Ходасевич

Милла Синиярви
Федерико Корнаро заказал надгробие. Итальянский скульптор Бернини создал шедевр под названием «Экстаз Святой Терезы».

Умирающая молодая монахиня изображена рядом с улыбающимся искусителем Амуром.

Мистическое чувство рождает это произведение: золотые лучи стрелами падают на фигуры. Белый мрамор подчеркивает торжественность смерти. Но лицо Св. Терезы не имеет меловый отпечаток неподвижности, оно живет, страдает, вожделеет.

Скульптура создана в барочном стиле, в котором главенствует идея парности как не диссонирующей раздвоенности, а симметрии. Тень подчеркивается присутствием света.

Мастера 17 века обвиняют и сегодня в святотатстве, кощунственном видении эротики в смерти и святости. Само название провокационно: можно перевести как «Упоение Св.Терезы», а можно «Оргазм Св.Терезы».

Вдруг мне попался под руки сонет Ходасевича под названием «Похороны». Он так изящно короток, что позволю привести полностью:

Лоб-
Мел.
Бел
Гроб.

Спел
Поп.
Сноп
Стрел-

День
Свят!
Склеп
Слеп.
Тень-
В ад!

Поразилась совпадению: как будто поэт написал это под впечатлением от скульптуры Бернини.

Преобладание белого, появление мистического снопа стрел ( у итальянца они золотые!), тема склепа и, наконец, апофеозом гимн свету, любви.

Так бывает: минутное счастье от совпадения проносится яркой вспышкой восторга. Можно ли назвать озарение души, падение в пропасть и последующее вознесение физиологическим термином?