несколько правее, при чем [так в тексте] обе взорвались одновременно.
В этот момент последовал энергический [так в тексте] взрыв и поднялась большая ши-рокоразбросанная масса воды, а вслед за тем раздался сильный треск от переломивше-гося судна и страшные вопли и крики отчаяния многочисленной команды и пароход, на-кренившись на правую сторону, быстро погрузился на дно, с большею частию [так в тексте] своего экипажа. Дружные крики “ура” ! команды обоих катеров известили турец-кую эскадру, что его [так в тексте] сторожевой пароход потоплен.
От взрыва мин, до того момента как скрылись мачты парохода, прошло не более двух минут, и только не большая [так в тексте] часть из числа команды была видна на поверхности моря, хватаясь за плававшие обломки и разные вещи, всплывавшие с по-гибшего парохода, на месте потопления которого образовался довольно правильный круг, подойти к которому для спасения утопавших людей лейтенант Зацаренный, не смотря на сильное желание не решился, потому что масса плававших обломков попада-лась беспрерывно под винты наших катеров и их приходилось очищать, между тем, как одновременно с этим с береговой батареи открыли огонь, а из Батума показалось судно, высланное вероятно для спасения людей.
Вследствие этого наши катера направились обратно, а через несколько минут у места потопления действительно зажглись фалшвеера [так в тексте], доказывая тем, что, очевидно, подошло судно, или шлюпки для спасения утопавших людей. В 2 3/4 часа тур-ки зажгли батумский маяк, и спустя некоторое время с парохода Великий Князь Констан-тин заметили огонь вышедшего в море парохода. В 3 1/4 часа пароход Великий Князь Константин поднял свои прибывшие катера и немедленно снялся в море, при чем для выполнения данной мною инструкции, направился для отвлечения внимания неприяте-ля, к Самсуну, на вид которого и прибыл с рассветом 15-го января.
Не встречая на своем пути ни каботажных, ни паровых судов, капитан 2-го ранга Макаров, продержавшись вдоль берега, лег сперва на Новороссийск, а отойдя доста-точно от берега переменил курс на Севастополь, куда и прибыл благополучно ночью 16-го января.
В заключение своего донесения капитан 2-го ранга Макаров отзывается с особен-ной похвалой о старшем офицере парохода, лейтенанте Давыдове, относительно же минных офицеров, производивших настоящую атаку, командир доносит, что из лейте-нанта Зацаренного выработался настоящий тип боевого катерного минера, который с замечательным спокойствием хозяйничает на неприятельских рейдах, а лейтенант Ще-шинский старается во всех отношениях не отстать от своего боевого товарища.
Представляя вашему превосходительству все вышеизложенное, я считаю необхо-димым доложить, что отличная служба трех вышепоименованных офицеров парохода Великий Князь Константин мне давно известна и по моим представлениям не раз в тече-нии настоящей войны эти офицеры были пожалованы Высочайшими наградами.














- 3 -

В другом номере газеты от 10 (22) февраля 1878 г. напечатан и рапорт Зацарен-ного :
Копия с рапорта лейтенанта Зацаренного командующему пароходом
Великий Князь Константин от 16-го января 1878 года.

В 2 1/2 часа ночи на 14-е января отвалил от борта парохода, катера пошли по указанному направлению на Батумский рейд, но легкий береговой туман и снег на горах изменяли форму берегов, - почему пришлось идти медленно и только в 1/2 2 часа мы во-шли на рейд с севера. Луна восходила из за гор и около 2-х часов ярко осветила непри-ятельскую эскадру и рейд, на котором прежде всего увидали стоящее, при выходе с рей-да, сторожевое двух-мачтовое [так в тексте] судно, затем освещенные луною белые зда-ния города, батарею на маячном мысе и семь судов, стоящих у берега, как всегда в Ба-туме, кормами к берегу, между ними особенно отличались беловатые кожухи одного 2-х мачтового парохода, ближайшего к выходу, затем следовали : два трех-мачтовых судна, пароход с большими кожухами и еще в глубине бухты три судна с рангоутом, число мачт на которых было весьма трудно определить. Расстояние от нас до эскадры было около 1 мили, а до сторожевого судна около 1/2 мили. Освещенные луною снежные го-ры делали картину еще светлее.
Подойдя к сторожевому судну и определив, что оно военное, приблизительно от 1000 - 1500 тонн, двух-мачтовое, имеющее фок-мачту с реями, винтовое, под парами, с шестью поднятыми белыми шлюпками, я дал самый малый ход и с расстояния 40 - 30 саж. выстрелил миною Уайтхеда, в тоже время и лейтенант Щешинский пустил свою мину. Последовавшие два одновременно [так в тексте] взрыва в правый борт, мой по направлению грот-мачты, а Щешинского правее, подняли высокий и широкий, черный столб воды в пол-мачты, послышался страшный треск и пароход накренившись на пра-вую сторону через минуту совершенно скрылся под водою, а затем и мачт не стало вид-но и только большой круг обломков указывал место его гибели; дружное “ура”, катеров известили [так в тексте] неприятельскую эскадру о потоплении его сторожевого парохо-да.
Ужасные отчаянные крики утопающих турок огласили тихую бухту. Оба катера осторожно вошли в массу обломков, желая спасти хотя часть людей, но путаясь все вре-мя винтами в обломках, мы поспешили выйдти [так в тексте] на чистое место и направи-лись обратно к своему пароходу. В это время в стороне эскадры показался дым, вероят-но идущего судна или катера для спасения людей и открылась с берега орудийная паль-ба, а за тем действительно минут через 10 - 15, на месте катастрофы показались огни фалшвееров. В начале 4 часов катера пристали к борту парохода Великий Князь Кон-стантин.
Во время атаки поведение команд обоих катеров было безукоризненно.
О чем имею честь доложить.

Таковы материалы о потоплении турецкого сторожевого парохода, название ко-торого было еще неизвестно для мировой печати к сентябрю 1878 года, месяцу когда столица турецкой Армении была ими передана, наконец, России.