Северная Одигитрия

Даниил Кузнецов
 СЕВЕРНАЯ ОДИГИТРИЯ
 Глава первая

 В конце ХIV века случилось быть новгородским купцам в Царь-граде. Путь туда был далек и непрост. И посему, после решения дел своих, пошли они за благословением к цареградскому патриарху на обратный путь. Седой патриарх показал им богатые византийские храмы, иконы в позолоченых ризах и окладах. Возле одной из малых икон купцы остановились: – Да это ж яко наша чудотворная Тихвинская! Патриарх вострепетал: – Не знаете ли вы, люди благочестивые, что-нибудь о явлениях этой иконы Пресвятой Богородицы, Одигитрии, написанной апостолом Лукой, которая отошла, по грехам нашим, от царствующего града Константина? Купцы рассказали ему о явлении иконы Пресвятой Девы над Ладожским озером, а потом над землями новгородскими; многих при ней чудесах, исцелениях. Восскорбев сердцем, патриарх признался, что икона Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом не раз уже покидала в неизвестном направлении царственный град, а потом, неожиданно появляясь вновь, творила чудеса, исцеляла, подавала победы.
Патриарху открылось, что святая икона не вернется более в Царь-град. Он показал купцам позолоченный оклад ея, зияющий как провал и сказал: – Чрез гордость нашу, неправды наши, братоненавистничество, покинула нас Одигитрия, путеводительница. Ушла на русскую землю. О Боже, Боже... Турки и сарацины с кривыми мечами вдруг померещились ему.
Через несколько десятков лет Царь-град сокрушительно пал.

Божиим летом 1383 года, во время державы Дмитрия Донского, ловили рыбу на Ладожском озере рыбаки. Далеко уплыли. И видят вдруг в небе явление дивное; что-то похожее на солнце, быстрее полета орла нисходящее. Пригляделись, – икона Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом. Лучистая, упокояющая, неуклонная в шествии своем. Отходящая далее и далее в полночную страну Россию.
Икона Пречистой явилась на Смолковой горе близ реки Оять. Сотворила чудеса, исцелила болящих. Но через несколько дней чудодейственно скрылась.
В селе Имоченицы для явленной иконы Богородицы быстро возвели церковь Рождества Христова. Но образ и там не задержался.
Явилась икона над Куковой горой. Крестьяне из ближнего села стали тотчас строить часовню, стали возносить Богоматери молитвы, просить, чтобы сошла к ним своею иконой и осталась с ними навсегда. Царица небесная благоволила остаться в месте сем един час.
В местечке Кожели благодарные жители построили Богоматери часовню честнаго ея Покрова...
Явления сии произошли в местах, где традиционно любили Николая Угодника. При шествии Царицы небесной по воздухам ангельские хоры пели:

Славьте, славьте Царицу светов,
Славьте, славьте Царицу светов,
Славьте Царицу небесную...

Царица небесная неисповедимо пожелала остаться иконой своей в захудалом местечке Тихвинский погост. При явлении образа крестьяне взялись построить немедля часовню Успения. Срубили три венца и отправились спать. Стража при чудодейственной иконе тоже “уснула”. Проснулись поутру — ни иконы, ни сруба. Чисто все вокруг. И щепки как птички куда-то улетели. Запричитали тотчас мужики, заголосили, каясь, что прогневили Господа, оскорбили Пречистую. Но узрели вдруг на другом берегу Тихвинки неизреченный свет. Побежали туда, а там икона Пресвятой Матери в начатом срубе ласково их встречает.

Шел клирик Георгий, в новопостроенной церкви – самый малый, накануне праздника Успения, возвещать по селам о готовящемся освящении ее. Шел лесами, полями... Радовался как дитя предстоящему дню. Как на крыльях летел.
И увидел вдруг во бору Пресвятую Богородицу “на кладе сосновой сядущу, светом неизреченным сияющу, в руце своей червленный жезл имущу”. При ней был “муж светлый во святительских ризах” – Николай Угодник. Георгий пал ниц. Святитель же Николай, приблизившись к нему и тихо коснувшись его руки, сказал: – Востани, не бойся. А Пресвятая Мать “милости своея сего просветивши и человеколюбие от него страх отъемши”, обратившись к нему произнесла: – Иди человече, идеже совершают церковь Успения моего, и хотят поставить на ней крест железный, и ты шед глаголи священникам и людям, да поставят отсель крест древян, понеже сын мой Господь Иисус Христос распялся на кресте древян, а не на железне.
Благоговейный же Георгий со страхом изрек: – Госпожа Владычица, не имут ми веры. Святитель Николай отвечал: – Аще не имут ти веры будет знамение. И тотчас Богородица и святитель “не видимы быша”.
Георгий поведал священникам и людям повеление Пречистой о деревянном кресте. – Они, “ему не имше веры, повелеша на церкви ставити крест железный. А егда начать ставити, внезапно бысть буря великая и восхити человека от верха церковного, и яко руками снемши, постави его на землю со крестом невредима”.
Священнослужители и тогда не охотно поверили Георгию. Крест из сосны на которой восседала Царица Небесная, сделать-то, сделали, но поставили его не как она повелела, а над часовней святителя Николая, построенной вскоре в лесу на месте явления. Место сие назвали – Беседная пустынь.

Это явление Пресвятой Девы и последующие за ним события столь восхищали позже поэта А.С.Пушкина, что он посвятил ему небольшую поэму.

В Священных гимнах воспевая
Марию Деву ублажим
И с ней Святого Николая
Явленье радостно почтим.
Ликуй Беседная пустыня
Святись и славою сияй.
О ты, преславная Святыня
В тебе я зрю Господень рай!
Присутствием Пречистой Девы
Ты днесь была освящена
На посеченном бренном древе
Сидеть изволила она
Подобно как бы на престоле,
Сойдя с Святителем с высот.
Открыть свою Святую волю
И посетив Христов народ...
Она держала жезл червленый
Пред ней Святитель предстоял
В священных ризах облеченный.
От них пречудный свет сиял...
От страха ниц упал Георгий:
– Не бойся – рек ему Святитель,
Раба возставив от земли,
Ты церкви Божией служитель,
Что рцет Царица, Ей внемли”
Церковник в чувство приведенный
Пред Богоматерью стоял
И слыша глас неизреченный,
Ее велениям внимал.
Взирая светлыми очами,
Она Георгию рекла,
Своими кроткими устами
Сии священные слова:
– Скажи строителям церковным,
На храме, созданным мне в честь,
Пред освящением над оным,
Не ставили б железный крест:
Мой Сын и общий наш Спаситель
Своей всех кровью искупил,
Греха земного Разрушитель
За всех на Древе смерть вкусил.
Царицы выслушавши волю,
Георгий в сердце сохранял,
Благоговев перед Святою,
В ответ Владычице сказал:
– Твою, Царица Пресвятая,
Исполнить волю я готов;
Царя Благого Мать Благая,
Моих не примут люди слов?
На это сам Святитель рек:
– Делами благодати мы
Умы неверным убедим
И завтра знаменье пред вами,
Христовой силы совершим...

Глава вторая

Летом 1510 года Тихвин трехдневно посетили великий князь Василий Иоаннович и владыка из Великого Новгорода. Князь был в восхищении от чудотворной Тихвинской и других икон; говорил о ризах к ним да резных окладах. Щедро жертвовал деньги на обитель. А владыка все к делам новгородским его склонял. О другой помощи его просил. Говорил, что черная туча “жидовской ереси” заполонила новгородскую землю, помутила умы. Князь и тихвинский поп Глазун слушали его в пол-уха, – не мое; не наше.
Батюшке казалось, например, что после недавнего церковного собора наступают святые времена. Богатые монастыри, церкви, теперь золотыми куполами-луковицами воссияют. Зазвонят благовестнически колокола. Потянутся в монастыри, к благолепию их, люди благородные, благовоспитанные. А бродягам всяким отсель – разгон. Он умиленно представил как монахи, овечки кроткие, на церковных пажитях, дружно косят сено, а монашки, овечки безропотные, то сено сгребают. А нарядные крестьяне и крестьянки в деревнях хороводы водят, песенки поют:
 Туру, туру, пастушок,
 Выйди утром на лужок.
 Ибо Мать-церковь, если необходимость возникнет, благотворительностью теперь заниматься будет; в голодные годы с голоду никому умереть не даст. Так на соборе игумен волоколамский обещал.
Князь Василий пригласил попа Глазуна посетить московские храмы. Поп возрадовался: – А как выйду я, после вкушения Святых Даров, всеблагий, на Красную площадь, и будет народ московский всерадостно на меня взирать, потому как я служитель при чудотворной Тихвинской. В стольном граде и отдохну. Трудно в страхе Божием все время пред чудотворной иконой пребывать. История у нее особая: – Хоть и давно это было, – думал поп, – а все озноб по коже. Вот что рассказывают: семь лет спустя после явления чудотворной, Юрыш, клирик тот Георгий, которому Божия Мать с Николаем Угодником в лесу привиделись, к старцам на Белое озеро ушел. Вспыхнула вскоре ночью церковь и сгорела. Пришли утром батюшки и братия – ни церкви, ни чудотворной... Пепел один. И убоялись они страхом великим, какого вся Русь не знала со времен нашествий Тамерлана, когда весь русский люд в страхе и в ужасе взывал к Матери Божией : – Спаси нас, Пресвятая Богородица, Спаси нас!!! Как запричитали они в страхе великом: – Матерь Божия, Матерь Божия, смилуйся, спаси нас!!! Смилостивилась Пресвятая Богородица, явилась иконой в можжевельнике рядом с деревянным крестом Николы, потому как и Угодника Божия часовня в ту же ночь сгорела. Батюшки потом глаголили: – Вот так икона, вот так чудотворная! Какие знаки дает! Это – чтобы ни одного маловерного среди тихвинцев не осталось; чтобы все к иконе ходили, да денег побольше жертвовали.
А когда, спустя пять лет, церковь и часовня опять ночью сгорели, страха великого уже не было, потому как чудотворная и Николы крест на пепелище остались. Батюшки восклицали: – Вот так икона! Горит, а не сгорает. Сама Купина Неопалимая! А красоты какой невиданной! Не то что тощий куст Моисеев. А знаки-то, знаки, какие дает маловерам.
Церковь после и в третий раз горела. Днем вспыхнула. И видели Царицу небесную в огненном сиянии, в окружении архистратигов горних. И исполнившись архистратиговой решимости, и трижды перекрестившись, трое крестьян вынесли чудотворную икону из пламени.
А потом сто лет на Тихвинском погосте были тишь, гладь и Божия благодать. Когда только каменную церковь со крестом железным возводить начали, неожиданно рухнули стены ее. Батюшек с церковными рабочими придавили. Три дня они в страхе и в ужасе, тепленькие, под руинами лежали, молитвы бормотали; пока крестьяне, опомнившись, руины те не разобрали. Нашли всех целыми и невредимыми. Батюшки потом говорили: – Вот так покров! Вот так покров!
К чудотворной Тихвинской, – глаголил пред Вышним поп Глазун, – прослышав о чудесах и исцелениях, люди со всей Руси идут. Странники, монахи, бродяги разные... Старцев порой трудно от крестьян отличить. Несколько лет назад кто-то суковатый посох в церкви незаметно оставил. Страх объял служителей божиих; вынесешь посох из храма, а его святой старец оставил.., а не вынести, вдруг не старца он, – оскорбишь тем самым святыню Божию. Опять что-нибудь может случиться... Три дня служители божии в молитвах к Матери Божией предстояли, вразумления как быть им просили. Пока посох тот не унес кто-то.
Церковный собор 1503 года все прояснил. Лицемерами оказались старцы. Говорят, например, что по многу дней не вкушают, а сами тайно вкушают. Говорят, что богатств земных не ищут, а сами вот что, по сребролюбию своему, в летописании пишут: – «... сказывают о чудной, необыкновенной иконе, поставленной в дупле одной многолетней, белой, кудрявой березы. На иконе – прекрасный лик Пресвятой Богородицы. Никакой живописец не писывал подобного! Золото, серебро; камни драгоценные, ослепительного сияния, составляют раму и ризу сокровища. Пред образом теплится неугасимая золотая лампада, унизанная редкими алмазами. Всякий безоружный человек пойдет искать это чудо – находит и видит его; вооружитесь же топором, даже гвоздем, – не увидите. Такова была воля пустынника, христианина грека, оставившего в пустыне свое сокровище».

Летописать и мы умеем, – глаголил пред Вышним поп. Однажды, по благословению владыки новгородского, собрались священнослужители идти от Новгорода до Москвы крестным ходом с иконами, крестами и молебным пением, чтобы великий князь Василий понял, наконец, какая черная туча “жидовской ереси” нависает над русской землей. Нестяжатели-старцы, конечно, в сторону. Страшных еретиков детьми неразумными называют, вразумлять которых не гонениями, а словом советуют. Владыка говорил, что нестяжателям нет дела до бед расейского Отечества.
А вот “Сказание о крестном ходе”, который совершили вокруг одной богоспасаемой церкви в день Святаго Духа: «Иже неверны и жидове суще от того времени, егда Христос от мертвых восется хотяху тридневное Его воскресение утаити, яко Матфей свидетельствует, даша стражем много сребра, даже поведали пред людьми, яко нам спящим, пришедше ученицы Его украдоша, и аще услышано будет то, игемона мы его утолим, а вас безпечальни сотворим ... после недели заутрени протопоп Богородицкой с собором ходит со крестом к Архангелу, а емлют токмо крест да образ запрестольные Пречистые Богородицы, да крест подвизальной в руках: и пришед ко Архангелу, говорят токмо ектенью со кадилом чтут молитву Богородицы и отпуст со крестом...»
Поп Глазун глубоко вздохнул. Душа его просилась в тихий монастырь Святой Анастасии, покровительницы овец.

В 1547 года в Тихвин приехал сын князя Василия тогдашний царь Иван Грозный, хлопотать о строительстве тут большого монастыря. Молился Пресвятой Богородице, постился, жертвовал, хлопотал... А потом с опричниками своими лучшего зодчего Федора Сыркова с собой увез и в “тайныя землянки бездонная” в подмосковном селе Тайнинском замучил. Грозный Иван сослал сюда, в монастырь, свою четвертую жену Анну. Сопровождал ее хмурый тюремщик Тушин. Тюремщику столь понравилось вкушать “дары” в богатом монастыре, что он вскоре стал тихвинским воеводой.

* * *
Когда монахи Зосима и Савватий впервые ступили на мерзлую соловецкую землю из суковатого посоха Зосимы вылетела золотистая пчела. – Смотри, Зосима, пчела, – сказал Савватий. – Это добрый знак. Пчела для Бога все равно, что змея для лукавого.
Глава третья

В 1613 году, в царствование Михаила Федоровича Романова, воспылав любовью к Отечеству, воевода Трусов с малым числом храбрецов выгнал из тихвинского монастыря заспанный шведский гарнизон. А пока шведы бежали сотню верст к своим укреплениям на реку Мсту, а оттуда в Новгород, к своему военачальнику Якобу Понтусу Делагарди; в освобожденную обитель, к Пресвятой Богородице, к чудотворной иконе ее, три года находившейся в пленении у лютеран; потянулся разный божий люд: монахи, странники, богомольцы, болящие, казаки смутного времени. Вскоре появились и, изгнанные оттуда шведами, церковные служители.
За три года до этого шведские войска, призванные в Россию Василием Шуйским с благой целью освободить от поляков Москву, ни денег, ни продовольствия не получили, – застряли в неопределенности между Новгородом и первопрестольной. Объявившись в Новгороде, военачальник Делагарди предложил; если уж такая смута в стране, призвать на российский престол принца Карла Филиппа, обосновывая это тем, что русскому царскому роду положили начало варяги Рюриковичи. Никто из дворян слушать его не захотел. Тогда, скоропалительно разъярившись, Делагарди объявил о присоединении к Швеции всего Новгородского края, разрешив своим гарнизонам искать пропитание и деньги как хотят. Иначе говоря, разрешил грабить население. Таким образом и появились шведы в богатом тихвинском монастыре.
Разгон гарнизона в Тихвине Делагарди счел безчестием. Ходил – взад и вперед. Слов не находил; на иконы что-ли православные насмотрелись, лбами задеревенели... Он выгнал беглецов с глаз долой и послал за новым пополнением в Швецию. Прослыв страшным захватчиком, Делагарди в России еще не воевал. И потому рвался в бой. Бушевал: – Целый край у ног моих. Что там деревянная эта крепостишка!

Узнали батюшки, монахи, странники, да малые числом казаки, о приближающихся к обители шведских войсках. Вот-вот подойдут. А противостоять им никаких сил нет. И можно ли оставить врагу вновь чудотворную икону Пресвятой Богородицы! – Одна надежда, – на небесную Мать – заступницу рода христианского, – решили в обители. И стали молить Богородицу на коленях о заступничестве, покрова ее просить. Слезы у многих ручьем текли. Каялись. Обиды выплакивали за поругание земли русской.
Этой же ночью Марии с Онеги-озера, раньше слепой, у чудотворной иконы, по молитвам своим, прозревшей; явилась во сне Пресвятая Богородица и сказала: – Иди и скажи всем в обители, пусть возьмут образ мой и обойдут с ним по стене, вокруг обители: да узрят милость Божию. Мария поведала всем об этом чудном явлении. Взяли христолюбцы икону и обошли с ней вокруг обители с молитвами и слезами. Слетелось множество херувимов и серафимов горних. Блеснули огненными мечами. Шведы отступили от обители на сотню верст, ибо напали на них неожиданно смута в умах и страх.
Делагарди не понял из донесений: почему отступили от сих монастырских стен его войска, и потому, разъярившись, приказал гренадерам разнести в щепки эту деревянную, досадившую ему дважды, крепостишку. Узнав об этом, осажденные оробели. Двое сбежали. Многие тут же преклонили колена перед образом Пресвятой Богоматери, прося ее покрова и заступничества.
Ночью Пресвятая Богородица явилась во сне соловецкому монаху Мартиниану и сказала: – Погибнет место сие от многого блужения и поганства... Мартиниан о сем горестно поведал осажденным. – Не бывать тому, чтобы погибла святая обитель, – воспряли духом казаки. – Не бывать более блужению и поганству в доме Пресвятой Богородицы. И, приструнив плетками, сгоряча, нескольких, находившихся при обители, отмирских женщин, принялись вычищать с территории монастыря всяческий сор и навоз.
И опять явлена была христолюбцам милость Божия. Исполнившись архангельской решимостью защищать до полной победы дом Пресвятой Богородицы, казаки и монахи бревнами и камнями раскидали со стен монастыря внезапно пошедших на штурм обители шведов. При сем в церкви не умолкала и молитва: – О Пресвятая Владычица, Богородица, надежда наша и заступница, помоги нам смиренным и слабым и не имеющим ни откуда помощи, кроме тебя, Владычица. Прогони ты силою своею всех врагов, пришедших разорить святой дом твой.
Шведы ушли. Но все понимали, что не надолго. Из дальних своих укреплений гренадеры грозно катили к монастырю пушки. Молитвенное пение в нем не умолкало. Монаху Мартиниану опять ночью во сне явилась Пресвятая Богородица в сопровождении Николая Чудотворца, Варлаама Хутынского и Зосимы Соловецкого и сказала: – Иди и скажи всем, чтобы прогнали свиней от порога дома моего.
Казаки призадумались: – Порядок мы навели, вино больше не пьем в драке покаялись... Выходит, что “ свиньи” – те шведы, которые ночью вернулись и начали тайно вести подкоп под святую обитель. Возгоревшись на этих тайнокопателей праведным гневом, казаки лихо выскочили на них из монастыря. Захватчики попадали от неожиданности кто в ров, кто в реку. И частично бежали. Два десятка казаков показались им воинством несокрушимым.
На следующий день в обитель пришел селянин Григорий и сказал, что ему во сне явилась ему Пресвятая Богородица и просила прогнать свиней с порога дома ее. Казаки на сей раз “свиньями” сочли казачка Тяпку и богомольца Пересветова, которые подались со страха к шведам. И, видимо, донесли, что у осажденных кончился порох.
Когда в тихвинскую обитель прибыли с подкреплением московские воеводы, никаких шведов поблизости не оказалось. А посему, отстояв литургию и немного отдохнув, воеводы решили возвратиться в стольный град. К ним немедля подступили церковные служители, батюшки, говоря что нужно увести в сопровождении их чудотворную икону Заступницы в Кремль. Оградив ее тем самым от возможного поругания. Воеводы согласились с решением их. Только вот не смогли ни братия, ни батюшки сдвинуть икону с места. Сколько не тужились. При таком покрове Царицы небесной обитель и с малым числом защитников устоит, восхищенно говорили воеводы, уезжая с подкреплением в Москву.

Делагарди ярился на трусость своих офицеров и солдат пуще прежнего. Метал громы и молнии. А насчет тихвинской обители мысль имел одну: разнести ее в щепки со всеми иконами. После того как воеводы уехали, крестьяне сообщили в обитель, что шведов видимо-невидимо стоит на шведов видимо-невидимо стоит на Сясе-реке. На сей раз с пушками. Вознеся усердно молитву Богородице, малые числом казаки опять решились на смелую вылазку. Рванули в огненном порыве из монастыря на Сясь-реку. Посмотрели. Да! Видимо-невидимо шведов. И грозные пушки при них. Не одолеть их столь малыми силами. Вернулись казаки и пали к стопам Богородицы: – Спаси нас, Святая, Пречистая наша Мать, на тебя лишь уповаем, на тебя лишь надежду возлагаем!
То было в день на воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, 14 сентября 1614 года.
А на следующий день не оказалось шведов с пушками на Сясе-реке. Совсем ушли. Один крестьянин, бывший у них в плену, позже рассказывал, что увидели вдруг все захватчики разом, выходящий грозно из монастырских ворот с крестами и хоругвями молниеподобный полк и услышали в небе громогласные победоносные трубы.
И посему бежали шведы по лесам и топям, не разбирая дороги. И ухал им вослед, поднимаясь из чухонских болот, с вытаращенными глазами таинственный великан.

Яростный полководец Делагарди не беспокоил больше обитель. А в целом и всю новгородскую землю. В феврале 1617 года в деревушке Столбово он подписал заключение о мире между Швецией и Россией. При этом мир был и в его сердце. Шведский граф ни на что не претендовал. На подписание мира привезли икону Тихвинской Одигитрии. Взглянув на лик Пресвятой Богородицы, Делагарди поклонился ей, подтянулся и, отчетливо щелкнув каблуками, вышел.
Глава четвертая

Жил-был в Тихвине Никита, имевший обычаем своим ходить по святым местам. Он много раз был на Унже-реке, в местах чудотворца Макария Желтоводского. А у Тихвинской иконы Богородицы странник Никита все слезы лил... После литургии, в июне, 26 дня, услышал он за дверью Иисусову молитву. Открыл дверь и увидел седого старца. – Ты ли, Никита, на Унжу приходил? – спросил его старец. – Да. Я, грешный, не раз ходил на Унжу помолиться. По дороге старец сказал Никите: – Иди в честную обитель Богоматери и поведай игумену и братии, чтобы удалялись от пьянства и воздержались от всякого хмельного пития в доме Пресвятой Богородицы. Совсем бы его не имели, потому что рождаются от него все злыя и скверныя дела. А равным образом, чтобы в монастыре женского пола, кроме как в церкви, не обреталось. И чтобы все молились к Господу и Пресвятой Богородице непрестанно, ибо хочет Пречистая Богоматерь посетить дом свой великим посещением и очистить его от всякой скверны.
Отправившись в монастырь, Никита стал по дороге размышлять, что это за старец такой и вернувшись спросил его: – Поведай мне честный отче, имя твое, кто ты и откуда? – Я Макарий Желтоводский. Пришел вот помолиться Пресвятой Богородице, увидеть пречудный ее образ, – ответил старец. И стал невидим.
В монастыре Никита рассказал игумену и братиям, что заповедал старец, но они не обратили на слова его никакого внимания.
Прошло три дня. В обители неизвестно вдруг отчего загорелась одна келия, за ней другая. Поднялся ветер и огонь охватил разом все монастырские постройки. Бросились игумен и братия в церковь Богоматери к чудотворному образу ее, искать защиты. Но огонь стал рваться и в церковь. Разгулялся и на паперти церковной...
Церковники потом рассказывали, как благоговейно и благолепно, с молебным пением, выносили они образ Пресвятой Богородицы из огня. Но видели люди, как вцепившись в икону и друг в друга, они, повизгивая, из догорающей церкви вылетали.
То было 29 июня 1623 года, в Петра и Павла день.

* * *
В царствование “тишайшего” царя Алексея Михайловича шла бойкая торговля со Швецией. Новгородские купцы сновали по водным дорогам в Стокгольм и обратно. И увидели вдруг у купца-шведа икону “зело искусную”, удивительно похожую на явленную Тихвинскую. – Откуда у вас сей святый образ, – спросили они у богатого шведа. Купцу же икона досталась по наследству, со времен русско-шведской войны. Для него, лютеранина, икона была все равно что картина. У новгородцев сразу же возникло желание увезти икону в Россию. Лютеранин однако не соглашался отдать ее ни за какие деньги. В следующий раз за иконой пришли к нему богомольцы-послы: – Аще хочешь, подай нам, Владычица, милость свою, не отлучи нас от пречистого образа твоего, – молили они непрестанно. Пресвятая Дева услышала молитву. Швед уступил икону за сто золотых монет.

Поздней осенью возвращались послы с иконой в ладье через Неву и озеро обратно в Тихвин. Море прошли благополучно. А на озере стали ссориться с мореходами, забыв о присутствии в ладье на иконе Пресвятой Богородицы. Разыгралась буря. И понесло ладью вдаль от берегов. Бросало ее из стороны в сторону. Заливало ледяной водой. Одна осталась надежда: на Богородицу. – Спаси нас, Матерь Божия! Не дай погибнуть в пути, – воззвали к ней послы и мореходы. Когда рассеялась мгла они увидели, что ладью прибило к монастырю Николая Чудотворца на Сторожне. А дальше путь вел через Свирь-реку на реку Оять, где явилась икона северной Одигитрии.
Икону несли с Ояти сухопутьем к Тихвину тем же путем, которым шествовала раньше икона Пресвятой Девы. Тихвинцы радовались встрече. Все монастыри и церкви звонили в колокола. Навстречу образу Пресвятой Богородицы шли с хоругвями крестные ходы.
Пресвятая Богородица пожелала остаться образом своим в Спасо-Преображенской церкви. Сей день, пришествия стокгольмской иконы 13 ноября 1671 года, стал тихвинским праздником.

Северную Одигитрию не раз посетил благоверный император Николай II. Молился пред ней о выздоровлении своего сына, цесаревича Алексея. Эта древняя икона, с потемневшим ликом, издревле слывет исцелительницей детей. Император, как и многие верующие, знал, что рука Богоматери-Одигитрии на иконе теплая. И путеводящая.