Оверлоад. Рассказ доморощенного рокера

Дмитрий Юров
(отрывок из повести "Хуха")

… А вот ещё был у меня такой случай… Как-то недавно я дунул классной травы и до меня допёрло. Допёрло то, до чего я никак не мог допереть до этого. Я раскрыл секрет саунда середины семидесятых – конца восьмидесятых… Metal блин, чистый Metal! Я его просёк. Теперь я стал … я стал этим… блин… как там эту игру называют, которая по ящику идёт… А, Форт Бояр! Я стал Мастером игры. Меня можно обставить, но вам еще нужно попробовать это сделать. Если вы меня сделаете, то я свалю, не пожав вам руки. Нет, это вы вообще-то должны свалить, а я должен вроде как остаться. А если я вас сделаю, то так вам и надо. Ну ладно, это всё предыстория. А история в том, что мои опыты с гитарой, которые я проводил много лет подряд, пришли наконец-то к своему логическому завершению. Причём интересно: опытам моим тысяча с чем-то лет, а пробило меня только сейчас. Ну во-первых, всему своё время. Это каждый знает. А во-вторых - я как хреновый средневековый алхимик, всего достигаю сам, только изредка заглядывая в манускрипты моих непутёвых предшественников. Но тем ценнее открытие. А может просто трава была такая умная… Что? Да нет, вы с ума сошли! Какие ещё наркотики? Ну и что, что трава? Мало ли на свете травы, которую курить можно! Я например тогда курнул цейлонского чаю. Короче не перебивайте меня, а то я сейчас суть упущу… О чём я там распинался… Ага, про саунд. О том, как я нашёл классный саунд. Ну так вот, начну издалека…

Что такое гитара? Замысловатый кусок дерева, на котором натянуты струны. Ударив по струнам, вы создаёте звуковые колебания, которые слегка усилившись кузовом гитары (кузов – это вам не автомобильная штуковина, это вся гитара кроме грифа) начинают напрягать барабанные перепонки ваших слушателей. Но сделав эти колебания громче за счёт более резких ударов по струнам вы просто испоганите мелодию чересчур дребезжащим и разрезонированным звучанием раздолбанных струн. То ли дело электронные усилители! Собираем схему звукосниматель – усилитель – громкоговоритель, и мы получаем мощный звук при спокойно звучащих струнах. Это немаловажно. Ну что такое звукосниматель – вам наверное не объяснять. Это прямоугольный кусок постоянного магнита, на котором намотано несколько тысяч витков тончайшей медной проволоки. В общем дохрена проволоки. В зашибательских звукоснимателях бывает по 7 – 10 тысяч витков. Колебания струн возмущают магнитное поле сердечника, в обмотке наводится ток, который идёт прямиком на усилок. Тут-то и начинается самое интересное. Моделей усилителей тысячи и тысячи, но они не смогут в полной мере исказить снятый с обмотки звукоснимателя музон до нужного нам уровня. Чтобы получился саунд-драйв, овер-драйв, или даже турбо-драйв, нужна такая специальная хреновина, коробочка с педалькой, которая называется гитарный процессор, он же гитарная приставка, или попросту примочка. Но только стоят эти долбанные примочки чёртову кучу денег. Можно конечно примочку и самому собрать из радиодеталей, но геморрой тут начнётся ещё тот. Ведь там всё дело в схеме соединения усилительных транзисторных мостов и в правильном подборе соответствующих сопротивлений и ёмкостей. Что там прокатывает: то ли схема с общим эмиттером, то ли с общим коллектором, а может с базой – хрен разберёшь. Короче тёмный лес! Пусть над этим колдуют радиоинженеры, нам-то с вами, как музыкантам, на содержание наплевать. Главное – форма. Форма звука.

Что такое оверлоад в домашних условиях? Да легко! Берём простую деревянную шиховскую гитару 1986 года выпуска стоимостью 16-ть рублей, прифигачиваем к ней звукосниматель, который в последствии соединяем экранированным проводом с входом усилителя. Но самый супер-пупер зашибись заключается в том, что в качестве усилителя вам необходимо использовать (честно говоря в этом и заключается суть моего неожиданного открытия) однокассетную моновскую магнитолу того же года выпуска, в которой полопались все пассики. Главное поставьте её на режим записи. Игнорируйте режим автоматической регулировки уровня записи (АРУЗ), включите ручной (РРУЗ) почти на всю катушку. Затем прибавляя громкость найдите точку оверлоада. Это есть такое соотношение крутилок громкости и уровня записи, когда ещё на волосок дальше одну из ручек, и перегруженные мощным сигналом мосты усилителя сорвутся в пронзительный свист динамика, который сразу звезданёт вам по ушам.

Ну и на кой чёрт теперь вам гитарная примочка на микропроцессорах, которая в московских музыкальных магазинах стоит полтыщи грин? У вас в руках гитара, звук которой обладает той неповторимой окраской и тембром, который является визитной карточкой рок-музыки в лучших её ипостасях! У вас в руках гитара, ждущая, когда вы левой рукой возьмёте малую терцию на пятом ладу (типа Ля-минор), а правой долбанёте по пятой и шестой струне медиатором (и не твёрдым и не мягким, лучше каким-нибудь типа медиум, мой любимый, например – нейлоновый, америкосовский). Чуете, что стало со звуком? Это вам уже не просто шиховской дутар блин, это электрогитара с саундом а-ля зэ бэст оф хард анд хэви рок!

Что же нам сыграть? Такого, чтоб сразу продрало до самой задницы и мурашки побежали по спине? О, «Дип пёпл», ну разумеется!

Смо-о-о-о-о-к он зэ во-о-о-т-э…

Ага, заметили, какая чудесная метаморфоза произошла с вашей старой гитарой? Тогда жахнем-ка пожалуй что-нибудь из «Айрон Мэйден»:

Санлайт фалин он йо стил,
Дэт ин лайф итс йо айдил…

Да, так ещё ваша старушка ещё никогда не звучала! Во, а как насчёт «Кисс»:

Ай вас мэйд фо ловин ю, бэйби!

Да короче много чего можно сыграть под такой зашибательский оверлоад. А если вдруг у кого-то не получится, обращайтесь ко мне. Научу. Только не забудьте захватить с собой маленький пакетик цейлонского чая. Ха-ха-ха, шутка, блин!