Око за око, зуб за зуб

Е.Щедрин
 

Наши нравы недалеко ушли от века Никиты Хониата (философ гуманист в Византии XII - XIII веков). В нашем суде правит принцип, сформулированный еще римлянами: тяжесть возмездия должна быть равной тяжести преступления. Христа будто не было.

Желаем, чтобы добро побеждало зло? Отлично, держи конфетку! Почему же делаем все, чтобы зла не убыло?
Ложно понимаем достоинство и честь. Отождествляем их больше с правами своими, чем с обязанностями, притом с правами не от разума и сердца, а от силы мускулов и денег. Судите ж.
Много всякой любви держит нас на этом свете, красит нам жизнь. Правда, больше кому что любится. Одному книжки, литография «Сикстинки» на его стене, коньяк и теплые тапочки. Другому теща, водка с соленым огурчиком, сериал про бандитов и теплый бок давно уже спящей жены. Третий балдеет от соседской девчонки, Warkraft III, «Фанты» и онанизма. Но все мы непременно и больше всего любим побеждать, выигрывать, превосходить других, блистать удачливостью. Единственное, чем мы лучше природных хищников, – для нас смысл справедливости и наказания зла лежит все же чуточки ближе к области нравственного чувства, а не личной биологической выгоды (но совсем без нее - глупо). Победы, достижения, удача! - вот наши боги. Виват им! Желанны они, эти средства для возвышения над ближними, над толпой, над другими народами, государствами. По меньшей мере для того, чтобы не оказаться ниже всех. С волками жить - по волчьи выть. Так уж завелось еще в пещерах, возможно, помимо воли наших предков.

А мне это не нравится - и всё тут! В войнах, спорте, бизнесе, в мирных застольных играх в кругу семьи, даже в искусстве и в любви мы выигрываем всегда лишь на проигрыше других. Ты разбогател, значит, кто-то обеднел. Тебе увеличили жалованье – значит кого-то обделили. Ты забил гол - значит «противник» в унынье. В основе всех наших помыслов, всех дел и развлечений лежит принцип отнятия чего-то у других, того, что им тоже нужно. А в век демократии этот принцип культивируется как никогда, без каких бы то ни было ограничений, например, по мере «благородства рождения». Он стал тотальным принципом, во всем и вся. Это прямо-таки герб не флаге либерализма!

Не случайна наша тяга к любованию злом – от уголовного до нравственного. Преступления и преступники, вообще всякое насилие героизируются, приукрашиваются душещипательными сантиментами. Даже научная деятельность, пожалуй, единственная, которая ни у кого в отдельности ничего не отнимает, разве только приоритет открытий, и всем только благ прибавляет, – даже она инфицирована тем же вирусом (исследования, которые служат целям насилия и грабежа, финансируется намного лучше).

Военное дело совсем опоганилось. Теперь важен лишь конечный факт поражения противника. К черту красота сражений, мундиров, к чертовой матери геройство и честь! Теперь убивают, не видя своей жертвы, знать не зная ее, не подвергая самого себя зримо ощутимой опасности. Прежде-то приходилось лезть под стрелы, под удары меча, навстречу тому, кому тоже позарез надо убить тебя, и, если повезет, – запустить свои руки и глаза во внутренности врага, вдохнуть запах его крови...

Жесткость суда по принципу: как аукнется, так и откликнется, – это все то же самое торжество победителя над изловленным злодеем. Наше правосудие и наш нравственный суд сами обречены творить зло. И публика помогает им в этом.
Как добропорядочные граждане принимают приговоры суда? Печалятся? Жалеют вора, убийцу? Ничуть. Они ликуют, радуются приговору, как дети подарку или победе. И радость их прямо пропорциональна суровости приговора.
А нужно бы каждый раз скорбеть. Нужно бы приспускать флаги хотя бы на муниципальном уровне. И по меньшей мере не торжествовать.

В глазах осужденных ликующее общество достойно презрения и мщения. И поделом! Не исповедуй кондовое право: око за око, зуб за зуб. Пока изменились только слова: три года лишения свободы за око, два месяца за зуб. С настоящим христианством такое правосудие не совместимо. Оно - тот учебник, по которому мы, жаждущие первенствовать, сызмальства учимся быть безоглядно жестокими. Жестокость - оборотная сторона нашей жажды преуспевания, развлечений и адреналина.