Кому нужны философы?

Григорий Залевский
Русские философы определили российский тип мышления как женский, глубоко эмоциональный. Те, кто умеет мыслить самостоятельно, рационально - всегда раздражали. Только в русской литературе могло появиться "Горе от ума", несколько портретов умных, а значит, и лишних в России людей.

Мы слушаем и надеемся не на тех, кто говорит разумные правильные вещи. Возникающие проблемы многие даже не пытаются решать при помощи рассуждений, оценивать ситуацию логически, с нескольких точек зрения. (См.: Залевский Г.Н. Парадоксы жизни. Воспоминания и размышления. - Харьков: "Издательство Майдан", 2005. Гл. 18 "Нужны ли реформы россиянам?", СС. 144 - 165).

При этих особенностях нашей ментальности, многие мечтают о благополучии, спокойной и сытой жизни, которая существует на Западе.

Почему у нас всё не так?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: в основе западного порядка вот уже несколько сот веков лежит Римское право, регулирующее отношения людей в обществе, охраняемые государством, узаконенная возможность осуществлять на практике гражданские политические и социально-экономические ПРАВА И СВОБОДЫ:

1) право на жизнь,
2) на свободу, неприкосновенность личности и жилища, 3) на равенство всех перед законом,
4) на социальное обеспечение,
5) на возможность жить и действовать по собственному выбору (если это не вредит окружающим), 6) другие права и свободы человека.

Мы же как жили сотни лет назад, так и живем по сегодняшний день, надеясь на доброго царя, доброго барина и добрых государевых чинуш. У нас дважды два может быть и десять, и пятнадцать. Это место, в котором с точки зрения рационализированного сознания существовать невозможно. Россия - страна парадоксов, живущая не по законам, а по "понятиям" преступного мира.

Понимают это, к сожалению, лишь те, кому не лень думать, анализировать и спрашивать. В России еще не пришло время, когда понадобились бы действительно порядочные люди, те, кто хочет жить по закону, у которых есть совесть, мораль, трезвый ум.

Мы сами выталкиваем таких людей с территории России, они, устав бороться, уезжали на Запад, где востребованы. И ныне, по-прежнему, умный человек в России - чаще всего лишний. До сих пор побеждают те, кто думают одно, говорят другое, а делают абсолютно противоположное...

Вывод напрашивается грустный: не любят в России умных. И тогда встает извечный русский вопрос "Что делать?". Так и жить, ожидая, что все умные рано или поздно переберутся на Запад?

250 лет назад в Московском университете был открыт философский факультет. С 1850-го по 1941-й гг. факультет был закрыт. Сейчас на него конкурс - пять человек на место. Девочек и мальчиков примерно поровну. Приехавших из провинции процентов шестьдесят. Факультет достаточно популярен, на него даже звезды рок-культуры поступают. Например, в прошлом году Земфира.

Мыслители вообще не нужны и даже мешают жить. За это и Сократ был осужден, так как задавал неудобные вопросы.

Когда-то я смотрел в Театре Маяковского спектакль "Беседы с Сократом". В момент осуждения Сократа - я вдруг оглянулся на зрительный зал. И меня пронзило такое чувство: если бы этих людей в зрительном зале сейчас опять попросили проголосовать, я уверен, что они проголосовали бы за казнь философа!

Готовить мыслителей в массовом порядке невозможно. Люди ими становились, в основном, благодаря самовоспитанию и самообразованию.

Знаменитыми философами становились люди самых разных профессий - и шлифовщик линз (Б.Спиноза), и сапожник (Я.Беме), и таксист (К.Ясперс). Ясперс говорил, что для общения с людьми, понимания людей - нет лучше профессии, чем таксист!

У философов, как ни у кого другого, существует потребность в общении. Они за потоком повседневных явлений видят и чувствуют сущность, могут мыслить стратегически.

В кабинете декана философского факультета при Горбачеве стояла "вертушка" - телефон правительственной связи. Декану могли в любой момент по "вертушке" позвонить, попросить консультацию по тому или иному вопросу.

А сейчас таких заказчиков среди правительства нет. Решение различных общественных проблем правительство поручает "политтехнологам", часто имеющим смутное представление о комплексных проблемах общества. В результате сложные комплексные проблемы разрываются на простые задачи. Создается имитация решения важных вопросов.

Особый интерес к факультету проявляют политики. Здесь защищали свои диссертации Рогозин, Зюганов, Жириновский, Сергей Марков, а также известный религиозный деятель диакон Андрей Кураев. Но все это поверхностный слой. Волнует другое. Горизонт постановки и решения государственных проблем все время сужается. Развернутые долгосрочные прогнозы развития не проводятся. Вместо них используются только краткосрочные политические технологии, что неизбежно приводит к ошибкам.

В стране насаждаются стандарты восприятия публики. Главный стандарт - шоу. По законам шоу строится всё. В том числе и массовое стандартизованное сознание. По этим же законам строятся и телесериалы.

В традиционных культурах карнавал продолжается две недели, от силы один месяц. Российская культура живет по карнавальным законам круглый год. В стране становится всё меньше дискуссий. Студенты, несмотря на обилие литературы - стали меньше читать.

Один прочел две строчки из Деррида, другой - две строчки из Дьюи. Вглубь проблем не принято "погружаться" Не принято "погружаться". Появились философские комиксы: "Гегель в картинках", "Кант в картинках". С кем и о чём можно спорить в подобной ситуации?

В советское время карьера многих граждан совершалась благодаря стукачеству. В кабинет замдекана философского факультета по учебной работе почти всегда стояла очередь из студентов - с доносами друг на друга.

Сегодня в России снова происходит "Большой передел собственности", разрастается кризис демократических ценностей, введение цензуры в средствах массовой информации, как грибы растут националистические и фашистские движения. Что ждет философов таких условиях? Ведь фашизм личностей не терпит. Помните слова Гитлера из "Майн Кампфа": "Когда я слышу слово интеллигент - моя рука тянется к курку!"...

Большинство студентов философского факультета аполитичны. Университет по традиции воспитывает в людях консерватизм. Настоящее массовое политическое выступление в университете было только однажды - в 1987 году, когда Бориса Ельцина убрали из горкома партии. Тогда на путь правдоискательства ступили несколько студентов главного университета страны...