Избранное 6. 3 Или достаточно ли в пирожках изюма

Копирайт
Дежурная по Копирайту, Виктория Родник

Завьюжила в городах вдоль скверов и проулков долгожданная зима, взвихрила позёмкою снежной.
И ты подтягиваешь шарф к подбородку, застёгиваешься на все пуговицы-молнии и притворничаешь, что мороз тебя совсем не тревожит.
Тем временем клубы пара от собственного дыхания мешают вглядеться в номер приближающейся маршрутки, а снежный бисер – вконец обнаглевший – так и норовит забраться поглубже за припудренный им же воротник, забиться в укромный уют рукавов... Вот тогда уже откровенно алчешь оказаться дома, в тепле; протянуть озябшие ступни к батарее (представляя на её месте потрескивающий искорками камин) и испить чего погорячей.
Стремглав влетаешь, наконец, в прихожую, не успеваешь смахнуть веником липкие комья снега с обуви, как нос уже жадно втягивает разлившийся по квартире пряный дух свежей выпечки.
А на дымной, жаркой кухне розовощекая хозяйка споро выуживает из раскалённой духовки противень с румяными, припорошенными мучной пыльцой пирогами.
И вот уже ты под кружку крепкого чая с томным наслаждением вкушаешь ароматную плоть с горячей начинкой. Хозяйка же искоса, с внимательностью осторожной кошки, следит: придётся ль начинка по вкусу взыскательному гурману?..

Так же хозяева копирайтовской кухни (какие-то две недели назад извинявшиеся за блинные комья) с ожиданием посматривают на постояльцев и случайных гостей с мёрзнущей Прозы: ждут одобрения али порицания... А копирайтовские пирожки-то орки начиняют… Уж и хулили-бранили орков, и на профпригодность выверяли, да мало кто подумал, что дрожащими пальцами, возможно, вбирает орк в рецензию заветное словцо «Копирайт», ведь мнение своё – сокровенное – на суд людской выставляет... Вот подумалось дерзко невзначай, что вся душа Копирайта – в орках сплочена. Вы уж не шибко брови хмурьте, глядя на них свысока…
Да и Копирайт ругали, на чём свет стоит, и клеймили "пиратством-пиарством" так, что, казалось бы, лишь остов в полкосточки остаться должен, ан нет: живёт ещё журнал. Да свежевыпеченной сдобой потчует.
А о начинке всё же Вам судить.
Читать!

*****************************
1. «Диоген», Сенилга

ПРЕДСТАВЛЯЕТ Виктория Родник - 2005/11/30

Общее впечатление о прочитанном: текст представляет истинное женское внутреннее восприятие из глубины авторского сознания.
Уже с первых строк чувствуется единение автора и рисуемой им картины.
Обилие многоточий в авторской речи и отсутствие плавности в тематических переходах дает присутствие порыва, живой эмоциональный фон (может, это имелось ввиду под неряшливостью первым рецензентом?). Тонко выделенная фонетика междометий, скандирование отдельных слов – по звукам – позволяют глубже проникать в созданный автором мир. Простые фразы в диалоге, обилие вопросительных, восклицательных знаков – придают ситуации естественность.
Несмотря на отсутствие активного действия, читается легко и непринужденно.
Автор, чувствуется, идет от собственных ощущений и переживаний к всезначимости, к психологической оценке всего окружающего.
Собственно авторские философские находки становятся родными читателю.
Это из ряда того творчества, которое нельзя Увидеть, Услышать или Прочитать. Его надо Про-чу-в-с-т-во-ва-ть и Понять.
Не совсем ясно, где грани между материальными объектами и сюрреальностью. Может, там, где "Солнце висит в яростном оцепенении"? Или где "суррогатица улиц"? А, возможно, там, где "серебряная веревка... превратилась в добрую примету?" Такие мелочи завораживают взгляд, заставляя придержать его чуть дольше, нежели нужно для чтения.
Что еще покорило? Тонкая поэтичность и непредвзятость формы, оригинальная метафория…
Первый сделанный мною как читателем философский вывод: сумасшествие - относительное понятие, так же как и здравомыслие. Хотя этот вывод тоже относителен...
Рассказ понравился где-то на уровне подсознания, эхом остался размеренно шуршать внутри, как метла того дворника: «Ух…-шух…»

*****************************
2. «СИБИРСКИЕ ПРОСТОРЫ», Роман Литван

ПРЕДСТАВЛЯЕТ Андрей Можаев - 2005/12/13

Лирический, от первого лица, рассказ Романа Литвана - это, по-сути, воспоминание из времён горького военного детства, воспоминание автора об эвакуации с мамой в Сибирь. Это развёрнутая в деталях и подробностях картина жизни с выделением главного, что определяло тогда человеческие отношения, что являлось связующим для народа. Без таких произведений официальная история всегда остаётся мёртвым набором событий, фактов, имеющих некие предпосылки, мотивировки, следствия. А подобные рассказы дают нам ЖИВОЕ ЧУВСТВОВАНИЕ эпохи. Ценность такой литературы с её точным сдержанным языком, передающим характер времени - неоценима. Недаром журнал "Новый мир" при Симонове, и особенно - при Твардовском, посвятил целый раздел такой прозе.
Читая рассказ Р.Литвана, я вспоминал картины военного цикла классика нашей живописи Юрия Пименова. Когда-то его спросили: что для него было главным в этом цикле? Какая художественная идея руководила им? Тот ответил: "Трагическая красота времени".
Предлагая читателям рассказ Р.Литвана, я также объясняю свой выбор этими тремя словами. Вы встретитесь в нём с "трагической красотой времени".

*****************************
3. «Дельфинарка и пастух», Lisnerpa

ПРЕДСТАВЛЯЕТ Лара Галль - 2005/12/13

аллегоричненько...
не дотягиваю до смысла "4300" - эта чиво?
что я обожаю в этом тексте: ну триколор уже во первых строках, "послушал речь президента", угу))
"отъезжали отъезжающие" звучало бы не так смыслово, как "ехали отъезжающие". Ехали медведи на велосипеде...
блинннн, меня просто колбасит от аллюзий!!! Какой-то вопиющий трагикомический сюрррррр!!!
Вы слишком молоды, чтобы ТАК знать эту пошлую странупассажироплебса и ее мученическую литературу.
Ну вот. а на это месте: "Преграду брали тихим обходом с двух сторон, хотя анфилады колоннад ее единственного этажа не имели дверей, то бишь выходили нараспашку" я тихо заплакала. Потом опять ржала над "гордо чхали на..." и "Ничего остального-лишнего"
Вот тут "Рыжий клоун довольно далеко внизу, у синтетической воды вяло бегал и черпал ее то ли решетом, то ли ваучером" - некстати вспомнилось фраза Задорнова, как Чубайс "всю страну на ваучер натянул" (извините)
"Под дивную музыку барабанной дроби" - ты уже не мальчик, старый барабанщик...
Я выдохлась, что-то... Так много хочется сказать, что замыкается рот, вот. Сильно меня полоснуло Вашими буковками тут.
Кста, "тусклая" талия - о! это очень метко для определения ствола тулова:))) причем многозначно метко!
и этот стриптиз в конце...ужас
похоже по ритмике немного на сон у Булгакова в МиМ, где валюту сдавали, но по воздействию ... бьет током
Можно объявить конкурс ни лучшую интретрепацию этого техта :)

*****************************
4. «Терракотовые дни», Lawrence

ПРЕДСТАВЛЯЕТ Milla Sinijдrvi - 2005/12/13

Хейпа хей!
Вот на Прозе появилось произведение, ждущее своего Белинского. Критики, налетайте!
Тема войны волнует каждого. Повесть остросюжетна, знакомая нам война - прекрасный антураж. Нравственные проблемы? Не знаю, любовь и смерть, судьба - что может быть глобальнее?
Литературность я вижу в деталях. Через быт передать философию, через вещь человечность. И туфли в начале повести - чуть ли не фольклорный элемент мировой литературы, те волшебные сапоги-скороходы, обладающие чудодейственной силой. И я не ошибаюсь: автор намекает о чуде. Чудо - просто выжить, чудо - спасти. Поступок молодой вдовы, напоминающей мне деву Марию, имеет мировое значение. Победа любви.
Ну и почерк ремесленника, выбивающегося в мастера, проявляется в прорисовке деталей. Семечки в зажатой ладони... Если бы героя убили, и художник описал труп с рукой, в которой семечки прилипли к коже? Подумайте, натурализм - очень сильное средство. Пока Ваша повесть слишком динамична, это ведь рассказ, а может, стоит задуматься о романе с описательными сценами?
"Своих же двоих внуков, он, мягко говоря, не праздновал" - это так, мелочь, о которую спотыкаешься в начале. Говорят "не миловал".
"обувал на фарт" - а вот это очень хорошо!

*****************************
5. «Гном Хаанс», Виталий Крылатов

ПРЕДСТАВЛЯЕТ Ольга Вивчарова - 2005/12/15

Красивая, и, можно сказать, рождественская сказка. Реальность искустно переплетается с вымыслом. Напоминает витеиватый гербовый узор на старинных изразцах. От маленькой "миньки", как от крошечной горячей печки, исходит домашнее приятное тепло.

*****************************
6. «Антилопы гну», Нрзб.

ПРЕДСТАВЛЯЕТ Денис Трусов - 2005/12/15

Собственно, это штука, к которой я не раз возвращаюсь. Читал я и другого Нрзб., которого зовут иначе, разборчиво. Но у Нрзб. это - моё любимое произведение. Первое впечатление - архитектор пишет стихи. Потому так метко - техническая выверенность. Потому так дико и красиво смело - человек играет чужим инвентарём, он, к примеру, не знает, что здесь принято печатными машинками колоть орехи. Он на печатной машинке печатает. Зная, что так и надо.
Может, смущённый собственной постмодерновостью шестидесятник, может, подросток, которому уже сто лет - образ понятный. Текст убегает от автора, прельщая внимательного читателя подсознательными залежами - посмотрите-ка сюда, а теперь - вот сюда - вот он, который меня писал.
И очень человеческая нежность к миру.
И как оно, смешавшись, действует.
Бомба!

*****************************
7. «Желания должны быть настоящими», Дмитрий Колмаков

ПРЕДСТАВЛЯЕТ Бастет - 2005/12/16

Новогодняя тема актуальна, до праздника осталось 16 дней (еду на работу и читаю огромные меняющиеся ночами цифры дикого красного цвета на табло дома, от этого и просыпаюсь). С осторожностью открываю рассказы на Прозе и читаю.
Начало не понравилось, сплошные печальности, мандаринами не пахнет и смех чужих детишек вызывает зевоту. Но вот раздался нежданный звонок в дверь и закрутилась волшебная карусель. Палитра красок автора вдруг начала предлагать рукам только самые яркие цвета, улыбка тянет уголки губ. Валенки-гиганты и голос лучше, чем у Шаляпина. Я зажмурилась в предвкушении интриги и в ожидании налила рюмку густого, янтарного напитка. Но автор вновь изменил интонацию на будничную. И сразу погасли огоньки гирлянды, елка смутилась и перестала качаться в танце. Что же случилось? Да просто автор вернулся к теме ему надоевшей в реальности и поспешил закончить рассказ хеппи-эндом. А может зря? )
Уважаемый Копирайт, пора готовиться к Новому году и собирать мешок подарков. Пусть этот рассказ будет от меня лично. Если автор не возражает, конечно.

*****************************
8. «День физкультурника», Анна Прудская

ПРЕДСТАВЛЯЕТ София Прус - 2005/12/17
 
Очень профессионально написано.Точно передан внутренний мир героя, его мысли и чувства. Ни слова о том, как он выглядит, а представляешь его очень живо. Картинки из детства перекликаются с настоящим вполне органично. Герой узнаваем, в жизни таких полно. Ну и, конечно, остроумно, смешно, и сравнения с Зощенко и Чеховым вполне справедливы.

*****************************
9. «Продавец чувств», Владимир Вейс

ПРЕДСТАВЛЯЕТ Драккен - 2005/12/18

Владимир, ваш "Продавец чувств" - очень сильное произведение. Прочитав его я ещё с минуту пялился в монитор, прокручивая в голове события вашего рассказа.
Я думаю, что этот рассказ надо прочитать как можно большему количеству людей, потому что в нём каждый обязательно найдёт что-нибудь для себя.
Я, например, нашёл :)



ВНИМАНИЮ ОРКОВ: по понятным причинам в выпуск Избранного мы принимаем от каждого орка по одной рекомендации, не более. Остальные рекомендации ждут своей очереди и обязательно попадут в следующие выпуски.