Гормоны несчастья

Васюков Игорь
<a есть анекдоты про наркоманов</a>

Сегодняшний наш собеседник – Светлана Анатольевна Эмих – руководитель психологического сектора Межведомственной службы помощи детям и молодежи. Тема нашей беседы – наркотики в молодежной, прежде всего, подростковой среде.
- Тема наркотиков и наркомании – одна из популярных и раскрученных в средствах массовой информации. Мнение, которое становится чуть ли не расхожим – наши школы, институты переполнены наркоманами, это социальная среда, которая является питательным бульоном для возникновения наркомании.
- Я сама человек долгое время работавшая в стенах школы. И когда я слышу подобное, мне становится просто смешно. Или – уже не смешно. Учеба в школе – это не легкая уличная прогулка. Она требует от подростка усилий, определенного уровня напряжения, дисциплинированности. Наркотики же не только не добавляют человеку какой-либо энергии, а отнимают последнее. Даже у «подсевших» на легкий наркотик подростков, непременно возникают проблемы с учебой, а у сформировавшихся «героиновых» наркоманов проблемы «учиться или не учиться?» просто не существует. У них нет для этого никаких физических сил. Более того, такие понятия как школа, образование, будущая карьера просто исчезают из их системы ценностей. Они застревают в своем саморазрушительном опыте и живут от одного цикла до другого: нашел деньги – купил наркотики – получил кайф – испытал «ломку» и цикл повторяется вновь. Иных сильных посылов к чему-либо, кроме приобретения наркотиков у них просто не возникает.
- Что означает «застревают в своем саморазрушительном опыте»?
- Здоровый человек накапливает жизненный опыт подобно матрешке. Новое, как бы включается в себя старое, и подчиняет его себе. В худшем случае человек может деградировать, т.е. переходить на старые, менее эффективные образцы поведения. С наркоманами ни того, ни другого не происходит. Психические системы у них настолько разрушены и намертво подчинены патологической мотивации, что ни приобрести новый опыт, ни обратиться к старому они уже не в состоянии, нет соответствующих психических ресурсов: эмоциональных, интеллектуальных, волевых.
- Наркомания, это, прежде всего, психическая или химическая зависимость?
- Прежде всего, химическая. Так уж получилось, что человеческий организм полон всякого рода активных химических веществ – гормонов, остро необходимых ему для жизни. Есть в нашем организме и такие гормоны, которые медики иногда образно называют «гормонами счастья» - дефонин, серотонин. Когда мы счастливы, когда мы радуемся жизни, наше тело переполнено ими. И природа рассчитала так, что подобного рода химических веществ каждому из нас в избытке могло хватить до конца жизни. Что происходит при наркотическом опьянении. Наркотики самопроизвольно, опираясь на наличие в организме этих веществ, активизируют их деятельность и вызывают у наркомана состояние безоблачного счастья, наркотического кайфа. По –существу, безжалостно «пожирая» все, что дала человеку природа. Но, увы, природу обмануть невозможно. В случае наркомании эти вещества расходуются непростительно быстро, а восстанавливаются чрезвычайно медленно. Наркоман лишает себя естественной, природной радости. И не может с этим смириться!
- Давайте немного поговорим о причинах первичного обращения подростков к наркотикам. Есть тут какие-то общие закономерности, механизмы.
- В первую голову, обращение к наркотикам – это всегда сигнал какого-то неблагополучия в семье. Семья – это пояс безопасности, зона защиты, где ребенок всегда может быть принят и получить защиту и любовь. Если этого нет – риск приобщения к наркотикам возрастает.
 При этом я говорю не о благополучных в материальном и социальном смысле семьях. Статистика во всем мире показывает, что процент приобщившихся к наркотикам детей становится выше как раз в семьях обладающих приличным материальным достатком. Связано это со стратегией работы наркоторговцев. Ведь «посадить на иглу» ребенка из семьи, где родители хорошо зарабатывают, означает для них получение легко оплачиваемого и дорогого рынка сбыта. Дети в богатых семьях тянуться к дорогим и хорошо очищенным наркотикам, а бедняки с «окраины» предпочитают дешевый, «грязный».
 Как происходит приобщение к наркотикам? У всех по разному. Например, один попробовал и похвастал. Другой тоже попробовал. А третьему как быть – неужели оставаться «белой вороной» среди значимой для него группы сверстников?
 Еще один довольно распространенный механизм приобщения. Ребенок не умеет и не хочет решать никаких встающих перед ним проблем. Получив наркотик и употребив его, он искусственно вызывает «кайф» и ложное впечатление о том, что всего в мире можно добиться вот так вот легко, не прикладывая никаких особых сил и не затрачивая никаких усилий. «Жить так трудно», а тут «бац – укололся, и все стало так замечательно». Но вскоре все возвращается на круги своя и жизнь снова «вопиет» о нерешенных проблемах.
 Когда начинающий наркоман использует марихуану, процесс наркотизации затягивается и может длиться достаточно долго. Когда же «в ход» идет «тяжелая артиллерия», например, героин, - процесс превращения из здорового человека в никуда негодного и больного занимает считанные месяцы, если не дни. Особенно ребят губит миф о том, «что я могу в любой момент остановиться». Вот попробую, удовлетворю любопытство. Но… Дело еще и в том, что социальная среда оборота наркотиков, как правило, сугубо криминальная и наркотики играют в ней своего рода роль фетиша. Наркотиками ребят в эту субкультуру привлекают, наркотиками заставляют отрабатывать всякого рода долги, даже первоначальную психологическую и финансовую поддержку, которую им «недодали» семья и школа. И здесь еще накладывается и сама психология юности – склонность к эпатажу, к экстремальному образу жизни, к неподкрепленной никакой ответственностью широкой свободе и вседозволенности, к противопоставлению себя всему родительскому. У подростков совсем иные ценности, чем у их пап и мам. И те и другие часто не могут понять мотивов поведения друг друга.
- Есть ли возможность у «подсевших на иглу» выйти из этого «заколдованного круга»?
- В какой-то момент может наступить прозрение и наркоману приходит в голову мысль о том, что ему ничего не остается – «либо завязать, либо сдохнуть». Но чтобы бросить наркотики, необходимо обладать недюжинной силой воли. А наркоману – где ее взять?
 В наркологических больницах врачи добиваются, постепенно снижая дозу, определенной ремиссии. Но что такое наркология – это железные двери, скрипящие замки, решетки на окнах. Наркоман никогда не приходит лечиться сам. Это база, основа для любого лечения. Его приводят, привозят родители. Нередко – силой. Пролеченный наркоман возвращается обратно, в свой социальный круг. С его душой никто не работал и не работает. Через некоторое время все возвращается на круги своя.
 В Москве, на одном из учебных семинаров по профилактике и лечению наркомании, мне приходилось работать в т.н. «ресурсном кругу», куда собирают наркоманов, желающих «остановиться» и прекратить употребление наркотиков со всей страны. Там собираются «равные» друг другу люди. Каждый искренно говорит о своих проблемах и искренно сопереживает другому, такому же, как он. Это, одновременно и механизм поддержки и механизм обогащения опыта людей, заболевших наркоманией.
Помню, что в нашей группе был такой Дима из Челябинска. И с ним на глазах происходили просто чудовищные изменения. После окончания ресурсного круга, когда все делились своими впечатлениями, его буквально прорвало:
- Мне давно не было так хорошо. Я вам очень благодарен за то, что вы меня выслушали, приняли. Я буду очень стараться, чтобы вырваться из этого «плена.
 Но вовсе не факт, что он «вырвется». Ведь в Челябинске ему понадобиться такой же «ресурсный круг», а его там может и не оказаться. Общество же, в целом, не готово пока признать наркоманию как болезнь, как тяжелый недуг, который нужно лечить и не готово идти на помощь. Очень характерен пример поведения населения в Кадуе, когда там собирались открывать нарколечебницу для тех, кто хотел отказаться от наркотиков. Население сказало категорическое «нет», поставив болеющих наркоманией и искренне желавших избавиться от нее людей, на одну ступень (если не ниже) с преступниками.
- Что делается сейчас в городе для профилактики наркомании?
 Существуют три уровня профилактики. У нас в городе первичной профилактикой охвачены все дети и все школы. В основе этой профилактики – информирование. Дети должны видеть «реальную картинку», представлять, что такое наркомания и какие неприятности она с собой несет. Кроме того, на своих тренингах и других занятиях, школьников учат необходимым в жини «правильным» навыкам и привычкам: умению говорить «нет», сопротивляться психологическому давлению, иметь собственное мнение, анализировать личные проблемы, самостоятельно принимать важные решения. Результаты этих усилий трудно «пощупать» сразу, но несомненно они есть.
 Программ, по которым с детьми работают в школах, более чем достаточно. Но по моим оценкам, предпочтения отдают «Полезным привычкам» Хоупа. Эта программа хорошо прижилась в наших школах. Она построена по принципу «спирали», где пройденные на ранних этапах темы потом углубляются, расширяются и направлена на то, чтобы действительно научить детей разумно жить.
 Как, все-таки, измерить ее эффективность. Для этого используются тесты – «протесты» и «послетесты». Мы видим, что принципиально изменяется информированность детей, повышаются и совершенствуются навыки сопротивления давлению, изменяется отношение к собственной жизни – дети начинают ее больше ценить.
 Вторичная профилактика наркомании уже не может быть массовой. Это коррекция поведения. Здесь речь пока не идет о риске употребления наркотиков, но - о коррекции какого-то неправильного поведения, которое впоследствии может привести ребенка к неприятным для него последствиям.
 И, наконец, третичная профилактика – это социально - реабилитационные курсы. Речь, опять же, не идет о пристрастии ребенка к наркотикам или к алкоголю. Реабилитационный курс принципиально необходим подростку потому что он социально беспомощен, потому что он не может взять на себя никакую ответственность, не способен защитить даже естественные, очевидные для всех собственные права, не умеет ладить с окружающими и не доверяет им.

Интервью взял Игорь Васюков