О бытие и существовании

Виталий Иванов
«Бытие» предполагает противоположность - «небытие». Или, скорее, это одно качество, категория «бытие-небытие». Об этом и выскажусь.
«О бытие»
http://www.proza.ru:8004/2002/10/31-65

Отрицание самой возможности обрести смысл жизни абсолютно бессмысленно. Можно выдвигать сколько угодно версий сути нашего бытия, и в каждой из них, видимо, будет толика Истины. Наилучшим приближением к каковой, на мой взгляд, является интеграл наших относительных истин. Сколько людей, столько может быть мнений. И только «вера в невозможность» для человека познания мира, в том числе, самих его оснований, полагание бессмысленности даже «разговора о бытии и его модели» - есть признание неудачи собственного воплощения и попытка такового признания неудачи воплощения для всего человечества. Дорога в никуда. Пребывание ни в чем. Не бытие - существование!

Не все объясняют реальность, но все ею пользуются. Следовательно, она - то, чем мы пользуемся.

Понятийная сфера разума замкнута, и что-то одно можно объяснить только через другое, в рамках единой системы понятий.
Например, разберем понятие «существование».
Совершенно очевидно, что оно является существительным от глагола «существовать».
Что же у нас «существует»? - Всё! Абсолютно всё, что человек или любое другое «я», выше его или ниже, может выделить, что воздействует на наши органы ощущений, усиленные и дополненные средствами науки и техники, и/или на что можно воздействовать имеющимися у нас (всех «я») средствами воздействия на среду, внешнюю к нам или внутреннюю.
Если делать следующий шаг, можно исключить из рассмотрения «я» и утверждать, что «существует» все, что может воздействовать и на что можно воздействовать любым известным или неизвестным нам способом.
Разница между «бытием» и «существованием», по сути, определяется различием в трактовках понятий. На мой взгляд, «бытиют» все сущие «я», а «существует» - вот как раз всё, на что можно воздействовать и что может воздействовать, в том числе, неодушевленное.
Далее. В высоком смысле понимания - «бытиет» «я», не только осознающее мир в той или иной степени, но и место свое в нем, смысл и значение. Бытиет человек, осуществляющий свою миссию во Вселенной - познания и развития. Все же прочее - «существует» или находится на промежуточных стадиях перехода от «существования» к «бытию».
Неужели, сказанного не достаточно для «бытия? Тем, кто на это способен…

В моей системе понятий время (или же направление изменений) является органической, неотделимой частью целостной системы мировоззрения и вынимать его из рассмотрения, говоря в том числе о «бытии», «существовании», даже и «сущности» - которая в динамическом мире тоже ведь динамична, об «истине» представляется мне не верным. Кстати, интересная дискуссия о сущности времени происходила на форуме сайта «Восточный портал» - «Течет ли время?»


Очень часто ответов больше, чем два. И тупик возникает как раз, когда многосложные и многовариантностные ответы пытаются свести к «да» или «нет». Причем сразу для всех. Таковые ответы «да» или «нет» относятся к человеческим понятиям, а не материальным объектам. Если определено некое качество, можно, конечно, сказать, относится к нему некий предмет, объект, сторона, явление или нет. Но само по себе данное качество определяется субъективно - чему оно соответствует на самом деле? И субъективно же к этому качеству мы относим или не относим все что угодно, расширяя, дополняя его или нет. И так далее…
На самом деле, простые ответы можно давать, только оперируя понятиями наиболее общими, абстрактными, например, числами.
Одно дело, рассуждать о «бытии» и «небытии» - предмете человеческих представлений, возводя его в высокую степень абстракции. Другое, подразумевать под ним нечто, не зависящее от сознания нашего. В первом случае, есть возможность договориться о неком едином представлении, интерпретации «бытия» и «небытия» и давать «простые ответы». В другом, «бытие» - предмет личного опыта, исследования каждого индивида, результаты которого лишь постепенно могут стать достоянием согласованных представлений…

На мой взгляд, "бытие" - никак не "объекты" сами по себе, даже и "действующие", а осознание (т.е. именно "фиксирование") неким "я" себя и среды окружающей, ориентирование в данной среде и взаимодействие с ней.
Дам такое определение.
Бытие - процесс осознавания неким "я" себя и среды окружающей, выделение и определение из неклассифицированного единого объектов, субъектов, движений, изменений, явлений; разделение единого на миры идеальный (мыслимый, субъективный, сознание) и материальный (объективный), а также оперирование с выделенными объектами в идеальном и материальном.
Существует - то, что "я" не имеет и, соответственно, не способно осознавать ни себя, ни окружающее, то, однако, что выделяет любым способом в процессе своего бытия любое "я".
Процесс бытия имеет свойство непрерывного расширения сферы выделенных, определенных объектов, качеств - идеальных и материальных.
То, что мы не осознаем, не выделяем, не можем воспринять или влиять на него никаким образом, не может являться для нас "объектом". Это - непознанное единое. Впрочем, наверное, все можно называть как угодно и, в частности, все непознанное - неким супер объектом.

Что было до нас и без нас?
Бытия не было, было существование.
Впрочем, без осознающего "я" затруднительно говорить и о существовании чего бы то ни было.

Если ты – «я», заслуживаешь бытия.
Если не «я», - небытия.

Некоторым всегда всего мало, иным же - наоборот. И те, и другие не мыслят самостоятельно. И только реально работающее сознание может найти и соблюдать ту индивидуальную объективную меру, с которой оно бытиет свою жизнь, почти не завися от окружающих мнений.

Способ функционирования сознания в Едином – бытие, т.е. осознавание, познание и развитие (изменение) Единого.
Все, что сознание осознает, но что само в себе не располагает сознанием, - существует, но не бытиет.

Существуют – «вещи», «объекты», на которые разделяет мир психика животных, сознание людей. Мыслящий человек – бытиет. Он способен целенаправленно изменять существование – собственное и не только; решать - существовать или нет, по сути, любому объекту и самому – быть или не быть.
Бытие отличается от существования – ответственностью за все сущее.

Все мы себе что-то внушаем, начиная с того, что мы – «живы». Но ведь и «бытие» наше – лишь представление сознания нашего, о котором (сознании) у нас нет даже четкого представления – что оно есть такое.
Так не лучше ли «внушать» себе нечто прекрасное и величественное, полагать значение человека – вселенским, чем впадать в результате неправильного «самовнушения» в бесплодное неверие и отчаяние и осуществлять бесконечные бессмысленные попытки «ответов» на «вопросы», не имеющие вербального разрешения, но требующие – действий? Не существовать, болтаясь среди обрывков чьих-то не сложившихся в целое мировоззрений, но выстраивать собственное великолепное мироздание и царствовать, бытиить в нем?

Кто-то должен открывать новые двери, чтобы за ними не находилось – бытие или небытие.
Пока собираешься открыть и в первый момент откровения - ты еще бытиишь, потом… все может закончится. Когда для тебя все закончится, наступит небытие.