Пятенка

Ольга Ролич
<люди и судьбы>

ПЯТЕНКА
                Так и «пребывают сии три: вера, надежда, любовь;
                но любовь из них больше» (I Кор. 13.13).

         Произошла наша встреча в середине марта, как раз на Прощеное воскресенье, когда, словно опомнившись, зима за несколько дней намела столько сугробов, что по деревенским дорогам было ни пройти, ни проехать. Именно тогда и решено было отправиться на воскресную службу в деревню Збироги Брестского района, в церковь преподобной Параскевы Пятницы - Сербской.
         Как и в большинстве сельских приходов, всенощное бдение служили здесь утром, так что к 7.00 мы были на месте. Деревенские службы умиляют своей тишиной и неспешностью. О времени вспоминаешь, когда уже начинает «ломить спину». Смотрю украдкой на часы - стрелки сравнялись на двенадцати. Заканчивается панихида.
         Домой возвращаемся с матушкой Надеждой. После пяти часов, проведенных в храме, почему-то возникает этот глупый вопрос:
         - Вы счастливы?
         - Конечно! – ни на секунду не задумываясь, ответила 73-летняя женщина.
         - И чем же?
         - Вот это вопрос! - бодро ответила матушка и весело улыбнулась. - У нас трое детей, шестеро внуков и семеро правнуков! Как же не быть счастливой?! А какая у нас история любви… большая и сильная! Сильнее смерти.
         И стала рассказывать. Было это в 50-х годах уже прошлого столетия. На «Пятенку» - так ласково называют сельчане престольный праздник в Збирогах - (Параскева в переводе с греческого - пятница) в деревне устраивали «музыку». На танцы собиралась молодежь со всей округи. Надежде было тогда лет 17. Красивая черноглазая девушка с бойким нравом нравилась не только местным кавалерам, но и всем заезжим ухажерам, потому и отбоя от приглашений на танцы в этот вечер не было. Легко кружась под музыку и весело щебеча с подружками, она и не замечала, как уже несколько часов наблюдали за ней глаза еще одного юноши, местного, который уже нервничал оттого, что Надежда ни на секунду не оставалась «свободной». Не знала, а потому и испугалась, когда в середине очередного танца красавец-незнакомец остановил танцующих и увел Надежду за собой...
         Так они и познакомились. Петр был старше ее на 4 года. Умный и рассудительный, терпеливо сносящий ее девичьи проказы и неустанно доказывающий свою любовь, он, в конце концов, завоевал сердце девушки. Поженились. Родились дети. Жили дружно, всегда в согласии. Петр работал кладовщиком на железной дороге, Надежда – в колхозе, по дому и за детьми. В выходные и праздники вместе ходили в церковь: Надежда пела на хоре, Петр читал и помогал священнику в алтаре.
         Прошло немало лет, прежде чем Петру предложили рукоположиться во священники. И вот в 1980 году в возрасте 52 лет Петр Бабич принимает священство. Местом первого служения стала деревня Теребунь, здесь же в Брестском районе, куда они с матушкой ездили на мотоцикле. А когда умер местный священник в Збирогах, сельчане попросили архиерея назначить на приход «своего» отца Петра. Вот так уже 25 лет и является он настоятелем Свято-Параскевинской церкви в Збирогах. Уважают и любят батюшку прихожане, прислушиваются к его советам молодые священники (отец Петр - духовник епархии). А в этом году на Пасху за добросовестное отношение к Матери-Церкви правящий архиерей наградил отца Петра митрой.
         Радовалась за батюшку, когда после службы он, с мокрыми от слез глазами, признавался, что почувствовал, когда владыка возложил на голову митру: “...будто Господь взял меня на руки и понес...”. Вспомнила свой приезд в тихий и многими любимый приход в Збироги и то, как несколько часов, проведенных в знакомстве с жизнью простого сельского священника, убедили меня, как важно иметь в супружеской жизни взаимопонимание. И как здорово, что люди по прошествии 52-х лет совместной жизни любят и жалеют друг друга. Это действительно счастье! Это действительно семья - та самая малая церковь, стремиться к которой призывал апостол Павел.
         И матушка полностью оправдала свое имя. Она всегда была рядом и всегда - надежной помощницей отцу Петру. А каким красивым и сильным голосом наделил ее Господь! 40 лет она поет на клиросе, а ее выразительное и мягкое сопрано не тронула даже старость. Так случилось, что голос ей заменяет руки, которые (в результате травмы в молодости) не поднимаются выше пояса, вот и приходится руководить хором при помощи голоса.
         А если вдруг происходит неожиданная заминка во время пения, хористов «выручает» батюшка. Выходит из алтаря, становится у хоров и начинает петь. Голос у батюшки зычный и тоже очень красивый. Вообще у отца Петра есть интересная особенность: менять тон голоса в зависимости от слов молитвы. Так при возгласе «Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила и слава…» звучит он громко, твердо и уверенно, что аж кожа покрывается мелким бисером… А прошение «помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей…» звучит прямо противоположно: мягко и по-сыновни.
         Как-то спросила батюшку, как удалось ему опровергнуть изречение "нет пророка в своем отечестве"?
         - Только личным примером, - ответил мне старец. - Любовь надо заслужить, сама она не приходит.
         Не знаю, «заслуживал» ли отец Петр любовь и уважение своего прихода или просто жил, да и живет, по совести, но уверена, что именно про эту простоту и чистоту сердечную говаривал преподобный Амвросий Оптинский: “Где просто - там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного”.
         …Тихо и мирно течет жизнь Свято-Параскевинского прихода, опускаются на колени перед образом Богородицы в молитве под пение «Не имамы иныя помощи…» и стар и млад. Радует батюшку, что молодежь чаще стала заходить в церковь. И совсем не тяготит 77-летнего священника путь к храму длиной в 4 километра, который приходится преодолевать в любую погоду пешком или на велосипеде, по сугробам или под знойным солнцем. Потому что уверен батюшка, что «священнику без храма - не жить!». Не жить, если не благодарить Бога за все Его милости. За детей, за внуков, правнуков. За жену, которая встает ни свет ни заря, чтобы управиться по хозяйству, разбудить к утренней молитве, а чуть позже и самой пойти, ступая в его следы, в церковь, чтобы опять быть рядом…
         Познакомила их «Пятенка» и повенчала на долгую и вечную жизнь в Любви, которая, без сомнения, сильнее смерти.




©  Ольга РОЛИЧ, г. Брест, 2005
   Публикация в "З" - 12.07.2005 г.