Танец марионеток

Алексей Обухов
 Знаете, я долго думал, почему «Первый» канал вызывает у меня такое буквально физиологическое неприятие. Сегодня я это совершенно случайно понял. Дело в том, что похожее чувство у меня когда-то вызвала стюардесса, которая очень наигранно улыбалась, раздавая газированные напитки пассажирам. Девушка тщательно демонстрировала свою вызубренную улыбку, оттягивая ее, как жвачку, до самых кончиков ушей и хвалила модель самолета. Будучи впечатлительным по натуре ребенком, я представил, что перед сном она достает ее и кладет, будто вставную челюсть в стакан с водой. Самолет, в котором мы летим – это псевдодемократическая Россия, а главная напомаженная и набриолиненная бортпроводница со вставной улыбкой, безусловно «Первая» кнопка. Раздражает многое. А не нравится эфир ОРТ, потому что не может располагать к себе шоу марионеток, которое рядится под что-то другое, значительное и серьезное. Не нравится то, что «Первый» превратился в орган трансляции жизни и взглядов на жизнь одной корпоративной тусовки, которая оттяпала его во время приватизации. Это большая наглость – собраться на одной телестанции и пихать народу ширпотреб, как в новостях, припудренных по чьему-то велению, так, например, в музыке или некоторых телепередачах. Останкинская башня превратилась в копье, на которое нацепили мозги миллионов обывателей. Но многие этого не замечают, потому что огромному количеству людей другие каналы просто-напросто не доступны. Вот и врут заковыристо и нагло, ведь опровергнуть некому. Факт, что ОРТ выражает взгляды определенного политического среза и ублажает его вкусы. Так что меню на кухне «Первого» составлено по его рецептам. Я это есть не хочу – приправы, то нереально сладкие, то неправдоподобно кислые. Улыбки и аплодисменты в адрес «своих», кислые мины для «чужих». Наблюдать за тем, как за власть грызутся и соревнуются в раздувании мистификаций, не хочется.
Самая главная мистификация – это та самая идея, на которой и построена
вся информационная политика канала. Ее формула такова. Ложный маскулинный патриотизм и одноглазое правдорубство, то есть собираем соринки в глазах «чужих» и микроскопом увеличиваем их до исполинских габаритов, бревна в своих «невинных» очах прячем, а глазки замазываем тушью. Портреты готовы – извольте выбирать…
Но для того, чтобы отстоять свои интересы не всегда необходимо врать.
Есть другой старый дедовский способ. Молчание. Этим «Первый» канал часто и пользуется. В условиях информационной войны во время выборов тишина – действенное оружие. Надо заметить, если журналистика – это зеркало, то ОРТ не только зеркало иногда кривое, но еще и непростительно маленькое. Посмотрится в него общество, чтобы узнать: «А как там, не выскочил ли где прыщ, зажили ли царапины?», а ничего не видно!
Самым последним примером скрытой пропагандистской сущности «Первого» канала стал «псевдопрямой» эфир с Владимиром Путинном.
В интернете ответы главы государства появлялись на несколько минут раньше, чем на телевидении. Да и говорят, что вопросы задавали специально подготовленные люди. Так что «Первый» превращается в черный ящик, в вещь в себе, а это уже не здоровая журналистика.