Соня

Яшмовая Ящерка
Дым над трубами стоит стоймя — мороз крепчает к ночи. И дым заледенел столбами, и свет редких фонарей — пирамидами. Мертвеют кончики пальцев в перчатках и уши под пыжиком. Соня идет быстро, а кое-где — скользит.

 Подходит к предпоследнему дому на улице. Из трубы торчит бледная тень — дым. Печь топят, сволочи!

 Соня давит мертвым пальцем звонок. Тут же из конуры выпрыгивает зверина, рвется с цепи, задыхается от лая. Люта. Так ее Светкин отец назвал и по пьяни татуировку ей сделал на мохнатом лбу — Л. Это Светка говорила, может, насочиняла — разве проверишь? К Люте и не подойдешь. Бешеная она и огромная, как конь. Цепи рвет — только успевают новые покупать и штрафы платить. Зверь она, зверь. Монстр. Да Соня собак не боится.

 Из дома выходит Светкина мать, машет рукой — заходи! Не хочет Соня заходить, можно и так, через ворота, все сказать. Но мамаша уже уползла в дом. Приходится войти и мимо Люты по тропочке красться, а потом брызги ее слюны с шубы стирать.

 В доме — коридор света и три черных провала, Светкиной мамаши глазищи и рта дыра:

 - Сонь! А где ж моя Светка?!

 Смуглые руки сцеплены, дрожат. И предчувствие беды, как разряд тока, заставляет передернуться.

 Но Соня плохих вестей не несет:

 - Она завтра утром зачет сдает. Вечером приедет!

 Врет Светка матери. Веселится она сейчас в общаге с однокурсником, домой не поехала в пятницу, Соню попросила предупредить ее родителей — телефона у них нет. И Соня врет. Пришла вот по морозу, чтоб соврать:

 - Ждите завтра, спокойной ночи. Да сдохните вы все! — (Это — шепотом, когда дверь захлопнулась). Свет остался за дверями, и попробуй тут пройди по высокому льду тропинки, чтобы не поскользнуться!

 Ботинок Сони попадает на покатый бок ледяной дорожки, скользит вниз, Соня не удерживает равновесия. Катится к Лютиной конуре ногами вперед.

 Тут же глохнет от лая и утробного рычания.

 Трещит лисья шубка, рвется на животе.

 Летят клочья белого шарфика, уже в алых брызгах. Умирают от потустороннего холода кончики пальцев на руках и ногах, а из растерзанной груди бьют горячие ключи, разливается дымящееся озеро, плывет мягкой лавой.

 Все темно, только горят от ярости два маленьких глаза. Щурятся они и прерывисто сопят.

 Багровеет шрам — Л — на мохнатом покатом лбу, его лишь и видит Соня.

 И всё.

 

 

 Откуда бы силы взялись. А Соня отталкивает оскаленную морду, перекатывается на рваный живот, успевает подхватить со снега пыжик и ковыляет прочь.

 Люта не собирается упускать добычу, скачет на грязном утоптанном снегу.

 Хрипит от удушья.

 Что-то звонко лопается.

 Люта от неожиданности пролетает несколько метров вперед.

 Спотыкается, тут же выравнивает бег.

 Разгоняется.

 Обрывок цепи звенит в морозном воздухе.

 И Соня прибавляет ходу, сворачивает в огород, увязает в снегу.

 Люта проваливается по брюхо, задыхается от лая, пашет снег как трактор.

 Соня мертвыми пальцами цепляется за ограду.

 Сетка гнется.

 Летят клочки лисьего меха.

 Но Соня все-таки переваливается на ту сторону.

 Сетка распрямляется, острыми концами проволока хлещет рычащую морду, распяленную пасть.

 Рев переходит в жалобный визг.

 А Соня уже в другом — спасительном — соседском — огороде. Можно посидеть в снегу и посмотреть на Люту за оградой. Собаки лают уже по всей улице, как в аду.

 Во дворе беснуется Рэмбо — небольшая страшная дворняга с обезьяньим лицом.

 Открывается дверь, прямоугольник света — провал в темной громаде дома, и черный силуэт: сосед Светкин, Робка.

 С ружьем.

 Шатается, сипит:

 - А, кто здесь, бля? Кто влез?

 Соня вжимается в снег. На всякий случай — принимает позу низкого старта. Робка — алкоголик, такой же псих, как и его пес.

 Поднимает ружье, оно виляет в нетвердых руках.

 За сеткой рвется в истерике Люта.

 Грохает выстрел, сыплется снег с яблони над Сониной головой.

 Люта приседает и на миг затыкается.

 Тут же заливается еще громче.

 Заходится лаем вся улица.

 Соня ползет в конец огорода, подальше от Робкиного дома.

 Звенит цепь, орет Робка:

 - Возьми, Рэмбо! Взять!

 С надсадным лаем врезается в снежную гладь черная торпеда.

 Тонет в снегу, бежит сломя голову Соня.

 У ограды — куча мусора: на нее, дальше — кусты: сквозь них, на сетку, через сетку.

 Взлетает на мусорную кучу и Рэмбо, бьется в ветках, запутался, визжит.

 Прет через огород Робка, орет на бегу, проклинает.

 Палит из ружья.

 Соня в лисьей шубке — хорошая мишень, заметная на снегу.

 Она бежит на четвереньках, пригибается.

 Скатывается в ров под насыпью.

 Сухие выстрелы подстегивают, срезают ветки.

 Во рву вода.

 Соня коленкой пробивает лед, твердая корка ранит ногу.

 Штаны намокают.

 Коченеет нога.

 Встать нельзя, и стоять на карачках в ледяной воде — тоже.

 Соня на четвереньках ломится вперед, проваливается руками и коленями под лед, ходу не сбавляет.

 Сзади матерится Робка, через ограду не может перелезть. А не уходит — все орет и палит. Будто воры зимой в огород к нему залезли.

 Крики, лай, выстрелы заставляют Соню бездумно рваться вперед.

 Ров кончился.

 Уже обрыв.

 Откос заледенел, из серой корки торчат камни и осколки стекла.

 Выставила руки вперед, процарапала перчатки, но затормозила Соня.

 Внизу кусты, снег, но это уже река, извивается черным разломом быстрина. Соня замирает, лежа на животе и уставившись вниз. И осознает, что лай и крики остались сзади, за ней не гонятся или пока отстали. Гудит в ушах, оглушенных собачьим ревом и выстрелами. Соня встает, взбирается на насыпь, на железнодорожный мост, идет, шатаясь, по шпалам. Рябит в глазах, зеленая луна впереди.

 Без мыслей шагает Соня, улыбается.

 А ведь это не луна — светофор. И поезд уже догоняет.

 Соня вздрагивает, оглядывается.

 Неохотно начинает — продолжает — свой спотыкающийся бег.

 Свист пронзает воздух.

 Стука колес не слышно, бухает сердце в ушах.

 Конец моста. Успела Соня.

 Ботинок проваливается в щель между шпалами.

 Нога подворачивается, так больно.

 Соня падает на живот, верхней челюстью на рельс.

 Хрустят и высыпаются передние зубы.

 Соня дергает ногу из щели, перекатывается через рельс.

 На спине съезжает с откоса — уже другого берега.

 Спину бьют острые камни во льду насыпи, мелькают перед глазами ветки, снег с песком в кровавом рту, а наверху проносится поезд, и теперь Соня слышит стук его колес, а потом и треск льда под своим телом.

 Провалилась она в реку, выехав на лед уже на несколько метров.

 Холод и стремительное течение чувствует Соня.

 Хватается за лед.

 Тот ломается.

 Намокшая шуба тянет вниз, а течение — под лед.

 Соня взбрыкивает, нога нащупывает камень на дне.

 Отталкивается, как дельфин выпрыгивает из воды.

 Обрушивается на лед, ломает его, но уже таранит грудью, выбирается на берег.

 Наверху, над откосом, — дом. Карабкается Соня наверх, тяжело бежит к дому, дыша вслух, со стоном. Цепляется за перила, гребет так до пятого этажа, врывается в квартиру — то-то мама перепугается.

 Мама лежит в коридоре.

 Под ней темное пятно.

 Голова разбита.

 Светлае волосы слиплись в багровые комы.

 Открытые глаза не видят Сони.

 Мама не вскрикивает, не тянет дочку в ванную, не отпаивает чаем. Мама лежит.

 Дверь на кухню приоткрыта.

 Видны ножки Славика и вывернутая кверху ладонь. Полосатые рейтузики все в пятнах.

 С потолка кухни свисает веревочная петля.

 Гремит музыка — «О, счастливчик!».

 Из комнаты выходит отчим, оторвался от телешоу, в руке здоровенный бутерброд с ветчиной и кетчупом. Майка на лямках вся запятнанная, штаны — еще больше. Смотрит на Соню, незло улыбается.

 - Нашлялась, сучка? Я тебя жду, жду. А меня уже там заждались, — с мечтательной улыбкой смотрит наверх, оглядывается на петлю. — Да без тебя никак.

 Аккуратно кладет бутерброд у телефона.

 Берет почерневший заляпанный утюг с холодильника и идет.

 Соня отступает в незакрытую входную дверь.

 Отчим начинает злиться, замахивается.

 Соня молча разворачивается и шпарит вверх — отчим толстый, ему тяжелее.

 Намокшей шубы и ботинок не замечает Соня.

 А мешают они ей, и отчим напоследок стал резвым.

 Сопит сзади, молчит.

 Только телек орет из квартиры.

 Соня распахивает тяжеленную дверь на чердак.

 Побдегает к железной лестнице.

 Карабкается.

 Хочет открыть люк. Снегом его завалило, не справиться.

 Отчим врывается на чердак.

 Налетает в темноте на железную трубу, звенит об нее утюгом.

 Подается люк, Соня выпрыгивает на крышу.

 Бежит.

 Перелетает через поперечные выступы, пригибается под антеннами.

 В каком-то еще подъезде, кроме их, открыта чердачная дверь, а в двух других — заперты. И ошибиться нельзя, и думать об этом некогда.

 Вылез и отчим на крышу, протиснулся в люк.

 Догоняет.

 Соня приседает на бегу. Разгребает снег с крышки люка.

 С трудом отталкивает ее.

 Прыгает вниз.

 Съезжает задницей по ступенькам.

 Ломится в дверь.

 Дверь не подается. Заперто.

 Сверху сыплется снег — подоспел отчим, щемится в люк.

 Соня бьется в дверь, вываливается на лестничную площадку. Угадала подъезд.

 Топочет по ступенькам до первого этажа.

 Отчим замешкался было на чердаке. Сейчас догоняет — туша сама вниз катится.

 Соня выскакивает во двор.

 Бежит на дорогу.

 Грузовик огромный, еле успевает затормозить.

 Шофер обалделый, даже не ругается.

 Соня распахивает дверцу, по решетчатым ступеням взлетает в кабину, захлопывает дверь:

 - Поехали!

 Шофер открывает рот, замечает мокрую одежду, разорванную грудь, драные коленки, беззубый рот, струи крови на подбородке, а главное — Сонины глаза, молча отворачивается к рулю.

 Видит Сониного отчима с утюгом.

 Давит на педаль.

 Гонит машину.

 Только бы дорожники не остановили!

 За город выехали, Соня спрашивает:

 - До Даугавпилса довезете?

 Шофер кивает молча, косится на Соню. Машина летит, подпрыгивает Соня на пружинном сиденье, вцепилась одной рукой в дверцу, другой — в кресло. Даже не смотрит на себя, на одежду свою, в зеркальце — на лицо. Смотрит на дорогу, темноту, луну за деревьями, фонари, дорожные столбики с отражателями, встречные машины. И мыслей нет, только зрение, и гул мотора в ушах.

 Долго, долго, долго ехать. Спокойно.

 Зашевелилось сзади, зашуршало тряпками. Высовывается с лежанки из-под одеяла растрепанная голова, глазки опухшие, сонные и злые, шрам на щеке, сломанный нос.

 - Это что за чучело?

 - Да вот девку подобрал на дороге, — отвечает водитель, скалится.

 - Чего ж такую страшную?

 - Чего, чего… Я знаю? Сама она запрыгнула, — шофер смеется, пожимает плечами.

 Сменщик вытирает ладонью рот, разглядывает похолодевшую Соню.

 - Эй, снегурочка, взмокла, да?

 - Замерзла, вишь, — говорит водитель.

 - Ничего, щас согреем, — откликается напарник. — Иди ко мне, давай.

 - Э-э, пусть разденется сначала! Куда ее, мокрую, в койку?! — протестует водитель.

 - Не буду я раздеваться, — потихоньку открывает дверцу.

 - Чего это? А?

 - Я не шлюха вам.

 — А плевать. Иди давай сюда.

 Тянет лапы к Соне.

 Срывает пыжик, шубку, забрызганный шарф.

 Дышит чесноком.

 Соня отбивается.

 Пыхтят.

 Ржет водитель.

 Втаскивает Соню в койку.

 Соня его отпихивает ногой, попадает в сломанный нос.

 Переваливается на водителя.

 Впивается в руль и крутит его что есть силы.

 Отталкивает шофера.

 Грузовик виляет.

 Дорога уходит влево.

 Они летят с насыпи вниз.

 Кабина впечатывается в дерево.

 Все трещит, звенит, вопит, темнеет. Холодеет.

 Соня открывает глаза, видит снег. Кабина смята, сломано дерево, кузов на боку, коробки какие-то высыпались, колеса крутятся. Дверца открыта, в которую Соня вывалилась, видно смятое тело в свитере, закутанное в одеяло, и одеяло это уже пропитывается, чернеет. Ступня в шерстяном дырявом носке высунута в дверцу, на ней повис пыжик.

 Соня ползет к машине, подтягивается к кабине, берет пыжик и ковыляет к насыпи, проваливается в снег, взбирается наверх.

 Темно, лес. В ветвях сосен луна. Соня перебирает ногами по укатанной дороге. Сзади набегает свет фар.

 Соня останавливается и поднимает руку. Влезает в остановившуюся легковушку.

 - Вы куда едете?

 - На юг.

 - Юг, — Сонины глаза слипаются. — Юг. Хорофо.

 - Девушка, вам плохо? Что с вами?

 - До центра?

 - Конечно, довезу! Вас в больницу нужно отвезти!

 - Нет.

 Довозит ее до центра, прямо к дверям общежития, как она и попросила. Отказывается еще раз от помощи, благодарит, выходит Соня. Барабанит в дверь. Не открывают — вахтерша на обходе.

 Соня ложится на дверь, закрывает глаза. Спокойно.

 Дверь раскрывается, толкает Соню в грудь.

 Соня падает навзничь, летит спиной вперед со ступенек.

 Но не успевает упасть, сильные руки ловят ее, обхватывают:

 - Сонька, ты?! Ты что здесь делаешь? Что с тобой?!

 Юрка в полицейской форме стоит в дверях общаги, обнимает Соню, таращится. Соня мертвенно улыбается.

 - А ты куда? В форме?

 - Да вызвали на работу… Собака бешеная в городе бегает, надо отловить… Да что случилось?!

 - И я… Ш тобой…

 Подъезжает полицейская машина — микроавтобус.

 Юрка растерялся.

 - Влезай! — кричат ему.

 - Я ш тобой.

 - Что там?

 - Да вот, девчонке плохо… Пусть с нами едет? Отвезем в больницу?

 - Быстрей давай!

 Втаскивает ее в бус, трогаются с места. Машину трясет на ухабах, полицейские молчат. Юрка показывает: «Тс-с-с-с!» Соня и сама молчит, жмется к Юрке. Как про такое расскажешь.

 С ним так спокойно.

 - Где-то здесь, — машина тормозит в школьном дворе. Юрка достает пневматичку, шприц.

 - Юрк, мне так жутко… Выйду…

 Юрка погружен в работу, не отвечает.

 Соня отодвигает дверь буса, выпадает наружу. Так тошнит, так жутко. Так холодно.

 Идет за угол, к мастерским — уединиться, сесть в сугроб.

 Выбегает откуда-то огромная собака, лохматая, как снежный человек.

 Набрасывается на Соню.

 Падают в снег.

 Подушкой пуховой наваливается на Соню, как во сне —

 рычание,

 треск лисьей шубки,

 летят клочья белого шарфика в алых брызгах,

 разливается дымящееся озеро, выливается оно из Сони.

 И темно.

 Только горят два маленьких глаза, багровеет шрам — Л — на мохнатом покатом лбу.

 Его лишь и видит Соня.

 И всё.

 

 

 

 

 

 15.02.02. 2.30