Калинов мост сожжен или по нему не ходили?

Алексей Обухов
Или, почему «Чайф», а не «Иван Кайф»?
 
«Родная речь» распалась, «Иван Кайф» пропал без вести. Чем еще нас удивит музыкальный Академгородок!?

 Почему один город отправляет в плавание «Наутилус», а другой еле-еле строит «Калинов мост». Почему за одним в последствии идет целая флотилия, а по другому никто не может перейти реку, отделяющую глухую Сибирь от Москвы. Все переправы сожжены, все батискафы пошли на дно, «Иван Кайф» превратился в Ивана-дурачка. Но, несмотря на это, Урал сажает всю Россию на музыкальные триллеры и детективы «Агаты Кристи». Екатеринбург заставляет слушателей вместе со «Смысловыми галлюцинациями» подниматься в видениях к «Звездам 3000» и чувствовать себя «Вечно молодыми». Чайф становится народной рок-группой, слагающей дворовые гимны и частушки в гитарной обработке.
 Почему музыканты одного города «скованны одной цепью», а в другом они даже и не подозревают о существовании друг друга. Сто тысяч почему задает странный архипелаг Сибирь, который является по сути культурным «бермудским треугольником». В нем пропадают любые таланты. Виной всему странный состав окружающей среды, в котором растворяются любые алмазы и золотые самородки. Творческая судьба группы «Лакмус» является индикатором, который показывает, что что-то нужно менять. Коллектив играл в начале добротный гитарный рок. Но имея родиной Новосибирск не получил иммунитета против шоу-бизнеса. В итоге под воздействием московской радиации «Лакмус» мутировал в странный гибрид Аллы Пугачевы и группы «Cranberries». А на данный момент музыкальный проект, как хамелеон, подражает группе «Garbage», чем заслужил внимание «МТВ».
Но критики возразят: «ведь был же «Калинов мост» и Дима Ревякин». Отвечу: «был, да исчез с музыкальной карты, ныне на его месте стоит «Форт Роял», «Бастион судьбы» и «Город Дит», в которые редко заходят путники. И замечу: «из города Н в «златоглавую» теперь ведет узкий «Коридор», нет теперь надобности в былинных рок-героях с гитарами наперевес.
 Кстати, по-моему мнению, Дима Ревякин оказался для новосибирских рокеров не гуру, а музыкальным Сусаниным, который завел нашу творческую тусовку в непролазное болото. На формирование сибирского рока оказало влияние также творчество омского Че Гевары Егора Летова и местной революционерки Янки Дягилевой. В итоге депрессия с рваными венами и вбитыми в пальцы гвоздями – главный лейтмотив местных Джагеров и Ленонов.
А миф о сибирской самобытности превратился в отрицание всех достижений звукозаписывающей индустрии. В Новосибирске очень много рок-команд. Причем группы появляются почти ежедневно, и сейчас их насчитывается около 200. Подавляющее большинство музыкантов являются выразителем идей, не несущих какой-либо эстетической или другой ценности, да и исполнение чаще всего наводит на мысли о
дилетантском подходе к музицированию. Одним словом полная альтернатива.
 Рок енд ролл мертв в сердцах слушателей. Его не было в живых уже тогда, когда в Новосибирске только начали появляться первые самодельные «ВИА». Так что первые рок-группы появились у нас тогда, когда призрак гитарной музыки уже исчез из общественного внимания. А как известно, на асфальте розы не цветут. Публике больше не нужны кумиры с манией величия. Но, несмотря на это, новосибирская и академовская молодежь своими песнями до сих пор хочет изменить мир. Хотя на самом деле многие не могут создать нормальную атмосферу даже в своих семьях и тем более в обросших головах, что качаются на немытых шеях.
 В чем же причина? Почему Новосибирск и Академгородок - настолько неплодоносные музыкальные грядки: все сорняки, да изредка вторичные чудеса селекции?
 Во-первых, хрупким камнем в фундамент неокрепшего здания местного рок енд рола стало отсутствие интереса к Столице Сибири. Не интересна была Москве фольклорная романтика «Калинова моста». В итоге, когда всходы рок музыки начинают подниматься – они встречают полный вакуум, после чего гибнут. Возможности сделать свой продюсерский центр и рентабельную студию звукозаписи отсутствуют. Нечего уж говорить о создании конкурентоспособного новосибирского лейбла. Столице Сибири выпала роль этакого лохматого чучела с гитарой наперевес, которое вышло из непролазной тайги, дабы посмешить народ. Ревякин и «Калинов мост» соответствовали этому китчевому образу. Никому не нужны были вторые «Битлз» или «Ролинг Стоунз» из края медведей, а удивить город ничем не мог. Для этого нужна или развитая музыкальная инфраструктура или стечение обстоятельств, сравнимое с чудом. Но даже, если бы чудо появилось, вряд ли оно бы выжило на выжженном пустыре Новосибирска.
В Нске отсутствовал механизм вывода молодых музыкантов. Не было качественных баз, аппаратуры. В других городах музыканты, в конце концов, тоже сидели в подвалах. Но их
хоть доставали оттуда, отмывали и давали возможность заключить контракты с профессиональными студиями. А они уже знали, где и за какие ниточки дергать, чтобы диск вышел в эфир, а группа начала жить на обложках журналов, страницах газет и следовательно в сознании миллионов. В Екатеринбурге, в отличие от Новосибирска, сложилась художественная среда, которая взрастила личностей.
У нас таких организаций или клубов не было. А как известно, веник легче поломать по прутикам. Вот и сломал остервеневший шоу-бизнес хрупкие кости зарождающегося сибирского рок енд рола. «Зарождающегося», потому что новосибирский рок скорее чисто географическое определение места, где музыканты творят и работают. В творчестве местных музыкантов, на наш взгляд, не прослеживается никаких общих тенденций, что, кстати, нельзя сказать о свердловском, или питерском роке.
А вот недостатки Академгородка, ставшие граблями под ногами местных рок-фермеров, выглядят немного иначе.
Во-первых, это отсутствие хорошей репетиционной точки. Ее нет до сих пор.
Куча подвалов, что пугает жильцов троглодитским нахрапом гитар не в счет.
Вторым недостатком Волчьего лога стало отношение к музыке, как к немужскому занятию. Итого: в клубах мучают инструменты преимущественно длинноволосые тинэйджеры, которые идут туда, не в силу наличия таланта, а из-за принадлежности к неформальной субкультуре. В конце концов, на поверку понты, принявшие свою музыкальную форму. В Академгородке немодно быть «попсовым». Это самая большая свинья под новогоднюю елку продюсерам, которые вдруг захотят раскрутить какой-нибудь Академовскй проект. Под это понятие подпадает чистый и качественный звук, любовная лирика (петь рокеры обязаны про пиво, водку и войну), синтетические клавишные, мягкое приятное звучание и оригинальные мелодические ходы. Отрицание, доведенное до абсурда. Этот местечковый менталитет – продукт удаленности не только от Москвы, но и собственно самого Новосибирска.
 Но все-таки не даром Академгородок прославился своей командой КВН. Жизнь бурлит.
В спрятанных культурных реакторах идут свои процессы, в итоге должен быть взрыв…
В его эпицентре могут быть следующие команды и личности: «De-Light», Каин, Фалетенок и Каргаполов, Сон разума, Кстати Да.