Рецензия на спектакль На всякого мудреца довольно простоты

Алина Алимова
Драматическое произведение (А.Н. Островский “На всякого мудреца довольно простоты”) и его театральная постановка в Малом театре.

План:

1.Архитектура театра.
2.Сверхзадача спектакля. Сходство и различия постановки с произведением.
3.Идейно-художественная роль декораций спектакля.
4.Театральный костюм как средство раскрытия образа героя.
5.Роль музыки, света и цвета в спектакле.
6.Анализ характеров главных героев, созданных актерами и режиссером в сравнении с пьесой.
7.Речевой портрет героев спектакля.
8.Сравнить впечатления от чтения пьесы до и после просмотра спектакля.
9.Достоинства и недостатки театральной постановки.


1.Фасад Малого театра совсем не привлекателен: длинное, блекло-желтое, невысокое знание, похожее на административное. Не имея никакой внешней роскоши, оно совсем не создает впечатление великого театра. Но, переступая порог тетра, мы попадаем в мир русской светской культуры XVIII века.
Зал театра выполнен в традиционном классическом стиле – бордовый бархат гардин и кресел, золоченые барельефы, сложные фрески, и непременный атрибут московских театров – хрустальная люстра внушительных размеров в центре зала.
Великолепное сочетание белого, бордо и золота подчеркивает торжественную атмосферу предстоящего события. Ведь каждый спектакль – это определенная жизнь, эпоха. А воссоздать ее удается далеко не каждому режиссеру и актеру. И даже великим не обойтись без помощи людей, чье присутствие зрителю не заметно, но исключительно важно. Это – декоратор, осветитель, звукорежиссер, художник, костюмер…
2.Почему режиссер обратился именно к произведению А.Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты”?
Казалось бы, пьеса написана в XIX веке, что общего между проблемами времен Островского и современным обществом? Но пьеса актуальна. Режиссер пытается раскрыть вопрос человеческой морали, на сколько имеют место быть алчность, лживость, низкопоклонничество. Важна роль взаимоотношений между консервативным “старым” поколением, которое имеет уверенное положение в обществе, и молодыми людьми, только встающими на путь “служения” этому обществу. Ценности меняются, поколения противостоят. Ярко описанное автором противостояние должно быть не менее ярко поставлено на сцене.
Для Малого театра Островский уже стал “родным” драматургом. Сколько пьес Островского было сыграно на подмостках Малого… Играют здесь исключительно в традиционном стиле, но спектакль “На всякого мудреца довольно простоты” тем не менее имеет много черт современной постановки. Самая яркая из них – перемещение действия в зрительный зал. В заключительной части спектакля Глумов спускается со сцены в зал и, пробираясь между рядами, разоблачает героев, которые стоят на сцене в ряд лицом к зрителям.
Не менее оригинальна и организация сцены.
3. В первые минуты спектакля зрителю видна вся глубина сцены. Сцена вращается, и на первом плане поочередно появляются декорации различных действий. Наконец, движение прекращается. Мы оказываемся в комнате главного героя пьесы – Егора Дмитриевича Глумова. Помещение имеет довольно крупные размеры, но мебели совсем немного: справа расположена конторка, за которой работает Глумов, в центре – шкафчик с книгами, а слева – круглый столик с парой кресел. Внимание зрителя привлекают фотографии на стене. Во времена Островского фотография была редким и дорогим развлечением. Здесь, по-видимому, это – претензия Глумова на роскошь. Но в целом комната обставлена без изыска.
Гостиная семьи Мамаевых напротив элегантна, в комнате много дорогой старинной мебели, на стенах висят портреты прадедов, что подчеркивает консервативность взглядов Мамаева. Второе действие начинается с размышлений Мамаева и Крутицкого о вреде реформ. Крутицкий приказывает перевернуть стол вверх дном, чтобы доказать, что “вековая мудрость” важна, все новое – ошибочно.
Среди прочей мебели выделяется оттоманка, которую герои используют по-разному. Мамаева то приляжет на нее, то сядет на самом краю. В порыве эмоций Глумов даже вскакивает на оттоманку.
Кабинет Крутицкого самый маленький по сравнению с жилищами других героев спектакля. Да и мебели тут практически нет. Отсутствие стульев объясняется высокомерной фразой Крутицкого, которой, между прочим, нет у Островского: “Рассядутся тут эти просители!” Даже Глумова он заставляет стоять. Стоит и бронзовый рыцарь. Все в кабинете Крутицкого подчеркивает военную выправку хозяина.
События третьего действия происходят в доме Турусиной в Сокольниках. Из огромных окон-витражей открывается прекрасный вид на осенний лес с водопадом. Белая мебель, легкие прозрачные тюли наполняют пространство глубиной и воздухом. Взгляд зрителя, скользя по светлым предметам первого плана, устремляется в глубину сцены, откуда появляются действующие лица спектакля.
Непонятна роль клетки с попугаем, которая висит в центре сцены. Ведя диалог, актеры часто подходят к клетке, видимо, с целью покормить попугая. Но смысловой нагрузки в этой детали не чувствуется.
В общем, для спектакля характерно распределение действия и мебели на периферию, то есть к краям пространства, но определяющие события происходят в центре сцены.
Спектакли Малого театра насыщены деталями, особенно декорациями. Предметы интерьера передают атмосферу того времени, мелкие безделушки на столе или в шкафу героя показывают не только быт XIX века, но и индивидуальность.
4.Клеопатра Львовна Мамаева горит желанием покорять мужские сердца, поэтому выглядит она очень элегантно: нежно-розовое платье, белые перья и кружева. Прическу подчеркивают серьги с крупными жемчужинами, которые интересно сочетаются с жемчужным колье на шее. Сложный бант-цветок на голове Мамаевой придает аристократичный вид ее великолепному наряду. В последнем действии Мамаева появляется в черном платье с золотыми вставками. Черный цвет здесь – символ траура Мамаевой по утраченному поклоннику.
По красоте не отстает от нее и Турусина - пышное черное шелковое платье с прозрачными рукавами. Разрез на груди открывает белоснежный корсет с маленькими черными пуговками и бантиком на шее.
Белое платье Машеньки, племянницы Турусиной, напоминает свадебное. Зритель сразу понимает, что она готова выйти замуж за первого мужчину, который посватается за нее. Машенька легкомысленна, она считает замужество развлечением. Мы можем быть уверенны, что она никогда не будет счастлива, ведь такие девушки не знают, что такое любовь.
Бледный костюм Глумова ассоциирует его с серой мышью. Он может остаться незамеченным, подстроиться под любую ситуацию. Было бы несправедливо относить это качество в разряд отрицательных, ведь Глумов оказывается единственным здравомыслящим человеком в обществе самолюбивых консерваторов и недалеких умом модниц.
Самым ярким представителем прогрессивных взглядов является Голутвин, человек, не имеющий занятий. Грязный плащ, небрежно накинутый шарф, берет, одетый слегка набекрень смотрятся весьма необычно на фоне традиционных картузов Мамаева и Городулина, тем более безупречного мундира солдафона Крутицкого.
Подобно декорациям, костюмы дают более точную характеристику личных качеств героя, его вкусы, предпочтения, мировоззрение, жизненную позицию.
5. Определенный цвет вызывает в подсознании человека соответствующие эмоции. Для каждого героя спектакля характерен свой цвет, который подчеркивает индивидуальные качества. В одежде большинства, за исключением Глумова, преобладают теплые цвета. Но не всегда теплый цвет характеризует положительные чувства. Например, красный картуз Курчаева. Когда гусар появляется на сцене, зрители чувствуют его недоброжелательность к людям, ведь красный – агрессивный цвет.
Самая яркая игра цвета в спектакле – контраст черного массивного платья Турусиной и светлой, казалось бы, невесомой мебели. Турусина смотрится королевой, хозяйкой своих владений, надменно взирающей на всех свысока.
Но, когда она села за рояль, вся ее грозность и величественность исчезла. Турусина, наигрывая приятные аккорды, пела песню о прошедшей любви, о прошедшей молодости. Эта песня звучит как проповедь старой вдовы Турусиной молодой Машеньке, у которой впереди вся жизнь, и какой будет эта жизнь – зависит только от самой Машеньки.
Крутицкий же встречает Глумова заводным танцем – цыганочкой, который завершается джигитовкой с саблей, выхваченной из ножен рыцаря. Войдя в раж, Крутицкий заставляет Глумова залезть под стол. Это тоже своеобразный урок жизни со стороны Крутицкого.
Музыка – неотъемлемая и очень важная часть спектакля. С одной стороны, музыка должна быть фоном, который создает в душе зрителя настроение, характерное той или иной части действия. С другой – музыка, поставленная на “первый план”, например, песня, исполненная героем, сближает зрителя и актера, потому что зритель, слыша интересную мелодию, начинает невольно мысленно подпевать актеру. А так как музыка может быть и динамичной, и, наоборот, мелодичной, то она либо усиливает эмоциональное напряжение зрителя, либо ослабляет его.
6. Турусина Быстрицкой – совсем не старуха, какой мы можем представить ее, читая пьесу, а вполне энергичная дама средних лет. Да и ведет она себя с мужчинами вызывающе. С удовольствием принимает ухаживания Крутицкого и даже позволяет ему страстный поцелуй и объятия.
Интересна режиссерская находка: оставаясь в комнате одна, она балуется наливкой, припрятанной в шкафчике. Кончается это тем, что к концу спектакля, во время решающего действия Турусина просто засыпает на диване.
Четвертое действие спектакля в отличие от пьесы начинается с энергичной зарядки Крутицкого. Он без особого труда тягает десятикилограммовые гантели, которые по плечу далеко не каждому. Затем, выпив стакан молока, Крутицкий начинает свой рабочий день. Завершается день отдыхом наедине с девушкой из прислуги.
Если в традициях русской литературы - осуждать Глумова за подхалимство, алчность, лживость, то характер, созданный А.В. Вершининым вызывает в душе зрителя симпатию к герою. Да и вообще, герои не вызывают отрицательных эмоций. Глядя на этих несчастных людей с их ничтожными интересами, надуманными проблемами, проникаешься жалостью к ним. Заключительные реплики героев рождают в нас надежду, что они больше не столкнуться с такими “мудрецами”, как Глумов, и Мамаеву не будет ограничения поучать молодое поколение, Машенька найдет выгодного жениха, а Мамаева останется вечно молодой. Так видит пьесу режиссер В.М. Бейлис, а для Малого театра необычно то, что авторское виденье отличается от режиссерского.
7.Смеется Мамаев с характерным прихрюкиванием – довольно распространенный театральный прием. Но у А.С Потапова смех прост и органичен, что вызывает положительную реакцию публики, так как не возникает чувства пресыщенности. Даже внешне Мамаев похож на борова: круглый, коренастый, с густыми седыми бакенбардами.
Островский в пьесе использует прием рефрена. Турусина называет Крутицкого странным человеком, в это время входит Григорий, человек из прислуги, и торжественно произносит: “Сударыня, странный человек пришел!” Возможно, это своеобразное сравнение несчастных бедных скитальцев и богатых, но несчастных, хотя и не подозревающих об этом, людей из высшего сословия. И непомерная щедрость Турусиной к странникам и нищим – совсем не от ее душевной доброты, а лишь оттого, что она любит послушать красочные истории, сплетни и гадания.
8. Режиссер внес много нового в восприятие пьесы, обогатил ее художественными особенностями, дал представление об эпохе в целом. Так как драма – такой вид литературы, в составе которого отсутствуют описание внешнего вида героев, окружающего их пространства, то в обязанности режиссера входит преподнести спектакль так, чтобы у зрителя не возникала чувства недоверия к актерам. Чтобы этого не произошло, спектакль должен быть сильнее, эмоциональнее пьесы. А после интересного спектакля хочется вновь перечитать пьесу, по-новому пережить.
Режиссер выполнил поставленную задачу – разоблачил пороки, посоветовал не повторять ошибок героев. Но все же от спектакля осталось чувство недосказанности, будто кто-то оборвал на полуслове. Хочется продолжения или хотя бы точки. С одной стороны, спектакль заканчивается словами Островского, с другой – тон завершающего диалога предрасполагает к продолжению. Возможно, это оттого, что одновременно действие происходит и на сцене и в зале, внимание зрителя рассеивается тогда, когда оно напротив должно быть излишне сконцентрировано на главном герое.
Тем не менее, от спектакля остается приятное впечатление профессионализма. Да и не может быть иначе, когда на сцене великие артисты!
9.Почему театр до сих пор жив? Более того, процветает? Почему в залах московских театров постоянные аншлаги, а зрители готовы отдать любые деньги за билеты на премьеру многих театров?
Театр привлекает людей всех поколений. Попадая на спектакль, мы отрешаемся от всех земных забот, будто бы перемещаемся в особое пространство, создаваемое взаимодействием зрителя и актера. И для нас уже перестает существовать зрительный зал и сцена, все сливается в единое целое – мир спектакля.
Настоящее мастерство актера проявляется именно на сцене, ведь здесь нет второго дубля, как в кино, здесь нет и права на ошибку. Актер находится на сцене несколько часов практически без отдыха, а развязка всегда должна быть сильнее, эмоциональней, чем начало спектакля. То, на что нужно усилить внимание зрителя, можно показать крупным планом на экране, актер же театра должен суметь изобразить это так, чтобы сидящие и в галерке, и в партере одинаково увидели и почувствовали.
Но, к сожалению, не у всех есть возможность посетить театр, тем более спектакль с участием великих артистов.
Многие молодые люди предпочитают театру другие развлечения, возможно, это происходит оттого, что в школе классами водят на спектакли. Человек сам должен понять свои интересы, а когда ему пытаются навязать “хороший вкус”, происходит обратная реакция, и он чувствует неприязнь к театру.
Но стоит преодолеть себя и посетить театр, и жизнь без театра покажется невозможной! Театр отдает положительные эмоции, дарит вдохновение!