Девять мистерий - предисловие

Валерий Болотов
2005 год. Очередное мое посещение Земли курагинской. Сначала в июне, в Новосибирске, участие в международной конференции по компьютерной графике. За 15 лет, что проходят конференции, подобрался дружный коллектив – Галактионов из Москвы, Дебелов из Новосибирска, Бобков из Владивостока, Белов (его в этот раз не было) из Сан-Франциско и другие. Галактионов, узнав, что я пишу книги и стал членом Союза писателей России, воскликнул: «Среди нас писателей еще не было! За это, друзья, надо выпить!» Это положило началу активной части нашей программы. Я хотел было уйти от выступлений по типу: среди ученых он писатель, среди писателей он ученый. Однако не удалось. Один доклад «Система Вектор – диалог и методы» (соавторы Юрий Роньшин, Михаил Гомзяков и Вячеслав Седых). Второй - «Мистерии, как способ организации учебного процесса». Доклад из-за слова «мистерии», мы думали, не примут: как-никак конференция академическая, а тут мистика. Приняли, и он прошел на ура – живые скрипты-мистерии, книга «В мир иной и обратно» с приложением цветных композиций мистики и целительства сыграли свою положительную роль. Все это можно найти на сайте http://vm.msun.ru/.
Конференция вдохновила меня - поехать в Курагино, окунуться в быт, собрать материал для следующей книги из серии «Земля курагинская» по девяти основным поэтическим настроениям, которые в древнеиндийской поэтике обычно присутствуют. У Сэлинджера есть книга «Девять рассказов», построенная по этому принципу. Курагино - клондайк сюжетов и страстей, здесь есть все: явный слой, подтекст и все что угодно. В Курагино многие обладают талантом образной речи, в которой есть: метафоры, гиперболы, сравнения, мифы, сказки, маты - как без них. Записывай. «А если их рассказы усилить третьим слоем, то это же будет здорово!», - подумал я.
Итак, художественное произведение должно иметь три слоя: явный, метафорический и суггестивный. Первые два слоя понятны, третий слой - это то, что действует на читателя помимо его воли, сейчас его называют 25-м кадром. Самый простой путь к третьему слою, это беспрекословная вера. Верующий, читая Библию, сразу выходит на девятое чувство - Божественное наслаждение. Молитвы, ритуалы, медитации, инициации и прочие мистические действия - тоже дорога к божественным откровениям. Путь к просветлению, пониманию Библии - откажись от всего материального, скинь эту обузу, и будешь с Богом. Через отшельничество, медитации можно стать святым, лечить безнадежно больных, делать чудеса. В Библии есть все три слоя, и все три слоя служат одной цели - любви к Богу.
Это понятно. Вопрос в другом. Как приблизить к этому простой рассказ? В теории суггестии сказано: «Художественное наслаждение от литературного произведения достигается не благодаря образам, создаваемым посредством прямых значений слов, а теми ассоциациями и представлениями, которые этими образами вызываются». Таким образом, вводи больше метафор, сравнений, используй иносказание – будет живая речь и живое повествование.
«Литературное произведение должно заключать в себе один из трех типов скрытого смысла: 1 - иметь простую мысль; 2 - вызывать представление о чем-то еще; 3 - внушать то или иное поэтическое настроение.
Различают девять поэтических настроений: 1 - эротика, любовь; 2 - смех, ирония; 3 - сострадание; 4 - гнев, ярость; 5 - мужество; 6 - страх; 7 - отвращение; 8 – изумление, откровение; 9 - спокойствие, ведущее к отречению от мира».
Как это отразить в сюжетах о Курагинской жизни? Эротики, любви, смеха, иронии, гнева, ярости - этих страстей хоть отбавляй. Каждая семейная ячейка, личность живут в кругу страстей. Сострадание? Чего нет, того нет. Мужество - встречается. Страх – есть, и много. Страх за жизнь, страх перед завтрашним днем. Испытать страх - можно провести ночь одному на вершине горы, в лесу. Отвращение - это что-то сродни черным стишкам: в начале вроде бы ничего, а потом отвращение. Такое же чувство испытываешь после прочтения романа «Конец пути» Джона Барта. Спокойствие, ведущее к отречению от мира? У нас с Виктором Жибиновым в Курагино есть знакомый из Барнаула, который много лет подряд свой отпуск проводит на Базыбайском пороге. Ставит незатейливый балаган у водопада, немного пропитания - и полный уход от житейских проблем. Это, как он говорит, открывает ему канал связи с Космосом и Богом, и он в полном блаженстве. Что его подвигло на это? Что он испытал первый раз, находясь там? Известно, что таким образом он вылечился от тяжелой болезни - рака.
В теории поэтической суггестии для передачи поэтических чувств рекомендуются некоторые приемы. Сэлинджер, используя их, а также элементы мистики, религиозно-философскую символику, индуистские криптограммы, сумел закодировать свои произведения на получение читателем того или иного настроения. Поэтому критической литературы, исследовательских работ, диссертаций написано о его произведениях в десятки раз больше самих его произведений.
В названиях его новелл есть уже подтекст – указ на то или иное чувство. Вот перечень названий новелл в его книге «Девять рассказов». Число девять – уже несет символ.
1. Эротика, любовь – «Хорошо ловится рыбка-бананка».
2. Смех, ирония - «Дядюшка Виггили в Коннектикуте».
3. Сострадание - «Перед самой войной с эскимосами».
4. Гнев, ярость - «Человек, Который Смеялся».
5. Мужество - «В лодке».
6. Страх - «Посвящается Эсме, с любовью и сердоболием».
7. Отвращение - «И эти губы, и глаза зеленые».
8. Изумление, откровение - «Голубой период де Домье-Смита».
9. Спокойствие, ведущее к отречению от мира - «Тедди».
Читателю не надо разгадывать в них ребус, чувства сами не заметно обволакивают его. Сэлинджер использует символы Востока. Всякое желание человека, в том числе и любовное, на Востоке расценивается как путь, ведущий к несчастью и злу. Есть шесть видов «нечистых» страстей: 1) любовь, 2) ненависть, 3) гордыня, 4) невежество, 5) ложные взгляды, 6) сомнения.
В нашей сегодняшней и прошлой жизни предостаточно своих символов и аллегорий. Другое дело - использование формальных приемов. Например, иронию можно выразить с помощью парных строф, по-разному интерпретирующих одну и ту же тему: явно мы хвалим, а в подтексте ругаем. Также требуется, чтобы скрытый смысл произведения воспринимался подобно тому, как после удара колокола слышится гудение. Многие чувства читатель, получает через действия героев - парадоксальных, ирреальных. Чувство сострадания выражается тому, кто приютил бродягу, а тот его обокрал. Ярость можно передать через усложнение композиции, применение устрашающего стиля: кровь льется рекою, обагряя руки героев, на врага обрушиваются страшные удары палицы, доминирование красного цвета, употребление различного рода удвоенных согласных и длинных, сложных слов. «Горестный, душераздирающий стон вырвался из груди Человека. Слабой рукой он потянулся к сосуду с орлиной кровью и раздавил его. Остатки крови тонкой струйкой побежали по его пальцам…" – пишет Сэлинджер.
Используется в композиции параллелизм, именуемый "системой вложенных друг в друга коробок"; слова и фразы, которые могут повторяться; когда словами сказано одно, а выражено другое; когда выраженное словами совпадает с тем, что хотят сказать, но подчинено другому намерению – все приемы для вызова чувств у читателя.
Смелость, мужество выражаются через построение сложного сюжета, повествующего о смелости, мужественных поступках. Такое повествование строится по канонам детективного жанра.
Психическими состояниями страха являются уныние, депрессия, тревога, раздражение, безумие, испуг. Черный цвет: на дворе темно, погода стоит ужасная, мрачная, беспрерывно льет дождь, поздний вечер... Психическое состояние страха, ужаса рассматривалось древнеиндийской философией как следствие заблуждения, причина которого - вера в реальность видимого мира, в реальность человеческой жизни. А поскольку вся наша жизнь лишь иллюзия (майя), то, как можно испытывать перед чем-либо страх, приходить от чего-либо в ужас? «Осознав иллюзорность своего существования, сержант Икс избавился от страха». Выражено одно, а подразумевалось прямо противоположное.
Создание в произведении главного поэтического настроения не исключает внушения читателю других поэтических настроений.
Приемы формотворчества согласно древнеиндийской поэтике, бесспорно привлекают к себе внимание. Рассказы, своего рода мистерии-инсталляции, я писал по горячим следам событий, и о ни каком третьем слое не думал, однако, зная уже об этом, на интуитивном уровне кое о чем догадывался. При второй и третьей редакции попытался ввести формальные приемы, которые соответствуют тому или иному поэтическому настроению. И естественно, обращаюсь не к древнеиндийским символам и аллегориям, а к нашей реальной жизни и к той, что была недавно при наших отцах, дедах и прадедах. Число девять в названии книги не означает, что в ней столько мистерий рассказов или новелл. Число это мистическое и может означать, что угодно – девять кругов ада, девять сфер рая, девять спиралей разума и т.д. Причем сами цифры показывают ход развития жизни.
0 – это пустота; 1 – минерал; 2 - растение; 3 – животные; 4 – человек неразвитый; 5 – человек развитый; 6 – человек духовный; 7 – ангел (рай); 8 – архангелы Михаил и Люцифер (рай и ад, свет и тьма); 9 – Бог (нирвана).
Чтобы достичь цифры 9, нужно пройти все этапы эволюции. Достигнув рая, 7, еще не значит, что дальше любовь Бога. Цифра 8 может означать и рай и ад, подобно тому, как архангел Михаил и Люцифер - свет и тьма.
Цифры имеют свое начертание, и по ним можно найти их символический смысл. Горизонтальная черта – привязанность. Кривая – любовь. Пересечение – выбор. Послание цифр кажется простым, однако оно несет в себе все загадки и секреты, все тайны эволюции сознания. Мир развивается в соответствии с символикой цифр.
1 – простая вертикальная черта без изгибов и горизонтальных черт. Ни привязанности, ни любви у минерала нет. 2 – линия привязанности к Земле: корни удерживают растение на почве. Наверх - кривая любви, повернутая к небу: листья и цветы ловят свет. 3 - три кривых любви. Животное любит Землю и Небо. Но нет горизонтальной черты, оно ни к чему не привязано. Оно раздираемо лишь своими эмоциями. 4 - символ креста. У человека на первой стадии развития есть выбор. Он находится на перекрестке: опуститься на животный уровень или перейти на более высокую стадию. 5 – человек мыслящий: у него есть горизонтальная линия - стремление к Богу, и кривая - любовь к Земле. Он летает в мыслях и летит в небо. Он хочет освободиться от оков плоти Земли, которая причиняет ему страх и боль.
6 – сплошная кривая, человек духовный. Кривая любви. Любовь исходит сверху, с неба, спускается вниз, к Земле, и поднимается к центру. Это любовь, которая делает круг, чтобы вернуться и любить самого себя.
7 - это разрыв с Землей, это ангел на седьмой сфере, в раю.
8 – архангелы Михаил и Люцифер и их движение на девятую сферу к Богу или низвержение в ад, на Землю.
9 – Бог (нирвана).
Рассказы-мистерии не претендуют на то, что читатель начнет проходить этапы эволюции, но проблема поставлена, как говорится камень брошен, а что получилось или нет – это другая история.