Фрагменты из произведений философа Даниила Андреева. 1906-59

Григорий Залевский
Я мечтал о величии русской жизни
и задумывался о её невзрачности.

В.Н.МУРАВЬЕВ, философ
ученый и поэт


"Что есть Россия? Вот коренной вопрос русской жизни, притом истинно русский вопрос, острота которого не рассеялась за всю тысячелетнюю историю русского самосознания. Изначально, по своему географическому положению, Россия выглядит "пустым пространством между Европой и Азией". Изобильная пустота "лесной пустыни" переживется как разрыв сознания, как "инаковость опыта".

"Только в русской традиции иночество служит основанием и оправданием культуры. Цена, которую русские платят за широту и размах своих притязаний - постоянно углубляющаяся раздвоенность, внутренний разлад, раскол, противостояние, непрекращающаяся гражданская война между правительством и народом. Нет в мире нации, более склонной к взаимной вражде и усобицам, чем русская".

"Кризис - это сама сущность русской цивилизации, а разрыв между властью и обществом - русская политическая традиция. Этот разрыв затушевывается особенно свирепыми формами авторитарного контроля. Чрезвычайщина, "спецрежим", насилие, употребление ненормативной лексики подтверждает разрыв между властью и жизнью. Народная стихия при таком положении дел "безмолвствует".

"Кризис цивилизации не признает прав. Существованию задан хаос жизни. Неопределенность порождает тревогу, нервозность в самобытном множестве культур. Молчание, столь свойственное русским, признак смирения и жертвования, переживаемых русским народом. Речь идет о ритуалистическом миропонимании, для которого первичны не идеалы. а преемственность, предание, инобытие".

"Это отразилось в основной категории русской культуры - чина. Эта черта древнерусской культуры проявляется в ритуалистской орнаментальности "прароссианства", в котором культура имеет статус "тени". Присутствие мистической реальности недоступно для технического проекта: оно обладает качеством "косности". Тщета человеческого делания издавна питала русскую тоску и нигилизм".

"Скучно движется поезд русской истории", - писал В.В.Розанов. В стране, пережившей в своей истории так много катастрофических потрясений, чинопочитания остается незыблемым подлинный арсенал традиций, "теней", "отблесков", "эха" подобия бытия. Внутреннее и внешнее здесь соотносятся по принципу "таинственных совпадений". Такова подоплека юродства в ритуальной практике".

"Существование посредством физических страданий, мученическая смерть является нормой в стране, где отсутствуют критерии служения истине. На Руси есть правда и святость потому, что в ней есть - и не могут не быть - святые мученики. Миросозерцание православной традиции, причины расколов и секуляризации государства - в особой подмене понятий, которая осталась незамеченной современниками вследствие специфики традиционных взглядов на мир".

"Образы в традиционной культуре восходят к архетипам, изначальным "импульсам" жизни и не имеют соответствий во внешнем мире. Все эти юродства выступают способом защиты от двойственных архетипов, наивного мировоззрения и примитивных форм жизни. В Московском царстве понятие "правды" отождествляется лишь с традицией и буквой обычая".


ПРОИЗВЕДЕНИЯ:


1. Д.Андреев, Роза Мира (1906-59).

2. Д.Андреев, Русские боги (1930-1958).

3. Д.Андреев, Древняя память (1930-е гг.).

4. Д.Андреев, Восход души (1935-1950).

5. Д.Андреев, Устье жизни (1933, 1950).

6. Д.Андреев, Стихотворения разных лет (1928-1958).

7. Д.Л.Андреева, Воспоминания о Данииле Андрееве.