Мальчики и девочки, или Вовочка, любовь и поиск смысла жизни

Григорий Шаповалов
Виктор Пелевин «Священная книга оборотня».

- Папа, а ты мне сказку расскажешь?
- Да, расскажу.
- А про кого?
- Про нас.
(Из разговора отца с маленьким сыном).
В этой книге оборотни – это те же люди. Оборотни-лисы – женщины; волки – мужчины. Все герои по своей сути остаются простыми людьми, и разница «видов» всего лишь выделение неких общих черт мужчин и женщин.
Лиса полагается исключительно на свою интуицию, что особенно ярко в момент охоты. Убегает от преследователей, прижав к груди не то рукой, не то лисьей лапой напуганную и притихшую курицу, прислушивается к ударам сердца птицы. И смысла нет в этом занятии – одна природа, надежда на саму интуицию и полное повиновение ей: тут проскочить между корнями, тут не запнуться. Пелевин и здесь сохраняет связь героини с человеческим, настоящим, внелитературным миром. Ему это удаётся даже не за счёт гротескного раздувания женской интуиции, а мелкими штришками, описывающими состояние героини: не упасть, не дать умереть курице – иначе дару наития конец.
Волки же полагаются исключительно на свой разум, мужскую логику. Поначалу поражает своей холодностью их отношение ко всему на свете. В них нет порыва, любое действие запланировано и обдумано, то есть исходит исключительно от разума, а не от сердца. Приехав просить у головы коровы нефть, они полагаются прежде всего на свой разум, уверенность в нём – чувства для них не важны. «Не смог верить – пусти других», - как будто бы говорит автор после неудачи волка-оборотня Михалыча. Ситуация поражает своим ритуалом, монотонным, как и вой волков, но и ярким – прежде всего своей самобытностью. Как будто бы сохранив связь с древними предками, скидывает оборотень Александр себя современного, себя бизнесмена, и, как древний человек, поклоняется символу, отдаёт ему свою веру.
В конце автор доводит разницу понимания мира волками и лисицами до разницы взглядов мужчин и женщин. ОН верит лишь внешним проявлениям, отбрасывает всё интуитивное, занимается бизнесом. ОНА же полностью отказывается от материализма и исчезает, интуитивно находит другой выход из мира помимо смерти.
В мироустройстве последнего романа Пелевина все оборотни и люди наводят на себя морок, то есть создают иллюзию, которая в итоге может воплотиться. Оборотни делают это хвостом, каждый из видов по-своему; а люди… Автор не даёт ответа, он лишь задает вопрос.
Какой же подход на самом деле лучше: интуитивный или разумный? Противопоставляя их друг другу, Пелевин лишь ставит очередной вопрос, хотя может показаться, что предпочтение отдано интуиции. Автор обращает на неё больше внимания лишь в силу того, что материализм виден сразу.
Противостояние двух миров, пытающихся дополнить друг друга, происходит в наше время. Пелевину удаётся воссоздать параллельный оборотням мир – нашу реальность, несколько преувеличенную, наполненную грязью и матами.
Само употребление абсцентной лексики, которой автор неустанно жонглирует по всему тексту, изначально неприятно поражает своей чернотой. Уже потом понимаешь, что это всё наша реальность, наш мир. Несколько гротескный, но наш.
Автор обращает взгляд не только на низы общества, которым по положению ругаться не запретишь, но и на людей мыслящих, наделённых интеллектом, развивающих его. Он обнажает тенденцию развития современного разговорного языка, показывая всю ее неприглядность, фальшивость и пустоту.
В окончании вспоминается один анекдот:
- Вовочка, а за что у тебя двойка по Русскому?
- Учительница сказала писать «Наши мамы вечерами ходят на бульвар», а я написал «Моя мама не такая!».
Вот и решай – куда катимся?..