Алпамыс - вумная собачка

Валерий Болотов
У нас с Виктором во дворе появился собачонок, месяца два от роду, но умный, как мы говорим - вумный. Его соседка Галка приволокла. У Галки сынок Вовка четырех лет - башковитый пацан.
- Алпамыс и Вовка примерно одинакового развития, - любит говорить Виктор.
Кличку Алпамысу долго придумывали: и Малыш, и Рыжик-Пыжик, Пекинес и, наконец, Алпамыс выбрали - по мультфильму «Алпамыс идет в школу». Прописку Алпамыс получил от Витькиного кота Васьки, который при первой же встрече поцарапал ему морду.
После этого у них началось мирное существование. Алпамыс не трогает Ваську даже в том случае, если он что-нибудь ест. Другое дело – соседский кот. Его гоняют и кот Васька, и Алпамыс, хотя последнего соседский кот терпит – позволяет полизать и малость покусать. Но если еда попадет коту, Алпамыс не церемонится – сразу отбирает.
Утро у них во дворе начинается с того, что мы с Виктором выдаем им пайку еды: Васька получает две головы курицы, Алпамыс - лапы. Соседский кот тут же крутится - ему кое-что перепадает, в крайнем случае вискас даем: наш кот не ест его.
- Как бы после такого рациона Алпамыс не стал соседских кур гонять! - беспокоится Виктор.
- На сытый желудок не будет!
Дело в том, что соседка Галка, хозяйка кота и Алпамыса, часто отсутствует - то у матери, то у подруги в Абакане. Муж ее, отец Вовки, где-то на заработках, деньги высылает – Гальке с сыном хватает, а вот о живности беспокойство никакога. Вот мы и взяли на себя шефство над ними. Алпамыса своим считаем. Когда Нина Михайловна отдыхала, она закормила всех их.
- Где ты, моя Нинок? Где? – подначиваю фразами из «Калины красной». - Ты зачем живность балуешь? Ужика обижаешь? Зачем им краковскую колбасу даешь, шоколадное печенье и всеми другими яствами, мыслимыми и немыслимыми, кормишь. Уедешь, нам туго придется.
- Пусть едят. А Алпамыса к себе заберу. Хотя нет, меня же кот дожидается.
Уехала она. Лафа кончилась и зверье на жесткую диету село. Алпамыс стал по соседским дворам шастать, где бы что спереть. Пер все, что под лапу, точнее, в зубы попадало - костей натащил, вплоть до бивня мамонта. Под сараем нашел драгоценную добычу. Виктор уже давно потерял ее, а вот Алпамыс откопал.
- Это бивень мамонта, точно я говорю! - Виктор мои сомнения рассеял. - На Увале в глине нашли при раскопках. Собираюсь в археологический музей отдать.
- Ты его в Красноярский педуниверситет отдай, директору Заике, который сейчас в Ильнке раскопками Шалоболинской писаницы руководит.
- Профессор, ты опять про писаницу, она у меня уже в печенках сидит. Вы одурели с этой писаницей. Ты как с той цыганкой: Дай мне сто рублей, я вам писаницу покажу! Врачу-гинекологу предлагала, которому это писаница вот где стояла!
- Писаница от слова «писать», - Виктору отвечаю и тут же: - Виктор, смотри, Алпамыс какой дефицит тащит! ...
- Ну-ка, Алпамыс, дай! Дай говорю! – Виктор книгу из пасти выдирает. - Что за книга? Профессор, посмотри, не «Алпамыс идет в школу?»
- Нет, классика – Дюма. «Граф Монте-Кристо».
- У кого он упер дефицит лютый, - Виктор размышляет. - У меня нет таких книг.
Тут во двор соседка с сынком Вовкой заявилась, из Абакана приехала. Витька к ней:
- Галка, не у тебя «Графа Монте-Кристо» Алпамыс стащил?
- Нет. Разве у Мумия Тролля, что здесь раньше жил, но он с Валькой вещи давно вывезли.
- Мумий Тролль – царство ему небесное! - таких книг не читал, ему подавай что с градусами, - Виктор удивляется.
- Виктор, а вон еще одна книга, смотри, в траве лежит, уже разодранная. Еще один дефицит: «Война и мир» Льва Толстого. Из собрания сочинений.
- Алпамыс, тащи остальные тома! - шутим.
Тут жена Мумия Тролля Валька кота своего в очередной раз пришла забирать. Заберет, а он все равно назад прибегает.
- Валентина, не ваши книги? Откуда-то Алпамыс прет.
- Нет, не наши, - Валентина отрицательно головой машет. – Мы таких книг не читаем.
Валентина с Мумием Троллем раньше жили в доме, где сейчас Галька. Кот ее, но уходить не хочет. Вот и сейчас Валентина в ведро его посадила и к себе потащила, но не надолго, все равно вернется. Она с Мумием Троллем на другой улице избушку сняли. Расстояние приличное, но кот все равно от нее сбегает
Валька, ты его с неделю взаперти подержи, привыкнет. Дорогу назад забудет, - Виктор предлагает.
Держала. День-два посидит, а потом все равно вырывается.
С этими словами Валентина кота в ведро засунула и домой направилась. Алпамыс тоскливым взглядом друга-кота провожает, жаль ему – он как-никак играть позволял.
- Васька у меня - старинный кот, - Виктор на своего кота стрелки перевел. – На Пасху ему ровно десять лет было.
По человеческим меркам ему восемьдесят. Зубы стер, но с куриными головами еще справляется. А больше ничего не ест. Алпамыс же молодец – все ест: хлеб, помидоры, огурцы, арбузы. Насчет кормежки с ним проблем нет.
- Профессор, бери его к себе во Владивосток, - Виктор, как всегда, улавливает мои мысли. - Проблем никаких, и квартиру будет сторожить
- В Москву Нинке отвози! У нее же сбежал кот - дочь ее Ольга звонила. А что кот сбежал – большой знак, чтобы Алпамыса отправить в Москву.
- Почему кот у Нинки сбежал? В Америку она к зятю собралась на постоянное жительство. Ольга не хочет, а муж требует жену и дочку. Решили, что теща с внучкой в Америке при зяте будут жить, а Ольга, чтобы зубной практики с дорогими клиентами не лишиться в Москве, в Америку будет приезжать.
- Не понять, жизнь куражут. Что бы Ольге в Америке свою практику не поиметь?
- Ольга в десятку лучших стоматологов мира входит. Она кандидатскую по этому профилю защитила. У нее в России все наработки, и бросить не может. Ей в Америке надо все с нуля начинать, - Виктор свою сестру оправдывает.
- Виктор, а Мумий Тролль долго с Валькой прожили? Она же лет на двадцать старше его.
- Как Леха Алексеев в прошлом году умер, они и сошлись.
- Валька – роковая женщина. Скольких мужей похоронила?
- Не в счет. Я Мумию Троллю сколько говорил: что ты к ней вяжешься, иди к матери, поживи у нее тревожное время.
Валька пединститут закончила – матфак. Учительницей работала, а потом спилась. Мужика найти - для нее плевое дело; не знаю, кто раньше у нее был, а Леху Алексеева знал - умер. После него Мумий Тролль – этого видел недели две назад - тоже ушел в мир иной.
- Работящий Мумий Тролль был, - вздыхает Виктор, который ему эту необычную кликуху дал. – Скорняк. Вон сколько собачьих шкур выделал, до сих пор висят. Водку пил сильно, это не отнимешь. Может, с нее и нашел погибель.
- А как умер?
- Неизвестно.
- А что жена говорит?
- А она ничего не говорит. Она и не знала, что он умер. Я ей: «У тебя муж умер! Вчера схоронили». «Как умер, я же его три дня назад выгнала»...
Валька с Мумием Троллем всю зиму по соседству с Виктором жили. Одна ограда - и топились его дровами и углем.
- На два дома тянулся в лютую зиму, - вспоминает Виктор. – Мумию Троллю разрешил пользоваться углем, безобидный был мужик. Говорил ему: не верь бабам, особенно Вальке. Вот и выгнала его на погибель.
- Виктор, сейчас Алпамыс будет у тебя сторож.
- Дрова не убережет. Надо ограду городить, отделяться. Сурен обещал ворота поставить…
На этой ноте мы и закончили разговор. Валентина кота потащила к себе, Виктор пошел музон записывать, я на компьютере вот эти строки начал колотить.
Другие произведения:
http://www.proza.ru/author.html?bolot