О программе детского развития

Иван Виноградов-Ивановский
Плюсы и минусы официальной системы образования

Среди достоинств официальной образовательной системы можно, главным образом, отметить тот факт, что школьная учебная программа является весьма насыщенной и способна, при качественном её усвоении, дать школьнику базовые представления об окружающим его мире, о процессах, происходящих в природе и человеческом обществе, способна сделать его культурным и эрудированным индивидом, легко ориентирующемся в различных направлениях человеческой деятельности. Более того, уровень учебников для старших классов уже настолько высок, что содержащегося в них материала вполне достаточно для самостоятельной научной работы, написания статей, проведения экспериментов, исследований и т.д.
Говоря же о недостатках системы, нужно признать, что именно этот огромнейший интеллектуальный потенциал учебной программы средней школы едва ли реализуется хотя бы на 20% [4]. Знания, полученные школьником, моментально улетучиваются, отбрасываются им за ненадобностью, неприменимостью их в повседневной жизни. Зато те знания и навыки, которые действительно могут пригодиться ему в современном мире: умение общаться с людьми, ставить и достигать цели, вести собственное дело, выбирать правильное для себя направление, всё это в официальной школе, к сожалению, игнорируется. Как отмечает М. С. Норбеков [2], идёт перегрузка детей ненужной им информацией, наблюдается перекос в сторону развития логического мышления, в то время как интуитивное мышление не только не развивается, но даже подавляется учителями.

Причиной тому служат следующие сложившиеся в школе принципы обучения [4]:

1. Уравнивание детей. Независимо от индивидуальности ребёнка, он обязан соответствовать общепринятой программе. В школе существует только лишь (!) возрастная дифференциация, которая, конечно, также весьма условна, потому что психологический возраст, готовность к восприятию новой информации и переходу на следующий уровень развития определяются у всех по-разному. Одному ребёнку нужно 3 года на то, на что у другого уйдёт 10 лет.

2. Отсутствие мотивации. Здесь речь идёт об одной из «дьявольских ям» непоставленной цели [1]. Ребёнок вынужден учиться ради того, чтобы учиться, совершенно не привязывая полученные знания к действительности, надеяться на то, что «когда-нибудь они ему пригодятся», хотя и сам учитель зачастую не может внятно объяснить, когда и при каких обстоятельствах это произойдёт.

3. Система оценок. Именно она является плодородной почвой для развития у детей комплекса неполноценности, появления заниженной самооценки.

4. Жёсткие рамки. Ни для кого не секрет, что школьные порядки очень авторитарны, чем-то похожи на армейские. «Сидеть смирно, молчать, слушаться учителя», правила, которым ребёнок должен следовать изначально. Понятно, что чувство свободы и творческое начало подавляются в нём в зародыше.

5. Недостаток знаний «о жизни». Выпускник школы оказывается практически неприспособлен к реальной жизни: он не умеет быть самостоятельным, твёрдо стоять на ногах и зарабатывать деньги, он не уверен в себе, не знает, как общаться с противоположным полом и создавать семью.

Разрабатывая альтернативную программу детского образования, необходимо, прежде всего, решить именно эти проблемы.
Основные задачи альтернативной программы

Предлагая способы устранения перечисленных выше недостатков, я поставлю им в соответствие следующие пять принципов альтернативной системы, служащие им противовесом:

1. Индивидуальный подход. Только всестороннее раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка в отдельности и определение его собственного пути развития способны сделать его грамотным и успешным человеком, профессионалом в своём деле.

2. Создание заинтересованности; теория и тут же практика; «вкус победы». Наиболее эффективной формой организации учебных занятий является творческая педагогическая мастерская [5]. Вначале с помощью живого обсуждения освещается какой-то вопрос, а ещё лучше – создаётся Проект (то есть ставится цель!), например: «Давайте соберём радиоприёмник!» (Здесь самое главное – прежде чем ставить перед детьми задачу, вызвать к ней интерес.) Затем уже учитель рассказывает о том, «что для этого нужно» (т.е. даётся теория), и после этого наступает долгожданный момент – «приступаем к работе» (практика). Кроме того, важно, чтобы дети привыкли получать удовольствие от достижения поставленной цели, чтобы окончание работы всегда подкреплялось чем-то приятным (например, в детских театральных кружках после сыгранного спектакля, который все старательно готовили и долго репетировали, обязательно устраивается капустник с песнями, танцами и дружным радостным дуракавалянием).

3. Воспитание уверенности и адекватного восприятия своего уровня. Задача учителя – отслеживать, что у ребёнка лучше всего получается, в чём его «конёк», и время от времени давать ему возможность проявить себя именно в этом направлении, чтобы он почувствовал уверенность в своих силах и у него появился стимул к дальнейшей работе. При этом его участие в тех или иных Проектах творческой мастерской позволят ему самому, без субъективных оценок учителя, объективно и наглядно, на полученных практических результатах, проследить, что у него не очень хорошо получается и над чем стоит поработать.

4. Демократичная атмосфера на занятиях; воспитание чувства ответственности. Разумеется, дать детям почувствовать свободу, раскованность, азарт самостоятельного творчества, и при этом сохранить собственный авторитет, а также привить ученикам осознание того, сколько стоит полная независимость, – очень сложная задача, с которой может справиться только настоящий мастер педагогики. Но зато и отдача от этого будет колоссальная.

5. Игровые тренинги. Для того чтобы подготовить детей к жизни в человеческом обществе, необходимо научить их различным практическим приёмам, которые они смогут использовать в разных ситуациях. Детям нужны, например, опыт командной работы, умение идти на компромисс, понимание личного успеха как результата успеха всей команды. Об одной из таких игр, в которой дети могут приобрести перечисленные навыки, я расскажу в следующем разделе.

Кроме того, необычайно важным для любого человека является познание языка тела (к сожалению, весьма скудного для западных стран), искусство прикосновения. Ряд тренингов основного курса [3] направлен как раз на раскрытие чувственности, развитие способности общаться, выражать свои эмоции и передавать своё отношение через прикосновение (пожать руку, обнять, подержать за локоть, похлопать по плечу, погладить по голове и т.д.).


Некоторые примеры и личные наработки

Школа Живых Знаний. Одной из организаций, которая реализует эти принципы на практике, является Центр содействия экологическим инициативам «Экомост», создавший в Ростове-на-Дону Клуб Гуманной Педагогики «Школа Живых Знаний».
Вот выдержки из программы Школы [5]:

Школа Живых Знаний – это радость встреч. Это школа воспитания радостного отношения к жизни.
Все мы осознаём потребность в радости. Но как её творить? Как сделать спутницей жизни? Для этого нужно понять, что есть радость, почувствовать её живительную силу, ощутить атмосферу, рождённую радостью. Мы отправились на поиск и встретили радость в глазах друзей, в новых занятиях, в творчестве… мы нашли радость в ожидании встречи, и, наконец, в самой встрече с Красотой!
Встреча – вот волшебный миг рождения радости!
Когда рождается идея, которая захватывает, увлекает, зовёт к поиску, превращает знания каждого увлечённого этой идеей в живой источник вдохновения!
Красота открывается ищущим. Будем учиться искать. Встретим Мастера, и он расскажет о том, как он творит своё Чудо. Порадуемся, что он живёт рядом с нами, и попытаемся прикоснуться к его искусству. Кто-то загорится и пойдёт рядом с Мастером. А мы отправимся дальше, обогащённые радостной встречей. Надо познать труд путешественника, странника, несущего весть Красоты. Кто-то отойдёт, кто-то приведёт нового сотрудника. Не будем порицать ушедшего. Научимся радоваться встрече.
Главная цель Школы – создание условий для педагогического творчества родителей и учителей, расширение пространства гуманной педагогики, свободного от догм и условностей официальных учебных учреждений.

Игра «Поиск сокровищ». Это игра, которую я придумал и провёл в детском лагере, когда работал там воспитателем. Суть её заключается в следующем: кто-то из вожатых готовит для ребят записки-шифры, подписываясь как Мастер Подсказок. В записках содержится информация о том, где искать и как получить следующую подсказку, а в конечном итоге, выстроив всю последовательность подсказок и получив из них единое целое, найти желанные сокровища. Другие вожатые помогают передавать эти подсказки: незаметно подбрасывают их к детям в комнаты (обязательно в разные отряды!) или оставляют на каком-нибудь видном месте (можно повесить на ветку дерева, приклеить на стену, написать на земле мелом крупными буквами). Важно сохранить в течение игры атмосферу захватывающей тайны и азарт её разгадывания.
Игра прошла на ура. Дети весь день были заняты делом и вполне организованно, хотя никто их к этому не принуждал, носились из одного конца лагеря в другой в поисках новых подсказок. А в конце их ожидала награда: спрятанный на окраине лагеря клад со всевозможными сладостями, игрушками и самодельными коронами для юных Королей и Королев. И уже вечером был торжественно зажжён победный костёр.
В записках я использовал несколько необычный язык (старался говорить по-сказочному, иногда писал стихами) и для большей запутанности применял условные обозначения-шифры. Вот примеры некоторых из них:
Арена ритуальных движений – дискотечная площадка
Воин Света – преподаватель, проводивший курс
Время Великого Волшебства – время занятий на оздоровительном курсе
Время дневной тишины – тихий час
Обитель магических стрелок – настенные часы
Окраина суши – пляж
Храм приятной трапезы – столовая

Практика показывает, что это очень хороший приём в общении с детьми, потому что подобные обозначения-шифры развивают в детях образное мышление и способность даже в самых простых вещах видеть оттенок сказочного, чудесного, поэтичного.

Кроме того, эта игра позволяет ребятам прочувствовать дух командной работы, понять один из важнейших принципов межличностных взаимоотношений, освещаемых на основном курсе [3] – не воспринимать свою победу через поражение другого. Во время игры, для того чтобы получить очередную подсказку, детям нужно было вступить во взаимодействие с ребятами из соседнего отряда, а также предоставить им те подсказки, которые имели сами. Таким образом, двигаться к цели и побеждать они могли только все вместе, а не поодиночке.
Известный американский математик Джон Нэш отмечал в своих работах [6]: «Многие считают, что в мире рыночной экономики царит жёсткая конкуренция и каждый сам за себя. На деле же, если мы говорим о какой-либо отдельно взятой группе, результат будет оптимальным, если каждый её член сделает как лучше для себя и как лучше для других членов группы».
Таким образом, воспитывая в детях привычку считаться с окружающими, быть гибкими в достижении своих целей, выбирать правильный путь, выгодный также и всем тем, кого затрагивают их действия, мы готовим их к жизни в т.ч. и в мире большого бизнеса (на уровне транснациональных корпораций), делаем их способными организовать весьма серьёзные проекты, в которых задействовано множество людей.