Живой родник

Виктор Йог
 Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
Н.А. Некрасов

Дегтярёв А.А. Зазимок: Короткие новеллы.- Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2005.– 91с., илл.

Зазимок – это первый снег и  заморозки. В названии книги слышится холодная поступь зимы. С другой стороны, представляется уютный замок, в котором, сидя у камина, усталые путники ведут неспешную беседу. Весна, лето, осень, зима жизни. Что там за нею?

 Мне  «вечным холодом и льдом сковало грудь
От страха жить и от предчувствия кончины»
Первые морозы – это переход природы в последнюю фазу цикла. То же самое  происходит и у людей. Хорошо, если все земные дела завершены, а если «не всё ещё прибрано на участке, не вскопаны несколько грядок…». Зазимок – это ещё и момент перехода из одного состояния в другое. Смерть и рождение – вечная тема искусства.

 На обложке    зимний  лес, укутанный   пушистой  шубой, и колея в снегу.
Эй, вы, задние, делай, как я –
 Это значит - не следуй за мной.
Ни к чему вам моя колея,
Поезжайте своей колеёй.

Удивительна внимательность, наблюдательность и чуткость  автора. Он видит то, чего, обычно, не замечает большинство людей. Это берёзка в саду, щенок, грачонок, саранки, горихвостка, беспородный пёс Стёплик, слепая девочка, жаворонки, чёрный пудель, сорока, радоновый камень, огонь, таджикский мальчик, ронжа, чайки, свиристели, паук-крестовик, бабочка, барсук, солнечный лучик, голубь, божья коровка, снежинка, игрушечный самолётик.

Писатель по-особому относится  к мелочам, подробностям и деталям. Однако за простыми, незамысловатыми строчками о том, что нас окружает в быту, вдруг встают, философско-религиозные обобщения  и мировоззренческие откровения.

Новеллы передают богатую палитру чувств рассказчика. Это благодарность природе, вина перед ней, тревога и озабоченность, чувство долга, печаль, жалость и грусть. Всё это передано на фоне воспоминаний о детстве, юности и зрелости.
Главные ценности для Александра  Дегтярёва: душа, свобода, любовь и язык.

Незримо в книге присутствуют классики мировой литературы и суфийские  мудрецы.
Повествователь  не перестаёт удивляться величию и чуду природы.
Герой новеллы «Чёрная роза»  исследует свои корни. Его дед талантливый кузнец, трудяга, был раскулачен и сам, в знак протеста, ушёл из жизни.

 «Зазимок» несёт в себе жизнеутверждающий потенциал, живую воду любви,  которая необходима нашим современникам и потомкам, чтобы проснуться от нравственно сна.
Текст  состоит из новелл и сказок.   Предисловие тепло, проникновенно и страстно  написано писателем Александром Плетнёвым. События в новеллах  происходит то в Сибири, то на озере Иссык-Куль, то в поморском селе Лявля, то в старинном селе Листвягове.

Не зря разделы  предварены отрывками из стихов Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина, проникновенно писавших о природе, Земле и человеке.  В сказке «Недотрога» весьма символична снежная башня в виде колокола, который звонил на весь мир и призывал людей на добрые дела и поступки.

В  двух разделах двадцать четыре новеллы и две сказки. Сюжеты  кинематографичны. Писатель  то приближает камеру своего внимания  и показывает  каплю росы, божью коровку и дождевого червя, то удаляет её и мы видим прошлое, настоящее, будущее и Землю с высоты птичьего полёта. Тогда с нами говорит Вечность, Время, Молитва, Данте и Ходжа Насреддин.  На среднем плане изображаются  птицы, животные, цветы, деревья и люди в круговерти обыденной жизни.

Это повествование  о единстве всего сущего. В книге представлен и социальный аспект: развал Союза, взаимоотношения людей, национальные, религиозные  и экологические  проблемы. Как они трактуются  автором? Он утверждает, что на уровне культуры мы все едины. Он прав и с ним трудно не согласиться. Непростые взаимоотношения у персонажа новеллы «Паломник» с религией. Это движение к Богу, молитва, попытка спасти Христа и позднее прозрение. В рассказе «Камикадзе» природа мстит людям и технике за бездушное отношение к ней.

Замечателен язык: свежий, живой, яркий, образный. Вот как художник необычно использует развёрнутые сравнения: «Огонь-проныра, словно опытный любовник, сначала нежно лепечет чепуху о верности, а затем грубо обнимает жертву розовыми крыльями и уносит её через печную трубу к звёздам» («Сполохи»). Или, например, в новелле «Свиристели»: «Но самая большая радость – первая прилётная птица. Это как первая робкая улыбка человека после затяжной болезни». Солнечный лучик для него, «словно шаловливый котёнок повалялся в золе» («Миг бытия»).

Мастерски использует А. А. Дегтярёв метафоры: дождевые червяки – сочные сосиски для ронжи («Ронжа»);  хорошо «утонувшее в снегах Время».

«Залысины проталин» одним штрихом рисуют картину весны. А что вытворяет осень в новелле, давшей название сборнику! «Осень тревожно металась по саду, задиристо ворошила сонные кусты смородины, хваталась, теряя равновесие, за голые ветки яблонь и падала на колючий крыжовник, вскрикивая от боли («Зазимок»).
Автор пишет  кратко, экономно, но ёмко и содержательно. Это стиль, которому можно только позавидовать. При чтении вспоминаются произведения М.Пришвина, К.  Паустовского, Т. Белозёрова.

У писателя  тонкий, незлобивый юмор («Сорока-воровка). Удивительна интонация книги: всё живое и камни,  и деревья, и огонь, и животные и птицы. Всё имеет душу и проживает свою жизнь.

Образ автора возникает мгновенно из одной строки, в которой говорится о скорбно заколоченных окнах и неприкаянности собственной души.

Эта книга – свидетельство рождения нового этапа в жизни писателя. Произведение художественного творчества всегда диалог со Временем. И новая книга А.А. Дегтярева подтверждает эту мысль.

Слухи о  гибели  литературы оказались  сильно преувеличены. Не оскудела ещё русская земля литературными  талантами!