Эффект Цукерканделя

Алексей Жданов
ЭФФЕКТ ЦУКЕРКАНДЕЛЯ
Сцена в одном действии

Действующие лица.
Л а з а р ь С а м у и л о в и ч, пенсионер, не уехавший за рубеж.
И н г а С е м е н о в н а, буфетчица.

Действие происходит в буфете.

Л а з а р ь С а м у и л о в и ч (про себя, перебирая в ладони мелочь, с еврейским акцентом). Реляция, компиляция, инфляция, деноминация... Черт бы их всех побрал с их мерзкими шуточками! Надо же такое выдумать?! Наштамповать такую мелочь! Что б никто ничего не понял! Это они заботятся о людях! Заботятся о нас! Пенсионерах! (Обращаясь к буфетчице) Как вам нравится такая забота?!
И н г а С е м е н о в н а (сдерживая раздражение). Товарищ! Здесь буфет, а не Стена Плача! Здесь выпивают и уходят. Вы меня поняли?
Л а з а р ь С а м у и л о в и ч (глядя из-под очков с толстыми линзами). Да! Но чтобы выпить, надо хотя бы заплатить. А как я заплачу с этих серебренников, черт бы их побрал! Разве ж можно здесь что-то увидеть?!
И н г а С е м е н о в н а (примирительно). Я на вас удивляюсь! Вы, как малое дите... Идите сюда... Что там у вас? (Лазарь Самуилович протягивает ладонь с мелочью.) Подождите. Так вы чего хотите?
Л а з а р ь С а м у и л о в и ч (в сторону). Нет, она меня сегодня доконает! А зачем я по-вашему сюда пришел? Или уже евреям не наливают?!
И н г а С е м е н о в н а Сколько вы хотите?
Л а з а р ь С а м у и л о в и ч (громко, чтобы все слышали, оглядываясь по сторонам.) Сколько я хочу?! Ровно столько, чтобы не видеть всего этого бардака, или хотя бы, чтобы его не чувствовать какое-то время!
Смех за кадром. Грубый голос: "Тогда тебе, дядя, лучше выпить цианистого калия".
Л а з а р ь С а м у и л о в и ч (торжественно). Отсчитайте мне на сто пятьдесят!
И н г а С е м е н о в н а Что здесь отсчитывать! (Берет из ладони Лазаря Самуиловича одну монету, демонстрирует) Видите, это как хрущевский гривенник - один рубль! А это - (берет еще одну монетку) как те три копейки - пять рублей! Что тут непонятно? (Наливает в мензурку, переливает в стакан и пододвигает Лазарю Самуиловичу.)
Л а з а р ь С а м у и л о в и ч (тяжело вздыхая, ссыпает мелочь в левую ладонь и опускает в карман пальто). Вы очень любезны. (Берет стакан и смотрит на просвет.)
И н г а С е м е н о в н а (брезгливо) Вы что, уже без закуски?
Л а з а р ь С а м у и л о в и ч Мы не в Филадельфии. У меня дома еще есть пара бульонных кубиков. (Отпивает два небольших глотка и ставит стакан на стойку).
Пауза.
И н г а С е м е н о в н а, подперев щеку, сочувственно смотрит на Лазаря Самуиловича. Тот снимает очки и крепко трет лоб.
Л а з а р ь С а м у и л о в и ч (задумчиво). Интересная штука... Вот я сейчас взял сто пятьдесят граммов водки... Отдал всего две крошечных монетки... И мне совершенно не жалко этих паршивых монет! Вы понимаете? (Пауза). В этом что-то есть! Эти шесть рублей - по ощущениям, как ТЕ шесть доперестроечных копеек! Их совсем не жалко! Это же не бумажные рубли! (Пауза). Парадокс! (Пожимает плечами). Бумажные - жалко, металлические - не жалко! Не-е-е-т, (Лазарь Самуилович хитро прищурился и отрицательно замотал головой.) Все это неспроста придумано. Что касается народа, - ТАМ (со значением поднял указательный палец), не дураки сидят. (Горько усмехнулся.) Не хотят нас травмировать. Хотят, чтобы людям не жалко было с мелочью расставаться. Хороша мелочь! Шесть тысяч! Тут какой-то новый эффект получается. (Отхлебнув еще пару глотков, оживляясь.) Вот! Придумал! Эффект Цукерканделя!! Был у нас в Одессе такой гешефтмахер. Эффект Цукерканделя!
Хорошо звучит и по научному. (Распаляясь.) Есть же Эдипов комплекс, Болезнь Паркинсона, эффект Сабатье...
Выходит, зря мы правительство ругаем. Оно - мудрое.

 Январь 1998