Старый фотоальбом. Часть 2 Александра

Анчик
Масленичный разгул уже позади. Праздники уступили место будням. Веселье сменилось скучным и тоскливым постом. Пост – особое состояние человека. Это очищение помещения, в котором томится наша душа, и самой души тоже. Это время подумать над своими ошибками, над своими недостатками, проблемами. Кто-то соблюдает пост по всем правилам, кто-то только пытается. Анастасия даже и не пыталась. Ей казалось, что это не честно. Если мы не едим определенные продукты, то это еще не означает очищения. И, вообще, по убеждению Анастасии есть в пост все, что захочется – это не так страшно, как думать, говорить, делать что-то не очень хорошее. Да, Анастасию посты не касались, но, несмотря на это, в эти самые дни поста она ощущала какую-то непреодолимую тоску. Вот и этот год не стал исключением. Хотя, может религия здесь ни при чем. Просто зима, просто холод, просто тоска.
Анастасия сидела в тишине, наслаждаясь ароматом утреннего кофе. Она наблюдала за медленным танцем дыма, испускаемого этой бодрящей влагой, гордо именующейся – кофе «Петровская слобода». Время отсчитывало минуты. И нечего не происходило. Да, это определенно депресняк. Как в той сказке – «что воля, что не воля – все равно». Жизнь идет, дела делаются, но все на «автомате», все без души, безразлично. Состояние меланхолии:
Ностальгией по солнцу затянута высь.
Меланхолия в сердце закралась.
Кто-то скажет, а ты всем на зло, улыбнись.
Улыбнулась. Но видимо этот мало.
Единственное удовольствие Настя находила в музыке и своих стихах. И как не странно депресняк мучил не только Анастасию.
- Нась, ну почему такая тоска?! Ведь было же весело, интересно – Александра не меньше Насти чувствовала эту тоску – Что-то не так. Может, я делаю что-то не так? Может я какая-нибудь не такая? Нась, скажи, что во мне не так.
- Да все так. Так, как всегда. Просто зима, просто холод. Знаешь – жизнь это не только белые и черные полосы. Это еще и серые. Видимо сейчас и есть серая полоса. Ничего плохого, но и хорошего мало.
- Слушай, опиши меня. Ну, вот какая я, хорошая, плохая. Я хочу знать. Ты же можешь. Сказать не легко, написать легче. Не бойся. Опиши мои плохие, ну и хорошие конечно не забудь, качества.
- Ну, ты даешь! Озадачила. Саш, это не честно.
-Да, ладно тебе, Нась. Кто же кроме тебя мне еще правду скажет? Ты ведь меня уже вон, сколько времени знаешь – 15 лет!
Такого «развлечения» Анастасия и представить не могла. Впрочем, теперь есть чем заняться, кроме нудных, автоматических обязанностей. Есть над чем подумать. Но это оказалось не так то просто. Ну, как описать близкого человека? Найти в нем какие-то недостатки? Знать человека всю «сознательную» жизнь и пытаться найти что-то новое. Все недостатки настолько знакомы и изучены, что это уже вовсе не недостатки, это отличительные черты. И вовсе не плохие. С одной стороны, описывать достоинства достаточно просто. Хвалить всегда легче, чем ругать. К тому же описание достоинств ведет к самообману. Человек – не идеален. Глупо думать, что ты состоишь из одних достоинств. Это просто невозможно. Но и о недостатках можно сказать то же самое. Даже в самых плохих, низких, подлых людях можно найти что-то хорошее.
Боже, как это трудно. Анастасия «копалась» у себя в мыслях и воспоминаниях, пытаясь «вытащить» хоть что-то. Она знала точно один недостаток – страх, даже где-то трусость. Александра производит впечатление борца, справляющегося со всеми преградами. И это действительно так. Но одну преграду Саше преодолеть до сего момента не удалось. И это она сама. Она не может перешагнуть через себя. Что-то поменять, что-то сделать неожиданное, дерзкое, странное. Ей мешает страх. Страх что-то сказать, подумать, сделать. Этот страх съедает Сашу изнутри. Она предпочитает молчать, терпеть, врать (даже себе), изворачиваться, уходить – во вред себе.
- Я не могу по-другому. Мне так лучше.
Вот и все. Ну, лучше, так лучше. Тогда откуда эти нервы, тоска, порой злоба, раздражительность, нервы? Анастасия тоже не идеальна. И она не всегда говорит. Но был пик, надоело молчать. И стало легче. А Саша, то ли не верит, то ли не понимает, а может просто не хочет, не надоело. Мудрецы востока утверждают, что если чего-то очень хочется, то оно обязательно сбудется, главное захотеть.
Раньше Настя не понимала эту мудрость. Она думала, ну как это? Если я, например, захочу машину, то ничего не получится. Как бы сильно я этого не захотела, денег столько нет. Но теперь стало понятно: хочешь что-нибудь получить – получишь, только делай для этого что-нибудь. Чем сильнее хочешь, тем больше стимул добиться. С неба ничего не падает. Так вот: если очень сильно захочешь – сделаешь все возможное и невозможное и добьешься.
Возможно, Саша и не хочет ничего менять. Анастасия глотнула кофе и принялась обдумывать дальше недостатки подруги. И чем больше она обдумывала, тем больше убеждалась в одной мысли: да нет у нее недостатков. У нее есть проблемы, одна проблема – страх перед собой и перед жизнью.
- Ну, что? Как мой литературный портрет?
- Какая ты быстрая! Сразу бы тебе. Это, знаешь ли не так легко – возмутилась Настя.
- Да, ладно тебе – не унималась подруга – чего там писать. Перечислила бы пороки с талантами и все.
- Я не хочу просто перечислять. А вот ты попробуй. Опиши мне мои «пороки и таланты».
- Не, я не могу.
- Почему?
- Я же не писатель, не поэт.
- А это не меняет дела, ты просто перечисли.
Александра была явно озадачена, не ожидая такого поворота событий. Но промолчала. Возможно, задумалась над ответным описанием. Анастасия же продолжала начатое размышление.
Проблема, очевидно, одна и она порождает некоторые, не самые притягательные, качества. И, прежде всего, лицемерие. Лицемерие бывает разное – прямое, целенаправленное, продуманное, сознательное. Это Александре не подходит. Она лицемерит не для интриг, не со зла. Она лицемерит из боязни сказать в лицо. Она врет и улыбается, но за спиной злится, возможно, даже ненавидит. Такое лицемерие – не большой грех. И к чести сказать все люди – лицемеры в той или иной степени. И лицемерие из страха все же лучше, чем для достижения целей – это уже низко. Саше, пожалуй, приходится лицемерить. Она не может сказать в лицо, она боится. Чего боится, она и сама, кажется, не знает.
Анастасия перевела взгляд со страницы за окно. А там сегодня что-то непонятное. Видимо, природа решила изобразить задумчивость, в поддержку Анастасии.
Почему же Саша так боится правды, своей правды? Анастасия не знала ответа на свой вопрос. Она сама еще та лицемерка, но она пытается сократить это до минимума. Потому, что надоело молчать. В последнее время Настя стала замечать за собой другой, противоположный грех – она слишком много и прямо начала говорить, порой обижая людей. Но она уже не в силах держать все в себе. А Саша еще может. Анастасия не находила другого объяснения как то, что ей не надоело, не хочет она исправлять положение. К тому же Настя знала одну непреложную истину: женщина, даже в момент откровения, искренности раскрывается не до конца. Это абсолют. Проникнуть в настоящие, истинные мысли Александры даже ближайшая подруга не могла.
Анастасия точно знала – недостатков у подруги мало, а те, что она уже нашла – это не недостатки, а проблемы, которые надо решать. Правда и недостатки присутствуют. Прежде всего, это нетерпимость к людям, к их недостаткам. Саша не всегда принимает утверждение, что идеальных людей нет. Ей, порой, трудно свыкнуться с недостатками окружающих близких и не очень (особенно не очень). Поэтому и новых людей ей понять трудно. Настя подумала, что хорошо хоть с недостатками своих давних друзей и знакомых Саша мирится.
Что же еще? Да, пожалуй, на этом все. У Александры иногда появляются какие-то не самые хорошие черты. Бывает и зависть, и злоба, и ревность (к вещам, друзьям, делам), и высокомерие и еще какие-то отрицательные качества. Но это не спутники жизни. Это сиюминутные порывы, заложенные внутри каждого человека. Они есть у всех. И Александра, и Анастасия – не исключение.
Да, еще один момент. Есть у Александры одно неоспоримое достоинство, переходящее в недостаток. Анастасия вспомнила, сколько раз Сашенька обжигалась на своей же доброте. Это ее непреодолимое стремление всем помочь. Кто же поспорит с тем, что это хорошее качество? Это определенное достоинство. Но и это достоинство зачастую переходит в разряд недостатков. Нельзя же так самоотверженно тратить себя. И ладно бы, если бы Александра получала от этого какую-то выгоду, хотя бы моральное удовлетворение. Нет же, это бывает не так часто. Чаще в ответ на доброту Саша не получает ничего или получает в ответ зло. Но Сашу очередная промашка не учит. Она опять помогает, а в ответ – ничего. Но Саша ни разу не попробовала отказаться. Сколько раз Настя говорила подруге:
 - Не берись ты за это дело, не лезь. А если взялась, то не плачь потом.
Но Саша и здесь не может пересилить себя. Хотя, иногда, она все же получает какое-то удовлетворение от помощи. Наверное, и компенсирует этим все другие промахи.
В принципе, Анастасия больше не видела недостатков или проблем Сашеньки. Самое время поговорить о достоинствах. Но о них Анастасия размышлять не хотела, потому, что бессмысленно. Их намного больше чем недостатков. Не хватит сил и времени, чтобы их перечислить. Главное достоинство Сашеньки в том, что она лучшая подруга. Она умеет дружить. И Анастасия не мыслила себе существования без подруги, лучшей подруги. И неважно есть ли у нее недостатки, и каковы они. Для Насти это были сплошные достоинства. Порой Анастасия думала, что Саша – ее зеркальное отражение, и ее проблемы, на самом деле проблемы Насти, Настины недостатки. А Сашенька – замечательный человек и достоинств у нее столько, что их просто не реально перечесть. Умная, веселая, заботливая, щедрая, спокойная и одновременно «живая», лучезарная девушка. Что еще добавить.
- Знаешь, Сашка, по-моему, сказать проще. Написать все невозможно. Ты, конечно, почитай, а если не поймешь, я тебе на словах скажу.
- Спасибочки. Как там, сильно меня раскритиковала?
- Читай.
За окном повалил снег. И Настя почувствовала как ее сезонная депрессия начала «сдавать позиции». Странная штука жизнь. Черно-серо-белая дорога.