Не красный день календаря

Леонид Романовичев
Традиционно День украинской Независимости отмечают 24 августа. Кучма в этот день любил парады, прочая номенклатура, отсидев накануне положенное на собраниях, 24-го использует свой законный выходной, а левые в этот праздник традиционно бузят. Впрочем, новая власть внесла в традиции определенные коррективы, и в этом году по случаю праздника примерно на две недельки отложила свой раскол. Что касается носителя власти – народа, то он, если только не входит в число тех, кто «без надії сподівається”, к празднику весьма безразличен.

Запрограмированное разочарование
По нашему мнению, и не потому вовсе, что Независимость принесла известные социальные катаклизмы. Просто не только с закромами Родины, но и с праздником номенклатура поступила по-свойски - раз это она решилась отчалить Украину от “непредсказуемого” Ельцина, то причем здесь народ, поддержавший ее выбор на референдуме? И зачем ему праздновать 1 декабря? Хотя тут и ее (номенклатуру), мало кто спрашивал, все решили в Москве, а, к примеру, в Киеве только требовалось сыграть целую серию унылых политичеких спектаклей.
Но откуда о свершении Великой Номенклатурной Революции и полнейшего торжества формулы “власть-деньги-власть” мог догадываться народ? В целом по Украине 90 процентов голосовавших 1 декабря 1991 года, сказали “да”, кроме того, большинство участников референдума в регионах, включая Севастополь, тоже высказались в поддержку Акта о Независмости Украины. Фантастический результат! Но что же случилось полгода спустя? Почему очень многие тихо-тихо, а затем все громче начали выступать против государства Украина, отнекиваясь от своего же голоса “за”?
Да потому же, почему к активно поддержанному Москвой недавнему 2-му секретарю ЦК КПУ Леониду Кравчуку, уже в феврале 1992 года прилепили ярлык “националиста”. Кравчук, напомним, был избран в первом же туре президентом Украины тоже 1 декабря. Главным его конкурентом считался “националист” Вячеслав Чорновил. Политтехнологи ЦК КПСС, несколько ранее проведя в президенты России Ельцина (зачем, мы уже не раз писали – чтобы на него потом повесить все издержки и Великой, и Номенклатурной!), провели и Кравчука. Мы-то и в мыслях подобного не держали – думали, что Чорновил со своими коллегами по лагерю, Левком Лукьяненко и Игорем Юхновским, общего языка не нашли. Это уже сейчас все умные, и видят, что кто-то использовал покладистых “борцов за Украину” в качестве “обеспечения”, растаскивающего электорат Черновола.
Тем не менее, Кравчук получил 61,59 процента голосов, Черновил – 23,27 процента. Для республики – номенклатурного рая, с самой сильной Компартией, с двадцатилетием активной борьбы с “национализмом”, результат последнего - очень и очень даже приличный.
Впрочем, а если бы победил Черновил, в какой Украине мы бы жили? Вполне возможно, что уже в другой – с уровнем жизни и порядками бывшей советской Прибалтики. Но цена этого... Да, Кравчук правил так, чтобы когда “наши вернутся”, всегда быть готовым сказать: “А я здесь при чем? Я всю дорожку в сторонке простоял. Ничего и никого не трогал – посмотрите на вывески всех руководящих кабинетов, они со времен Щербицкого не обновлялись!”
Но говорить, что Кравчук – это только потерянное время, тоже нельзя. Он достаточно удачно воспользовался промахами Ельцина и застолбил в межгосударственных договорах то, что безболезненно для него лично можно было застолбить. Кое-какие подвижки случились и в вопросе возрождения украинского в Украине. А вот Черновил... Это отчасти Юлия Владимировна наших дней. Импульсивный, максималист... Готовый выполнить пятилетку за три дня.
Да, какое-то время Ельцину было бы не до Черновола, впрочем, как таковой агрессии против ядерной державы и быть не могло. А вот грузинский, а то и югославский вариант, о чем чуть ниже - это запросто.

Шипы и розы
Откуда подобный пессимизм? Да потому, что президенту независимой Украины досталось в наследство три самых ударных советских военных округа плюс Черноморский флот. Это не только миллион с “гаком” голодных ртов, но и тысяча Новобогдановок. И когда даже назначенного Кравчуком министра обороны генерала Морозова командующие округами весьма дружно “посылали”, то что говорить о ком-то другом? Кроме того, украинский президент получил мощнейший филиал советской милиции, идейная направленность которого демонстрируется и по сей день.
А еще лучшие в Союзе структуры КГБ, с многолетним опытом борьбы с национализмом. Т.е. с разветвленными сетями осведомителей, всевозможных провокаторов, в т.ч. и тех, которые громче и раньше всех требовали Независимости, постепенно занимая ключевые посты в национально-демократичеком движении. Президент получил и “красный” директорат – особо тщательно расставляемый промышленным отделом ЦК КПСС, еще начиная с 1987 года - именно с учетом “нежданного-негаданного” развала Союза.
Впрочем, партия, готовя свое отступление, не только шипы рассыпала, но и розы тоже. Спасибо КПСС – своевременно она позаботилась об отработке в Украине системы купонов (еще с осени 1990 года) и заказе на печать купоно-карбованцев (внедренных с 10 января 1992 года). Спасибо и за более-менее приличный “Закон про мови в Українській ССР”, который и сегодня никто толком исполнять не собирается.
А вот за изготовление великого множества национальных флагов из какой-то матрасной ткани, достаточно блеклых, “убитых” расцветок, благодарить партию не будем. То, что это продукция советских фабрик – говорит количество упомянутых флагов даже в воросточных городах Украины уже в сентябре 1991 года Первые же флаги нынешних, европейских расцветок появились вообще в году 1994-95-м. До этого времени у Кравчука все руки не доходили.
Но главное бедствие - так это засилье в Украине российских СМИ, особенно телеканалов. Они с самого начала оседлали мозги украинского обывателя. И когда было нужно, любили/ненавидели то Кравчука, то Кучму. И мы, как говорится, вместе с ними. Украинские УТ-1 и УТ-2 были вначале Независимости еще более провинциальными, нежели сегодня. К созданию зарубежной корреспондентской сети практически до сего дня никто и не приступал. Спасибо, что сейчас хоть некоторые частные каналы отправляют на важные события СНГ своих спецкоров.

Фантазии на невольную тему
Впрочем, чего долго рассказывать. Как в таких условиях действовал бы импульсивный, не способный к хитромудрым компромиссам Черновил? Да, похоже, как грузинский Гамсахурдия. Еще раз отметим: конечно же, Ельцину с ним было бы труднее управляться: транзит 96 процентов газа в Европу – через Украину, пять действующих в то время АЭС... Да и Европе здесь гражданская война совсем не понадобилась бы. Но гадости по мелочам – и не только с проплаченными акциями гражданского неповиновения, – были бы однозначно. В конце концов все бы завершилось расчленением Украины на несколько территорий (в статусе автономий – ибо святость европейских границ, знаете ли, незыблема) с мафиозно-диктаторскими режимами по типу Приднестровья.
Словом, экономика в руинах, кровь, о демократии и свободе слова лучше и не заикаться. Региональные элиты украинских “Приднестровий” быстро бы уловили, что самостоятельности у них еще меньше, нежели при СССР. Простые же смертные тоже прокумекали бы, что „русскоязычье” на хлеб не намажешь, и что держат регион за бесправных чужих (вы же ребята за Ельцина не голосуете!).
Да и за границу с “молоткастым” паспортом не особо-то пускают, а металл гнать через таможенную территорию либо другого “осколка”, либо Россию – лишние и немалые траты. А тут еще Западу что-нибудь в поведении российских партнеров не понравилось (а те вовремя не откупились) , и начался бы процесс аля-Грузия, хоть и небыстрого, но объединения территорий. Не с населением, но уже с народом – которого на мякине не проведешь. И не только политик, но уже и чиновник постеснялся бы открыто демонстрировать свое презрение к державе, без которой он ноль без палочки.
И давно закончились бы дебаты, сдаваться нам в плен сразу или немного поторговаться. И ректор вуза с директором школы не кичились бы своей дремучестью и неЗНАНИЕМ, к примеру, государственного языка. И появился бы какой-то общепринятый порядок в терминологии – патриотом звали бы человека, любящего свою Родину, а не порывающегося поджечь свою же хату. В общем, наверное, многое могло бы уже быть, чего мы не имеем. Но для этого, еще раз подчеркнем, Украине пришлось бы хорошенько умыться кровью.

Дежа вю
После выборов-2004 года к власти пришли другие люди. Виктор Ющенко - явно не Кравчук, хотя и не Черновил тоже. Ему не только Украина не чужа, но он еще и человек с большим опытом государственного управления в новых условиях, с подготовленной и уже почувствовавшей в разное время рычаги власти командой. Которая немедленно повысила зарплаты и пенсии, удержала терпимую инфляцию без особых социальных катаклизмов образца 1992-93 годов.
И что на выходе года деятельности: серьезное разочарование общества! Конечно, в том числе и мастерски формируемое теми же, кто делал Кравчука (Кучму) то отцом родным, то заядлым «националистом». А заодно и «антинародным режимом». Но и ошибок, извините, у команды Ющенко немало. Особенно в сфере формирования нации и государственного строительства – тут у новой власти лучше бы конь не валялся, чем сегодняшнее пачканье следами часто имитационных кавалерийских наскоков.
Минувший год был труден, но не катастрофичен. Если не считать некоторых эксцессов (когда политику репрессий против СМИ формирует оппозиция(?!)), у нас - демократия и свобода слова, которой раньше никогда не было. Да, у нас дорогое мясо и никудышний министр агропрома. Да, бензин тоже дорогой (и все делают вид, что мировые цены на нефть не падают). Но хочется верить, что худшее уже позади. Что в ближайшие пять лет мы сформируем национальную элиту, которая еще не всегда умеет общаться по-украински, но мыслит уже категориями ДЕРЖАВЫ УКРАИНА. Ибо способна прислушаться хоть к Софии Ротару, которая срывает овации в Москве словами: «І Україну, бо в нас іншої нема”.
Президент мечтает увидеть украинский фильм, а автор этих строк еще и пьесу, ибо за 14 лет одного “У.Б.Н.” от театра имени Заньковецкой маловато будет. Все же мы не ждем, но требуем достойных зарплат и справедливых пенсий. А еще наведения хоть какого-то порядка со льготами. Если их дают депутаты парламента, так пусть раскошеливают на финансирование этого дела откомандировавших их писать законы хозяев-спонсоров. А то валить все на работающего обывателя, который кроме оплаты людоедских налогов еще и поддерживает на плаву своими кровными трамвай, ЖЭУ и всех прочих «оказателей услуг», это, братцы, тоже перебор.
Словом, не очередной повод для пьянки нужен – их и так хватает, нам уважение требуется – и не только накануне выборов. Тогда только мы прочувствуем, что 1 декабря 1991-го мы не зря сказали «да». И не обманулись.
Леонид Романовичев