А вот расскажу я тебе сказочку... часть вторая

Ольга Чибис
Часть вторая

 А вот расскажу я тебе сказочку, как Баба Яга с Кощеем совет держали.

 Прискакал Кощей Бессмертный к Яге на своем волшебном скакуне, в избушку вошел и говорит:
– Ох, беда ведь у меня, соседушка: царевну Милику украли! А с ней и сокровища все заодно - ничего не оставили! И даже конь меня предупредить не успел!
– А я, Кощеюшка, Ивана-царевича никак найти не могу! – отвечает Яга. - Уж я на блюдечко смотрела, смотрела, все глаза проглядела - нет его нигде в лесу! Куда мог пропасть? К тебе направлялся-то! Не иначе напал на него кто.

 Стали думать Яга с Кощеем, кто мог дело такое под самым носом у них сотворить. Созвала Яга всех птиц, всех зверей - не видел ли кто Ивана-царевича? Не знают ничего об Иване звери да птицы лесные.
–Может, - спрашивает тогда Яга, - необычное что в лесу случилось?
 Отвечает ей Пчелка-матка:
–Налетел сегодня черный вихрь, дерево с дуплом моим повалил – насилу рой спасла!

 Глянула Яга на свое серебряное блюдечко, нашла место с деревьями поваленными - и поняла, чьих это рук дело. Велела она Пчелке туда лететь и царевича отыскать поскорее.
 А они с Кощем Бессмертным дальше стали советоваться.
– Как же нам перед царями-то оправдаться, Мирославом да Владимиром? - сокрушается Кощей. - За столько лет у нас с ними ни одной ссорушки не было; обоим мы в свое время невест добыть помогли - а теперь? Они нам детей своих доверили, а мы царевичей уберечь не смогли! И ладно бы какие невежи оказались кичливые - тех хоть не жалко. Так нет - Милика-то до чего девица хорошая да правильная - и умна, и уважительна, и цену себе знает!
– Да и царевич не хуже, - вторит Яга. - И не алчный, и вежливый, и духом крепок, и сердце доброе показал... Оба они все испытания прошли - их бы уже наградить пора да домой отпустить, а тут...
– Ну, Яга, - говорит Кощей, - позор нам будет на весь род людской, ежели царевну не вернем и царевича не отыщем!..

* * *
 Ммррр? Торопишься, говоришь? А куда тебе, человече, торопиться? Уж не на верную ли погибель? Что, что... Что слышал! Можно подумать, ты первый, кто мимо меня за здорово живешь проскочить хочет. Каждый день, почитай, одно и то же объяснять приходится: лишь бы в царстве вам тридесятом оказаться, а что порядков тутошних не знаете, так и ладно! И нас же потом поминают нехорошими словами, вон нечистью почто-то обозвали… А какая мы нечисть? Я вот, к примеру, не по одному разу на дню моюсь-умываюсь… мрррр... Нееет, человече, ты сперва посиди да послушай, уважь Кота Баюна...

 Долго лежал Иван-царевич ни жив ни мертв, деревьями заваленный. Но вот прилетела пчелка, проползла между ветками и ужалила его в лоб. Очнулся царевич, смотрит - нет коня волшебного, а сам он под стволами лежит.

Встал он, встряхнулся, глянь – а рядом Горносталь бьется, зверь невеликий, лапку из-под ветки высвободить не может. Увидал зверь Ивана и взмолился:
–Выручи меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь!
 Думает царевич: чем же зверь такой малый пригодиться может? - но Горносталя освободил, лапку ему перевязал и в карман к себе посадил.
 А сам решать стал, что дальше делать и куда путь держать. Тут прибегает к нему серый Волк:
– Тебя, - говорит, - Иван-царевич, Баба-Яга дожидается. Садись на меня – вмиг домчу!
 Сел Иван на Волка, и помчались они к Бабе-Яге…

* * *
 Ты куда это, человече?.. Опять за свое?! Ты это... не зли меня, слышишшшь? Лучше сядь по-хорошему да кота ученого послушай.

 А вот расскажу я тебе сказочку, как царевна Милика во дворце у Колдуна жила.
 Примчал Чернодум Милику к себе, коня волшебного в конюшне цепями оковал, а царевну в светелку посадил, с богатствами Кощеевыми вместе, и не медля приступать к ней начал:
– Ну, царевна, выходи теперь за меня замуж! Всего у меня вдоволь, и у тебя все будет - только скажи! Чего тебе еще надобно?
 Отвечает Милика:
– Погоди, Чернодум! Дай сперва опомниться – экого я страху-то натерпелась!
 
 А сама волшебую книгу взяла, что у Кощея во дворце читать научилась, и ответ в ней ищет, как от колдуна злого спастись.
 И сказала ей книга, что не убежать из дворца Чернодумова даже на волшебном скакуне: страшное чудище колдун в подземелье дворца вырастил. Злобное то чудище, свирепое; и с крылами, и с лапами, и с клыками ядовитыми – никому от него не уйти ни по земле, ни по воздуху…

* * *
 Дремлешь уже, человече? Вот и хорошо… Мы, коты волшебные, свое дело знаем.
 Вот расскажу я тебе, как Бабы Яги совет держали.

 А тем временем вышла Баба-Яга на крыльцо, засвистела на весь лес страшным посвистом – чуть избушка на курьих ножках в небо не взлетела! - на совет сестер созвала своих.
 
Собрались Яги и призадумались, на полянке перед избушкой расселись, блюдечко золотое с серебряным яблочком друг другу передают, смотрят... Только не показывает блюдечко ничего: напустил колдун мороку!

 Послали они тогда Волка смелого разузнать, что вокруг дворца того творится. День ждали, ночь ждали – не вернулся Волк.
 Послали Ворона мудрого разведать, что у дворца делается. День ждали, ночь ждали – не вернулся Ворон.
 Послали Пчелку маленькую – день ждали, ночь ждали… Не вернулась Пчелка.

 И вызвался тут зверь Горносталь:
–Дозвольте мне сходить! Вы меня в беде не оставили, лапку мою вылечили - теперь я вам помочь хочу!
– Да куда тебе! – отвечает Яга. – И Волк пропал, и Ворон! Пчелка, и та не вернулась – а ты что можешь?
–А я, может, и вернусь, - говорит Горносталь, - вы проверьте! Мы, горностали бурые, не так просты, как кажемся!

День прошел, ночь прошла; на другое утро прибежал назад Горносталь. И рассказывает:
– Огромный дворец у колдуна с башнями черными, а вокруг все камни большие да малые; не пробраться к тому дворцу никому: ни человеку, ни нечисти; ни пешему, ни конному, ни крылатому. Стережет его зверь ужасный, невиданный: голова и крылья петушиные, глаза жабьи, хвост и чешуя - змеиные! Как по лесу пройдет тот зверь да посмотрит вокруг себя – от дыхания его трава гибнет, деревья чернеют; из какого ручья водицы попьет – ядовитым ручей тот становится... А на кого ни глянет тот зверь – вмиг все каменеют! И лишь колдуна одного это чудище слушается.
– Как же ты-то, зверь невеликий, туда пробраться да оттуда выбраться смог? – спрашивает Яга. – Знать, в тех травках дело, коими я тебя поила-лечила.
– И это еще не все! – говорит Горносталь. – Есть во дворце Чернодумовом подземелье темное, а в подземелье том сидят две жабы огромные, охраняют два уродливых яйца – вот-вот из каждого яйца еще по страшилищу такому проклюнется!
 
Поблагодарили сестры-старухи Горносталя за службу и стали думать, как дальше быть, что за зверя Чернодум завел и как с ними обоими справиться.
– Василиск тому зверю имя! – вспомнила старшая Баба Яга. – Раз в сто лет он из петушиного яйца вылупляется, если то яйцо жаба высидит. Только в наших-то лесах отродясь его не бывало: это люди Василисков нарочно выводят, чтобы клады под землей находить, а нам-то оно совсем без надобности. И что же нам делать теперь? Тут уж не об одной царевне речь пошла – весь лес чудище погубить может! Остановить его надо, да как?
–Неужто ничем его одолеть нельзя? – спрашивает Иван-царевич.
– Одолеть-то можно, - отвечала старшая Яга. – Против всего свое средство есть. Зеркала он боится – как взгляд свой встретит, сам же и окаменеет. Да только где взять его, зеркало-то?

 Пригорюнились Бабы-Яги, а царевич удивляется:
– Что же, бабушки, неужто ни у одной из вас хоть малюсенького зеркальца нет? Да быть того не может!
– Ничего ты не понимаешь, царевич: зеркало – вещь особая, откуда ей у нас быть? Строго-настрого такое запрещено! - объясняют ему старухи.

 А Баба Яга, которая царевичу помогала, - она самой младшей среди сестер оказалась, - молчит. Вспомнила, что в самом тайном уголке избушки у нее зеркальце припрятано. Еще с тех пор, как совсем молодая была, сберегла и никому-никому не показывала. Делать нечего – пришлось Яге, хоть и не хотелось сильно, в проступке том признаваться.

 Нашла она зеркало и вынесла сестрам. Поглядели те на нее с укором: где это видано - чтобы нечисть лесная зеркало при себе держала?! Но больше обрадовались: есть, значит, у них средство от Василиска страшного!

 Подержали Яги зеркало по очереди, а затем Ивану-царевичу отдали:
–Ты, сынок, похрани его у себя покуда: нам оно руки так и жжет!

 Взял царевич зеркало себе; а пока брал, младшую Ягу в нем случайно увидел… Да чуть зеркало из рук и не выпустил: Баба-то Яга в нем и не старуха вовсе, а распрекрасная девушка!
 Увидала это Яга, осердилась да заругалась:
– Ух, Ванька, если бы не Чернодум с Василисками, наказала бы я тебя! Зачем глядишь, куда не положено? Негоже людям знать, как лес волшебный изнутри выглядит! На то мы и нечисть, чтобы секреты свои хранить!
– Прости, матушка, - повинился скорей царевич и зеркальце поскорее с глаз долой спрятал.
 И стали они все вместе думу думать: как им Василиска в зеркало посмотреться заставить?

 В тот же час царевна Милика в книге своей вычитала и как от Василиска избавиться, и что в лесу волшебном происходит. Пришла она к колдуну и сказала:
– Ну, так и быть, пойду я за тебя замуж; только сперва выполни условие одно! Мне муж самый сильный и богатый нужен - таким и стань.
– Да кто же теперь самый сильный и богатый, как не я? – удивился колдун. – Дворец у меня самый большой, охрана - надежная; а сокровища великие я у Кощея Бессмертного отобрал!
 Тут Милика и говорит:
– А Кощей мне рассказывал, что у братьев его, Кощеев-то старших, в десять раз сокровищ больше, чем у него самого, имеется.
– И то верно, - отвечает колдун. – Ну, это дело нехитрое! Враз все их сокровища мой верный слуга отыщет и мне принесет!
– Пусть лучше они сами свои богатства в единую кучу сложат и приготовят, - царевна говорит, - а наверх той кучи самую свою большую драгоценность положат – хочу ей владеть!
–Ладно, - говорит Чернодум, - будет тебе самая большая драгоценность - подарок от меня к свадьбе.
 Призвал он Нетопыря – Летучую Мышь и приказал полететь ночью к Кощею младшему и передать: если к следующей ночи все сокровища братья не соберут, в такое-то место не принесут, а наверх самую свою драгоценную вещь не положат – пусть пеняют на себя. Пойдет на них войной Чернодум, богатства отнимет, а весь волшебный лес верный слуга его Василиск отравит...

* * *
 А ты как думал, человече? Все здесь у нас сплошные пряники? Как бы не так!

 А вот расскажу я тебе сказочку, как нечисть лесная с Иваном-царевичем вместе сокровища для Чернодума собирала.
 
Прилетел Нетопырь к Кощею младшему и пищит:
–Так, мол, и так, передай всем братьям своим, что колдуну Чернодуму они теперь
подчиняться должны. А в знак подчиненья велел он собрать все сокровища и в кучу свалить в таком-то месте, а сверху той кучи вещь положить, ценнее которой во всем заветном лесу нету! А коли ослушаетесь – пеняйте на себя!

 Выслушал это Кощей и велел Чернодуму передать, что согласен. Восвояси Нетопырь улетел; а Кощей созвал всех кого мог и ни свет ни заря собралась на совет вся нечисть лесная: братья Кощеи, сестры Яги… и Кот Баюн свой дуб оставил, пришел; и царевича Ивана позвали.

 Принесли Кощеи Бессмертные свои сокровища к означенному месту и задумались.
–Какая же самая драгоценная у нас вещь? – говорит Кощей-младший. – Что наверх положим?
–Как это что? – отвечает Кот Баюн. – Вестимо, зеркало!
–И то верно, - согласились Яги-бабушки, - на него сейчас вся надежда - ничего дороже у нас нету!

 И к следующей ночи приготовили они для Чернодума подношенье, для Василиска добычу: наносили Кощеи золота да вещей волшебных целую гору; наверх той горы царевич зеркальце положил. Бабы-Яги все тучки на небе разогнали, чтоб не мешали луне в зеркале отражаться; лешие заклятья охранные на деревья вокруг наложили - чтоб не слишком пострадали от зверя лютого; водяные – на ручьи окрест... Сделали все что могли, спрятались кто где сумел и ждут.

 И вот в самую полночь слышат: летит к ним кто-то большой, сильный – крылья так и свистят! - а потом на землю опустился и побежал - скачет, переваливается, кусты ломает… А выглянуть из-за деревьев да валунов боятся.

 Подбежало чудище к сокровищам Кощеевым, на кучу вскарабкалось – а там зеркало поблескивает… Глянул в него зверь Василиск... взвыл страшным воем - и затих…

 Наутро глядит нечисть лесная – страшилище каменное у золота их сидит: шея петушиная вытянута, клюв раскрыт, глаза жабьи выпучены, хвост змеиный узлом завязан… А там, где шел Василиск да летел, черная полоса через лес тянется…

* * *
 Мррррр? Что я вижу? Никак еще гости к нам пожаловали? Сразу двое? Ну, чем больше народу, тем веселей! Ты что говоришь, человече? Что Иван-дурак в корнях дуба моего делает, спрашиваешь? А спит-отдыхает. И вы садитесь, отдохните да Кота Баюна послушайте…

 Расскажу я вам сказочку, как второго Василиска Чернодум в лес волшебный отправил
 Как понял колдун, что перехитрили его Яги с Кощеями, рассерчал сильно, а тут еще царевна Милика говорит:
–Если ты сейчас такую обиду от них стерпишь, кто же бояться тебя будет и слушаться?
– И то верно! – отвечает Чернодум. – Накажу я их всех – и Кощеев-братьев, и Кота Баюна, и старух-сестер! А пуще всех Яге-младшей достанется! С ней у меня счеты давние... Второй Василиск у меня уже подрос, вдвое страшнее первого – напущу его на нечисть лесную! Будут знать, как надо мной, колдуном сильномогучим, смеяться да потешаться!
 Стал думать колдун, как бы лесным жителям да Ивану-царевичу отомстить.
– Ты, Чернодумушка, - царевна подсказывает, - больше с ними не договаривайся, а вызнай, где они сокровища прячут, да оттуда и забери. А потом уж и их накажи, чтоб в другой раз неповадно было!

 А меж тем Горносталь Ягам весть принес, что второй Василиск в подземелье у колдуна вылупился, в два раза против первого страшнее: голова петушиная, тело жабье, крылья в чешуе да ноги четыре!.. Сестры-старухи и для него ловушку приготовили: золото в другое место перенесли, в землю закопали, а сверху еще камней навалили - как будто от Чернодума спрятали. Поздно ли, рано, а придет Василиск за сокровищами, никуда не денется! Зеркало же драгоценное, чтобы не разбил его случайно зверь какой или птица, царевичу до поры до времени охранять доверили.

 Вот ночью уснули сестры-Яги, а Ивану-царевичу не спится; он зеркальце потихоньку вытащил и давай в него смотреть, все вокруг оглядывать – все равно, думает, не узнает никто. И такие чудеса в нем увидел, что слов нет! Все в зеркале наоборот отражается: вместо избушки на курьих ножках - палаты белокаменные! Вместо черепков да угольков – золотые монеты да яхонты! Вместо старух горбатых да кючконосых – девицы молодые, статные; и ведь чем старше Яга, тем краше девица!..
 И невдомек царевичу, что колдуну Чернодуму это узнать помогло, где зеркало-то находится.

 Все в избушке Иван осмотрел и вышел с зеркальцем на порог. А там его уже Нетопырь дожидается – Летучая Мышь. Только царевич на землю ступил, махнул Нетопырь крылом – зеркало-то у Ивана из рук вылетело и разбилось!


 Да ты сиди уж, человече, и ты, друже, тоже сиди – куда вам торопиться-то? Все равно без вас уж давно управились. Как? А вы дальше послушайте…