Причины правового беспредела

Григорий Залевский
"Государство для человека,
А не человек для государства".

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН.


Что означает слово "реформа" для России? Определение, что "РЕФОРМА - это преобразование государственной, экономической и политической жизни, затрагивающее основы существующего общественного устройства", данное в Энциклопедическом словаре,- к России вряд ли подходит. На мой взгляд, к России больше применимы такие понятия, как "преобразование", "изменение к лучшему", "инновация".

Пётр, знавший Матушку-Россию с её патриархальным укладом, стремился преобразовать её насильственно-революционным путем. Екатерина, осознавшая несовместимость Европы и России, действовала половинчато, главным образом методами Просвещения. Но и она не могла ломать сложившиеся формы жизни, так как видела растущее сопротивление народа и столкнлась с грозным пугачевским бунтом.

Екатерина пошла не по буржуазному пути предоставления равных прав всему населению, а по чисто феодальному пути раздачи привилегий и реформирования административно-управленческих институтов, способствовавших монополизации власти. Права и свободы, которые на Западе полагались всем, в России оказались доступными лишь дворянам.

"Великий реформатор" России - Александр II, освободивший страну от крепостного права, был убит народовольцами. Николай II, казалось осуществил с помощью Столыпина либеральные проекты и начал слом станового хребта патриархальной России - общинного владения землей, но был безжалостно убит вместе с семьей большевиками.

Реализация желания преобразовать Россию всегда сталкивалась с упорным сопротивлением российского коллективистского менталитета. Русская душевность всегда уживалась с репрессивностью, ибо без власти она оказывалась совершенно бессильной. Голод и страх - вот что двигает нищей голодной толпой.

Право в России - это инструмент утверждения господства сильного надслабым. В русской литературе не было работ подобных "Духу законов" Монтескье, "Общественному договору" Руссо или "Философии права" Гегеля. Не было и имевших широкий резонанс на Западе споров и дискуссий о праве и социальной защите граждан. Право в России всегда считалось формой принуждения.

Поскольку российское государство во все времена было несправедливо по отношению к человеку, постольку последний не испытывал угрызений совести перед государством и "обходил" закон. Этот недостаток русского правосознания славянофил К.С.Аксаков считал залогом того, что русский народ, пренебрегающий правосознанием, продвигается путем "внутренней правды".

Это убеждение перешло в идеологию народников, основанную на вере в "возможность непосредственного перехода к лучшему, высшему порядку, минуя буржуазную стадию европейского развития.

Правовой нигилизм русских марксистов и большевиков, признающих приоритет силы над правом, не позволил им прийти к пониманию истинной роли права и правового государства, провозглашенным ими в Конституции, продолжается в то же, ничем не стесняемое самовластие, или иными словами, - в "правовой беспредел".

Легитимность власти в сегодняшней России на деле лежит за пределами правовых отношений, вне интересов большинства граждан. Парадокс заключается в том, что хотя нынешний режим не соответствует их интересм, он неизменно пользуется поддержкой большинства населения РФ.





Какие ценности характеризуют нынешнее российское общество? Западная либерально-демократическая традиция считает таковыми прежде всего свободу и невмешательство государства в частную жизнь, создание и функционирование неформальных, свободных общественных институтов, способных на деле противодействовать монополизации власти.

Однако, европейская либерально-демократическая концепция функционирования гражданского общества принципиально не согласуется с культурно-историческими традициями России, непониманием того, что социальные ценности не даются Богом или Природой, а вырабатываются самими людьми.

Переход от власти силы к власти права остается самой насущной потребностью нынешней России. Считая право инструментом власти, русский обыватель оценивал поступки не на основе закона, а на основе субъективных представлений морального характера. Отсюда непонятная для посторонних наблюдателей жалость к правонарушителям, которые воспринимаются народом как пострадавшие.

В повседневном сознании общества не укрепилось мнение о дисциплинирующей роли установленных в государстве норм и правил, регулирующих отношения граждан, понимания этих прав и обязанностей как главного условия существования цивилизованного общества.
В выборах принимают участие люди, которые не только ничего не знают о своих правах, но и привыкли постоянно действовать вразрез с ними.

Понятие правопорядока включает и неписанные правила, которые складыаются в повседневной жизни. Как известно, в Европе понятие прав и обязанностей было основой всей деятельности исполнительной, законодательной и судебной власти еще в 17-18 столетии, ибо предлагало рациональный способ действий, содействующий улучшению жизни.

В России право так и не привилось. Российская власть исполняет исключительно политико-идеологическую функцию, пытается быть вездесущей - контролировать все сферы жизни, образует плотную чиновничью сеть, исключающую свободу для народа, отнимает у граждан возможность принятия самостоятельных решений, выбора своей судьбы.

На Западе внешнее принуждение и насилие постепенно трансформировалось в самоконтроль и самодисциплину, граждане правопослушны до педантизма. Расчет, осторожность, предусмотрительность, дальновидность составляют основу западной цивилизации. Эти особенности стали ведущими в западном мире, они не только не разрушают, а наоборот - укрепляют основу государств, систему общественного порядка.

Люди с высокоразвитым интеллектом, живущие на Западе, тоже находятся в определенной зависимости от власти, но осознают себя оппозицией, выступают с критикой власти, вразрез господствующему мнению большинства, участвуют в акциях протеста, выдвигают конструктивные способы решения проблем, выступают в качестве моральной силы, поддерживают благоприятную моральную обстановку, обеспечивающую в обществе повседневный порядок.

Другое дело - Россия. Масса не нуждается в просвещении и самообразованни. Она желает "крепкой власти", даже если испытывает на себе её угнетение. Протест против власти, критика власти, узурпировавшей право думать и решать - рано или поздно приводит к репрессиям.

Поскольку российская власть до сих пор является самодержавной, наивно думать, что от нее можно освободиться путем политического переворота. В эпоху "Большого террора" и после него в результате кадровых перемещений сама власть не менялась.




И хотя сегодня "авторитетные органы" не вытаскивают по ночам своих невинных соотечественников из постелей, не предают их зверским пыткам, не изолируют в спецпсихбольницах, система прежних понятий и жизненных стандартов как бы переместилась внутрь самого человека, регулируется теми же самыми понятиями и представлениями.

Человек, поведение которого по прежнему регулируется чекистской системой, вынужден восставать против самого себя, бороться с самим собой. А это неизмеримо труднее, чем указать на внешнего врага или инородца, призвать к непримиримой борьбе с "врагами российского народа".

На место политических революций, в которых сталкивались классы, сегодня приходят новые формы протеста, которые можно назвать партикулярными (т.е. невоенными, штатскими, частными) и осуществляются малыми группами, меньшинствами или отдельными индивидами.

Сегодня житель России уже не отождествляет себя с классами рабочих и крестьян. Он все чаще выступает как субъект отношений, поликультурное, мультинациональное и даже космополитическое существо, считает себя отдельной самостоятельной личностью, права которой неприкосновенны, мечтает об отсутствии каких бы то ни было притеснений и ограничений, возможности жить свободно, сообразно собственным взглядам и представлениям.