Отзыв жюри - Сергей Алхутов

Конкурс Реалистической Прозы
47. В библиотеке
Грустный прикол.
Оценка: 6

46. Россия послеперестроечная
"Страсть не люблю человеков наглее меня" - в этой, встретившейся мне в тексте, фразе, строго говоря, не содержится допущения о высокой степени наглости автора. Но то, что автор мерит людей по степени выраженности этого свойства, во фразе заложено. Что и позволяет выстроить целостное восприятие этого текста.
Оценка: 4

45. Развитие наций
В качестве писателя, я воспринимаю этот текст как публицистический очерк, в качестве генетика (причём именно специалиста по популяционной генетике человека) - как профанацию.
Оценка: 5

44. Книжный и биографический отпад
Публицистический очерк. Может быть, немножко "на правах рекламы". Примечательно, что это единственный конкурсный текст, заставивший меня действовать: я достал свой членский билет Союза писателей Москвы и проверил, стоит ли там срок членства.
Оценка: 6

43. Обман
Беглый и меткий текст.
Оценка: 9

42. Суммарный синдром
Глубоко психоаналитический текст.
Оценка: 8

41. Рыба - адреналин
Удача сопутствует безумцам - таков основной пафос этого пронзительного текста.
Оценка: 9

40. Найда
Трудно рецензировать такие тексты - наверное, настолько же трудно, насколько поставить себя на место такого персонажа. Мне кажется, автору это удалось.
Оценка: 9

39. Андрей Радонежский
Текст изобилует орфографическими ("нелигетимность"), грамматическими ("от империя отваливаются куски"), самыми разнообразными стилистическими ("жившие в двухэтажных коттеджах среди сосен, в воспитание которых входили..." - в воспитание сосен?), логическими ("проявляясь во всём, что его окружало: в том, как он пил чай..." - и далее перечислен ряд элементов поведения, а вовсе не окружения Радонежского) и даже фактическими ("как раки в Москве-реке" - в Москве-реке раки не живут) ошибками. А жаль: исправь их автор, вышел бы неплохой биографический очерк с элементами памфлета.
Оценка: 5

38. Звонок в дверь
Не очень понимаю смысл написания таких текстов. Хотя техника письма хорошая.
Оценка: 6

37. Старатель
Лёгкий, хорошо сделанный текст безо всякой морали.
Оценка: 7

36. Друг
Из-за далеко не совершенной стилистики и орфографических ошибок текст читается трудно. А жаль: есть в нём и тонкая интрига, и неспешное раскрытие темы - раскрытие в своём исконном смысле, потому что читателю очевидно, что автор вначале показывает ему не всё, что-то скрывает. И есть в тексте сдержанная стариковская мудрость.
Оценка: 6

35. Израилиада
Судя по языку, тот же автор, что и у "Мифов и реальности" (33). А может, и нет.
Оценка: 8

34. Пианист
Как говорят т.н. "настоящие писатели", автор владеет пером и стилем. Но текст производит впечатление эпизода, не чувствуется, что он закончен.
Оценка: 7

33. Мифы и реальность
Первый встретившийся мне в рамках "Конкурса Реалистической Прозы" текст с т.н. обсценной лексикой. Но это в нём не главное, тем более не самоцель.
Оценка: 8

32. Сюжет для Башевиса Зингера
Странный текст. При безупречном владении словом - никакого владения сюжетом. Собственно, это "болванка", заготовка. Да, Башевис Зингер бы справился с сюжетом. Но для кого пишет автор - для Зингера или для читателей?
Оценка: 6

31. Крокодилий сон
Похоже на эпизод более крупного текста. Непростая штука, не зря, например, герой собственноручно (пусть и нечаянно) убивает попугая, после чего погружается в спокойный сон. Но всё равно - эпизод.
Оценка: 6

30. Философия любви
На первый взгляд несколько примитивно, но читательское внимание автор держит мастерски. Очень динамичный текст.
Оценка: 7

29. Странная пьеса
Действительно, странное произведение. Не совсем реалистическое. Зато прикольно и про воздействие Искусства на жизнь.
Оценка: 6

28. Собаки
Тяжёлый и вязкий текст, совершенно в духе "критического реализма" XIXв. Читать трудно, а оторваться ещё труднее.
Оценка: 8

27. Митенька
Хорошо сделанный текст с закономерным финалом - смертью героя.
Оценка: 7

26. Тюменки
Крепко сработанный бытописательский текст.
Оценка: 7

25. Арбузы
Забавно, но и немножечко печально - потому что текст о том, как слишком хорошая работа убивает чудо.
Оценка: 7

24. Общество
Легко и забавно. Эдакие мысли на ночь.
Оценка: 7

23. Попытка
Персонажи "размаазаны" по пространству текста. Лицо местоимений - первое и третье - отношении одного и того же персонажа в течение абзаца меняется свободно, едва ли не хаотично. Описывается внутренний опыт то одного, то другого персонажа (причём то от 1, то от 3 лица). Непонятно, с кем идентифицироваться читателю. Такие тексты трудно читать - наверное, они хороши как экспериментальные (чем не объяснение заголовку?), либо как мощные эпизоды, включённые в более традиционный текст.
Оценка: 7

22. Легенды и быль о писающих достопримечательностях
Текст фактографически любопытный - факты от очевидца, тема необычная. К сожалению, он изобилует языковыми огрехами - ошибками в именах собственных ("Санчо Пансо"), невнятным синтаксисом ("И проверил: автор "Писающего соловья" Олег Радин, и назвал своего искусно сделанного соловья, - птичка внушительных размеров высотой более полуметра, с размахом крыльев более того, около метра на фоне озорного фонтанчика - действительно кажется, что писает"), множеством немотивированных восклицательных знаков и т.п. Профессиональные писатели часто говорят, что грамотность - дело корректора, но то при издании, а тут - сетевой конкурс; с этим стоит считаться.
Оценка: 5

21. Чужое дитя
Довольно трагично. Персонажи (особенно Анатолий Петрович) кажутся несколько схематичными.
Оценка: 8

20. Сплетни
Довольно точно описан процесс искажения информации при рождении слухов. Живой язык. Метафоры не везде корректны (например, торпеды из орудий не вылетают).
Оценка: 7

19. Звезда
Очень изнутри ребёнка написан этот рассказ. Интересно, как его читают дети? Принимают ли автора за своего?
Оценка: 9

18. Письмо подруге
Любопытно построен сюжет. Автор отлично делает метафоры, но текст кажется изрядно перенасыщен ими - действительно, вязкими, заполняющими пустоты, слишком самодовлеющими. Собственно, таковым и предстаёт читателю внутренний мир героини...
Оценка: 7

17. Воровка
Совершенно чеховский текст. И смешно, и страшно, и зло берёт. И написан действительно в реалистической манере - реплики персонажей отлично стилизованы, характеры, как это говорится в литературоведении, "типические", проблематика остросоциальная.
Оценка: 10

16. Настоящий пёс
Миниатюра гораздо глубже, чем кажется сразу после прочтения. Она - о бесконечной преданности. Однако при таком малом объёме текста сразу вылезают стилистические недоработки (употребление совершенных-несовершенных форм глаголов, чересчур официальное "из личных наблюдений" и т.п.), и их следует отловить и убрать.
Оценка: 7

15. Прожигая жизнь
Наверное, это Тубольцев написал.
Оценка: 4

14. Порыв
Автор немного наивно, немного самопротиворечиво, местами допуская стилистические огрехи, описывает - и описывает скупыми и точными штрихами и великолепными образами - случай, трогающий за душу.
Оценка: 9

13. На нужды местной школы
Трудно технически оценивать хорошие тексты, но один момент отмечу: автор отлично описывает динамику состояния и поведения героини. За столь краткое время она успевает чему-то научиться.
Оценка: 9

12. Один день из жизни меня
Тексты такого рода называются "бытописательство". Само по себе это ни хорошо, ни плохо, но это должно быть хотя бы интересным читателю, что достигается использованием литературной техники. Желаю автору освоить её.
Оценка: 4

11. Отец
Лаконично, технично и на вечную тему.
Оценка: 8

10 Это забытое чувство -...
Текст насыщен любопытными событиями и довольно тонко отделан. Не хватает ему какой-то логической завершённости. Вроде, снизошло на героиню - а она уже успела напакостить в отношении сына и потенциальной невестки. И они отвечают ей тем же, возвращая в прежнее состояние. Никакого урока из своего опыта она, похоже, не извлекла.
Оценка: 7

9. Школьник
Чисто бытописательский текст. Есть явные анахронизмы. Так, слово "монстр" во времена перехваченных ремнями школьных мундиров в широком ходу не было. Не очень понятна цель написания рассказа. Однако язык ровный - без изысков, но и без изъянов. Радует хорошая проработка деталей (т.е. непонятно, зачем - но проработаны добротно).
И ещё. После персонажей с именами Женя Розанова и Санька Соловьёв я очень ждал какого-нибудь Бердяева...
Оценка: 6

8. Война
Не слишком-то реалистично. Как, например, погибшая могла узнать, что её убил именно осколок гранаты?
Оценка: 5

7. Банкомат
В тексте есть удачные места (например, гениальное обращение к навязчивой мысли: "Иди отсюда! Иди в другую голову!"), но в целом он затянут и тяготеет к самодовлеющей описательности. Язык хорош - это позволяет без насилия над собой дочитать до ключевого события рассказа.
Оценка: 6

6. Принцесса
Забавный, хорошо сработанный текст с нарастающей динамикой и кучей неожиданностей для читателя.
Оценка: 7

5. История
Страшная, сильная и жизненная историяч. Не перечисляя всех достоинств, дам автору один технический сосвет. Не надо "переводить каретку", нажимать на Enter в конце каждой строки - в формате html, общем для большинства лежащих в Сети текстов, разбивка на строки производится автоматически. Делайте лишь разбивку на абзацы.
Оценка: 10

4. В плену
Довольно сильный текст. Хорош тем, что описание ужасов чеченской войны и плена не является в нём ни самоцелью, ни основной темой - оно лишь эпизод, хотя и важнейший, хотя оно и единственное отступление от темы ошибочного опознания и саморефлексии травмированного войной человека.
Оценка: 7

3. Цель
Мало того, что название и концовка никак не связаны с остальным текстом - так ещё последний стилистически хромает. "Твёрдые шаги ботинками разрезали...", "Свисали тени деревьев", "Эпизоды улицы" - все эти нетривиальные конструкции, будь они гармонично вписаны в цельный текст, стали бы отличными приёмами, но текст не цельный, нет ни сквозной глобальной метафоры, ни логики, поэтому перечисленные находки становятся огрехами.
Оценка: 3

2. Дождь
Миниатюрка-настроение. Любопытен восклицательный знак после первого слова. Много огрехов, в т.ч. орфографических и пунктуационных.
Оценка: 4

1. Я забуду эту войну
Оценка: 5