Мониторинг ксенофобии

Григорий Залевский
"Ксенофобия" (Xenophobia) происходит от греческих слов "ксенос" (незнакомый, иностранный, иностранец) и "фобия" (боязнь). Ксенофобия - это любая постоянная, иррациональная или чрезмерная боязнь (или ненависть) к иностранцам или незнакомцам, часто оформленная, поощряемая или стимулируемая извне.

В данной статье предпринимается попытка оценить степень пораженности национализмом и ксенофобией властных структур, молодежи и широких масс населения РФ. К сожалению, в настоящее время проявления ксенофобских настроений и национализма представляют собой не единичные случаи (как это было недавно), а приобретают организованный, массовый характер и имеют выраженную тенденцию к росту.

Регулярными становятся демонстрации, митинги и пикеты, проводимые в российских городах активистами националистических движений, которые проводятся под лозунгами: "Россия - для русских!", "Очистим Москву от инородцев!", "Россия - всё, остальные - ничто!", "Чемодан-вокзал-Кавказ!" и другими, им подобными.

Милиционеры не только не препятствуют откровенной расистской пропаганде и прямым призывам к погромам, раздающимся из колонн и с трибуны, но наоборот, задерживают тех, кто скандирует демократические и антифашистские лозунги.

В митингах принимают участие активисты РНЕ ("Русское национальное единство"), депутаты Государственной Думы от фракций "Единая Россия", "Родина" и ЛДПР.

Российские национал-радикальные группы открыто заявляют о готовности к насильственным акциям, распространяют листовки с призывом объединяться в вооруженные отряды самообороны. Судье, отклонившей иск РНЕ, подложили бомбу. (Известия. 2004. 11 августа. Андрюхин Александр, Кириллов Роман. Мафия или нацисты?).

Ярким примером уголовного характера русских нацистов является убийство 19 июня 2004 г. в Петербурге ученого Николая Гиренко, автора целого ряда экспертиз по делам российских национал-радикалов.

С мая 2004 г. на канале ТВ-3 (Петербург) выходит программа "Наша стратегия", носящая ярко выраженный националистический (преимущественно антисемитский) характер. В качестве постоянных экспертов в нее привлечены депутаты Государственной Думы Дмитрий Рогозин и Сергей Бабурин.

Националистическая пропаганда открыто проникает в общеобразовательные школы. В мае 2004 г. был проведен всеросскийский конкурс сочинений на тему: "Что значит быть русским сегодня".

Прикрываясь столь модной сегодня на всех уровнях государственной власти риторикой о необходимости патриотического воспитания молодежи, Министерство образования России не препятствовало его проведению. Учредителем данного мероприятия выступил Комитет Государственной Думы по культуре и туризму.

Статистика убийств на почве этнической или религиозной ненависти по сравнению с предыдущими годами увеличилась. На людей "неславянской внешности" нападают группы подростков.

Под крики "Россия для русских!" и другие националистические лозунги, жертву избивают ногами, бейсбольными битами, металлическими прутьями. Часто применяют ножи.

Среди убитых скинхедами помимо граждан России и ближнего зарубежья выходцы из Афганистана, Вьетнама, Гвинеи-Бисау, Иордании, Ливии, Сирии, Китая, Кореи. В этих происшествиях пострадали граждане как минимум 24 (!) стран.

Основными очагами подобного насилия предстают Москва, Санкт-Петербург. Вслед за столицами идет Краснодарский край. Там нападаюшими, являются не скинхеды, а казаки.

Подобные преступления, как правило, не регистрируются, не расследуются, не доводятся до суда и не отражаются региональной прессой.

География националистических насильственных проявлений включает в себя более 30 регионов России, в числе которых Воронежская, Нижегородская, Тюменская, Новосибирская области, Приморский край и другие регионы.

Неонацистски настроенные подростки требуют "борьбы за чистоту расы". В 2004 г. в результате таких нападений погибло 12 человек. (Лихачев Вячеслав. Нацизм в России. М., 2002. С. 30-31).

Показательно, что сами правоохранители перестали отрицать нацистскую составляющую таких преступлений. (Нацисты угрожают правозащитникам // Права человека в России. 2004. 23 августа).

Нетрезвые подростки, вооруженные металлическими прутами, организовывают шествия по улицам городов. На юге Москвы скинхеды разгромили рынок.

В начале марта массовая драка с участием скинхедов произошла в Российском университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве. Были пострадавшие, говорили даже об убийстве. (Неконтролируемые // Газета.Ру. 2004. 27 января).

22 августа толпа бритоголовых разгромила армянский ресторан. (Андреева Надежда. День флага отиечен погромом в кавказском ресторане // Новая газета. 2004. 26 августа).

Показательна история с погромом в китайском общежитии во Владивостоке. (См.: Журман Ольга. Крупное побоище на расовой почве. // Nelegalov.Net. 2004. 28 мая).

В Читинской области этнически окрашенный конфликт учеников довел до массовой драки и фактического погрома в средней школе. (См.: Петелин Герман. Мы не можем гарантировать безопасность // Новые Известия. 2004. 18 октября).

Чиновники любого уровня (от администрации школы до губернатора) неспособны грамотно и своевременно исполнять свои обязанности. В условиях непрекращающейся войны в Чечне выбор "инородца" в качестве "врага" идеален.

Захват детей в Беслане является важнейшим показателем продолжающегося роста кавказо- и исламофобии в России. Этот рост отражают социологические опросы и анализ публикаций российской прессы. (Левада-Центр о националистических настроениях россиян // Национализм и ксенофобия. Сова-центр).

На самолетах началась "эпидемия" отказов пассажиров лететь вместе с людьми, кажущимися им "кавказцами" или "мусульманами". С рейсов снимали не только уроженцев Кавказа и мусульман, но и людей, на них похожих.

В Петербурге в одной из больниц отказались госпитализировать пациента за "кавказскую" внешность, хотя он оказался этническим украинцем. (См.: Кожевникова Г. Язык вражды в СМИ после Беслана // Национализм и ксенофобия. Сова-Центр. М., 2004).

Одним из наиболее отвратительных проявлений антисемитизма являются нападения на еврейские кладбища, культурные центры и синагоги.

Попытки поджогов, погромов и других актов вандализма в отношении синагог и еврейских культурных центров имели место в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Челябинске, Перми, Омске, Ульяновске и других городах России.

5 марта в Москве, в здании принадлежащем Институту изучения иудаизма, сработало безоболочное взрывное устройство. К счастью, люди в здании в это время отсутствовали.

Наиболее распространенным проявлением антисимитизма являются публичные антисемитские заявления и публикации.

Из скандальных примеров нельзя не назвать антисемитских высказываний в одной из Калининградских газет в адрес премьер-министра Фрадкова. (Прокуратура Калининграда возбудила дело против антисемитской газеты // Антисемитизму.Нет. 2004. 15 сентября).

Не прошла бесследно "антисемитская тема" и в деле ЮКОСА: диада "олигарх-еврей" довольно прочно закрепилась в умах наших сограждан и не замедлила проявиться как один из элементов социального недовольства.

Митинги "обманутых вкладчиков", проходившие в Москве, нередко проводились под антисемитскими лозунгами. Озлобленные люди требовали "обуздать" и "выгнать из России" зарвавшихся "Абрамовичей, Ходорковских, Вексельбергов и прочих Фридманов". (Обманутые вкладчики выходят на улицы Москвы под антисемитскими лозунгами // Седьмой канал. 2004. 25 мая).

Нападения на молельные дома протестанских деноминаций носят явные признаки религиозной нетерпимости, демонстрируют готовность к открытому насилию.

В течение 2004 г. были сожжены молитвенные дома пятидесятников в подмосковном Подольске, в Ярославской области, молитвенный евангельских хримтан в Ижевске. В нижегородском адвентистском молельном доме устроили дебош члены местной организации РНЕ. В Туле был взорван молитвенный дом евангельских христиан-баптистов.

Протестантские деноминации нередко представляются в качестве "тоталитарных сект" и на общероссийском телевидении.

Ксенофобные настроения растут не только на бытовом уровне, но и становятся нормой поведения региональных политиков. (Ягодкин Александр. Искали национальную идею - нашли нацистскую // Новая газета. 2003. 11-13 августа).

Возможности общественных организаций в деле противодействия радикальному национализму крайне ограничены, а взаимодействие их с представителями власти по различным причинам затруднено.

Судебные решения по делам о погромах выносятся как за обычное хулиганство, присяжные признают участников бандитских нападений заслуживающими снисхождения и наказание выносят условно.

Мягкие и редкие приговоры членам шовинистических группировок заметно контрастируют с жесткими приговорами сторонникам демократических преобразований и правозащитникам.