Ахимса - основа буддизма

Григорий Залевский
"Ахимса" (от а - отрицательная приставка и санскр. Ahimsa - насилие) ненасилие, стремление жить таким образом, чтобы не причинять вред любому живому существу (даже растению или насекомому!) своими поступками, словами и даже мыслями.

Фигуральное выражение этого правила "Не раздави муравья!" - исключает всякое насилие, агрессию, унижение, самопожертвование или самоубийство.

Наша эпоха отмечена непомерной жестокостью. В течение 5000 лет на земле вспыхнуло 15000 войн. Накопление зла в мире связано с преобладанием в человеке звериных инстинктов.

Ахимса является духовным оружием против низменных, аморальных поступков, освобождением от безотчетных (животных) чувств.

Создатели этих представлений - философы-буддисты шраманского периода - еще в 1 тыс. до н.э. сделали Ахимсу основным принципом буддистской этики.

Буддисты Юго-Восточной Азии, Китая и Японии считают, что тот, кто руководствуется ахимсой, идет путем высшей "космической любви".

В перечне добродетелей ахимса занимает первое место. За ней следуют: любовь ко всему сущему (према); сердечное влечение (каруна); милосердие, сострадание (майтри); правдивость (сатья); терпимость (кшама); отсутствие ненависти (адвеша) и другие высоконравственные начала.

Например, при соблюдении правдивости, в первую очередь нужно стараться, чтобы правда не нанесла вред другому существу. Лучше соврать, чем нанести вред.

В йоге положения Ахимсы являются главным компонентом базового нравственно-поведенческого тренинга (шила).




Принципы ахимсы и буддистские взгляды на жизнь помогают человеку победить самого себя, подчинить низменную животную натуру собственной власти.

Удивительно, что этот высокогуманистический термин напрочь отсутствует в современной русской литературе (включая энциклопедии, словари и справочники), хотя по своей глубине не идет ни в какое сравнение с любым, используемым нами понятием.