Кто такие диссиденты?

Григорий Залевский
Питерский журналист Александр Дядин провел на улицах среди жителей Петербурга опрос на тему: "Кто такие диссиденты?".

Вот какие были получены ответы:

"Диссиденты - это люди, продающие секретные государственные сведения за рубеж с целью наживы, т.е в основном - это шпионы";

"Диссиденты это люди, которые покинули в свое время нашу
страну и предпочли жить на благополучном Западе";

"Они предатели, люди неверные и ненадежные, на них положиться нельзя. Диссидентов среди русских практически не было";

"Я думаю, что диссиденство существовало в советские времена. Появление их в будущем исключено";

"Это оппозиционеры власти, инакомыслящие, имеющие мнение, отличное от всех";

Так жители Петербурга отвечают сегодня на вопрос, кто же такие диссиденты.

Несколько иначе говорил о диссидентстве исследователь этого феномена Александр Даниель, выступивший на семинаре в Институте высшей гуманитарной деятельности РГГУ:

" - Диссидентство - это прежде всего определенный тип публичного поведения, - сказал А. Даниель. С конца 50-х и до середины 80-х интеллигенция боролась с властью за свободу. Власть пыталась эту свободу всячески ограничить, а интеллигенция, наоборот, прилагала все силы, чтобы расширить рамки дозволенного, утвердить в стране свободу и независимость.



Это была борьба не только за демократизацию общественной жизни, но и за правдивое изображение истории, за культуру народа, противостояние "антисталинистов" и "сталинистов", определяющее биографию поколения, борьба за правдивое изображение российской истории, оценка сталинского прошлого, которая на ХХ съезде была явно недостаточной и умещалась в подцензурные рамки. А с приходом Брежнева произошел поворот к сталинским нормам жизни.

Власть начала политические преследования в сфере культуры. Дела Бродского, Синявского и Даниеля, Гинзбурга и Галанского, вызвавали резонанс во всем цивилизованном мире.

Я не могу осуждать диссидентов, ничего не могу сказать о них плохого. Эти люди, в принципе, отличались взглядами на окружающее, они смотрели на советское общество не так, как общая масса: с разных сторон и в ином свете, высказывали взгляды, невыгодные властям.

Советская власть твердо стояла на том, чтобы не допустить никакой независимости. Любая инициатива с точки зрения власти считалась проявлением оппозиционности, независимо от ее содержания. Поэтому диссидентский тип поведения рассматривался как враждебный советскому строю, покушение на его основы.

Диссиденты смотрели на Запад и ориентировались на те гражданские права и свободы, которые были на Западе. Они создавали институциональные формы диссиденства, неформальные общественные организации, дискуссионные клубы, самиздатские издания и т.д.

Это был новый тип интеллигентов-правдоискателей, придумывателей разных общественных проектов. С начала 70-х до конца 80-х эти "крамольники" уже находили дорожки в самиздат, к правозащитникам, к Сахарову, в "Хронику текущих событий" и т.д.

Диссиденты положили начало "движению в защиту прав человека". Виды их деятельности часто были перемешаны и практически отделить диссидента от правозащитника стало не так просто.

Диссидентом являлись, условно говоря, и поволжский немец, который добивался восстановления Немецкой автономии, и баптист-инициативник, боровшийся за возможность свободного отправления религиозных обрядов, и литовский католик, который стремился открыть костел, и художник-авангардист, сражавшийся за разрешение на проведение выставки своих картин где-нибудь на пленере...

И вот среди всей этой компании выделились люди - защитники гласности, то-есть, "правозащитники", перешедшие к проблемам свободы слова и всех других свобод и нашедшие себе язык - "язык права". Такова была эволюция диссидентов, сравнительно небольшой группы, всего нескольких сот человек в нескольких крупных городах Союза.
Они собирали информацию о политических репрессиях, систематизировали ее и предавали гласности.




В нормальных демократических странах оппозиция не преследуется. Это нормальное явление. Можно не соглашаться с чем угодно. А вот при авторитарном режиме оппозиция, т.е. "диссиденты", - подвергаются преследованиям.

И хотя массовых репрессий сейчас нет, - они могут возникнуть снова в любой момент. Поэтому это явление подлежит тщательному изучению историками, культурологам, всей общественностью.

Последние законы о политических партиях, укреплении так называемой "вертикали власти", отмене губернаторских выборов говорят о том, что мы идем обратно к диктатуре. Предписываются нормы поведения, не соответствующие Конституции РФ.

Что ж, в прошлом не раз уже было сказано, что поведение России непредсказуемо.

К сожалению, многие наши современники довольно слабо представляют себе эпоху хрущевской оттепели и горбачевской перестройки. Многие понятия прошлых лет девальвировались, а идеологические штампы сталинско-брежневской эпохи восстановлены в кратчайший срок.