Ножницы садовые

Сэм Дьюрак
-- Похоже, я заслужил большую награду, мудрейший, -- Антон положил на стол-камень свою находку.
-- Да, -- кивнул старик, дрожащими пальцами прикасаясь к предмету.
Редкая удача. Полностью сохранившаяся вещь древних, да еще в загадочной пленке. Даже имя сохранилось. Очень не хотелось портить красоту, но не сорвав пленку, находку не изучишь. А она могла принести пользу племени.
-- Вырежьте имя, -- приказал мудрейший.
Один из учеников взял нож, отрезал покрытый знаками прямоугольник и, не теряя времени, принялся рассматривать его.
-- Вскройте.
Антон, сгорая от нетерпения, взял вещь и порвал пленку зубами. Потом принялся внимательно рассматривать предмет. Он знал, что если хорошо догадается, то сможет рассчитывать на место среди учеников мудрейшего. А это всегда лучшие куски, теплое место у ночного костра, почет и уважение племени.
-- Похоже, тыкалка, -- предположил Антон.
Один из учеников, тот, что изучал имя, вдруг приказал:
-- Возьми одной рукой за ручки, а другой нажми маленький черный выступ.
Антон выполнил. Предмет дернулся в руках. Выпустив вещь, парень прыгнул далеко в сторону. Ученики довольно захохотали.
“Посмотрим, как вы будете смеяться, когда злобные лабары станут колотить вас камнями,” – зло подумал Антон.
Такое, правда, никогда не случится, воины не допустят врагов до мудрейшего. Сидит он со своими учениками в покое и безопасности. Рассказывают, у некоторых племен мудрейший имеет лишь одного ученика. Здесь же целая орава. Ничего не поделаешь: очень часто попадаются вещи древних, требуется много людей, чтобы придумать, как их применить. Большая польза для племени, потому и уважают учеников.
-- Ладно, хватит, -- сказал мудрейший.
Все тут же замолчали.
-- Петр, -- продолжил старик, -- ты – самый лучший из моих учеников. Думаю, ты наперед знал, чем закончится нажатие на черный выступ.
Петр довольно улыбнулся.
-- Поэтому твоя вечерняя еда достанется Антону в добавление к обещанной награде. Надеюсь, это научит тебя отличать хорошие шутки от плохих.
Настал черед Антона злорадно улыбаться.
-- Теперь, -- мудрейший перешел к главному, -- пора начинать обсуждение. Думаю, первым выскажется Петр, так как он имел время изучить имя. Да и в награде заинтересован.
Лучший ученик кивнул и заговорил:
-- На одной стороне имени показано и написано, как применять эту вещь. Последняя картинка вроде бы намекает, что предмет предназначен для разрезания ветвей. Но такое действие глупо. Думаю, мы имеем дело с иносказанием, ветвь показывает, что вещь эта остра и сильна. Предназначение ее пока неясно, поэтому переходим к другой стороне имени. Там мы видим надписи "Ножницы садовые”, “ГОСТ” и какой-то номер. Что есть ГОСТ, непонятно. Возможно, титул правителей древних, тогда понятен номер. Он указывает, при жизни какого правителя данный предмет был изобретен или сделан. Но, повторяюсь, это лишь предположение. Теперь попробуем разобрать надпись “Ножницы садовые”. Значение слова “ножницы” нам незнакомо, однако если привлечь имеющиеся материалы, выстраивается любопытная цепочка: нож – ножны – ножницы. Что такое нож, мы знаем: примитивное оружие односторонней заточки, самое популярное у древних. Если верить источникам, ими велась основная масса сражений. Взглянем теперь на ножницы. Это, фактически, -- два скрепленных между собой ножа с длинными ручками и стопор для обеспечения безопасности при ношении. Нож такой способностью не обладает. Таким образом, ножницы более совершенны. Не исключаю, что данный момент нашел отражение в удлинении названия. Тогда выходит, что ножны – нечто промежуточное между ножом и ножницами.
-- Складывающийся нож! – выпалил кто-то из учеников.
-- Не следует встревать, пока человек не закончит, -- выговорил ему мудрейший.
Сам Петр нисколько не обиделся:
-- Я сразу об этом подумал. Что ж, теперь ясно, ножницы – оружие древних. Не исключено, кстати, что ветка символизирует противника. Известно же нам выражение “покосить как траву”.
-- Петр, не отвлекайся, -- снова вступил в разговор мудрейший.
-- Извините, учитель, -- спохватился ученик. – Я продолжаю. Итак, с ножницами мы разобрались. Переходим к слову “садовые”. Первым приходит на ум, что данное слово является производным от слова “сад”, означающего процесс искусственного засеивания некоей площади. Ведь были у древних садисты, занятые этим процессом. Но зачем создавать для людей, занятых мирным трудом, персональное оружие? Глупо. А не имеет ли слово “сад” еще одного, более военного, значения? На ум приходит слово “рассаживать”, то есть наносить обширную рану. Соответственно, “сад” является его сокращенной формой. Сразу становится ясно, как действовать таким оружием: вонзаем в раскрытом виде, потом сводим рукояти, разрезая врага.
 Учеников передернуло от отвращения. Антон, наоборот, скроил страшное лицо и защелкал ножницами:
-- Да мы такое устроим! Всем навешаем! А ну подходите, лабары, рассчитаемся!
-- Не игрушка, -- остановил его мудрейший. – Отдай.
Как ни жалко, пришлось подчиниться. Антон понимал, что в племени много более умелых и достойных бойцов. Но мудрейший сумел удивить:
-- Петр, ты заслужил награду, твое объяснение меня удовлетворило. Думаю, следует забрать эту вещь в личное пользование.
-- Зачем!?
Громче всех крикнул Антон, но и ученики не смогли сдержаться.
-- Как вы думаете, почему исчезли древние? – спросил в ответ мудрейший.
Все замолчали, потом Петр высказал предположение:
-- Они много воевали.
-- Ну и что? – пожал плечами мудрейший. – Мы тоже много воюем.
-- Но не так, как древние.
-- А почему?
-- Ну… Не знаю.
-- Увы, Петр, не скоро ты станешь мудрейшим. Ты ведь уже ответил на вопрос, но не заметил этого.
-- Не может быть! Когда!?
-- Что такое ножницы? Усовершенствованный нож. Что они делают лучше? Убивают. Убивают больше людей. И каждое племя вынуждено было иметь что-то подобное, чтобы его не вырезали. В итоге у всех появилось оружие, способное убивать быстро и много. И началась такая война, что лишь немногие успели убежать и спрятаться, бросив почти все, что имели, и забыв почти все, что знали. Не стоит повторять ошибки древних. Уж если мы не можем совсем отказаться от войн, лучше уж вести их палками и камнями. Понятно?
-- Да, -- кивнули все.
-- А что я должен сказать, когда спросят об этой вещи? – спохватился Антон.
-- Скажи, -- улыбнулся мудрейший, -- что она нужна для срезания веток с деревьев.