Евгений Миронов Не дай мне Бог сойти с ума!

Шели Шрайман
Мне позвонили в канун праздника: «Не хотите ли взять интервью у артиста Евгения Миронова? Он приехал сюда в рамках кинофестиваля. Завтра в «Синематике» - показ фильма «Побег» с Мироновым в главной роли», затем его творческая встреча со зрителем и он свободен». Вечер накануне ушел у меня на изучение информации, которая когда-либо публиковалась об этом артисте. Складывалось впечатление, что Миронов – человек довольно закрытый. Да, он охотно рассказывает журналистам о своей работе над ролями, но умело уходит от вопросов, касающихся личной жизни и своих чувств.\

Так же умело, можно сказать, профессионально, Евгений Миронов ускользнул и от многочисленных желающих получить автографы, которые хлынули к нему после окончания творческой встречи. Он просто сделал шаг к одной из дверей, находящихся за его спиной, и растворился в тель-авивских сумерках.\

Мы встретились на втором этаже – в комнате, специально отведенной для нашего интервью. «Ради бога, глоток воды!», - сказал Миронов сопровождающим его людям. Ему тут же протянули бутылку с минералкой и тактично удалились в дальний конец комнаты, чтобы не мешать беседе.\

- Евгений, я знаю вашу биографию уже наизусть. То, как вы работаете над ролями, тоже многократно описано, а потому я предлагаю вам нечто совсем иное вместо дежурного интервью со «звездой». Например, что вы помните из своего детства? Самые сильные впечатления, которые до сих пор хранятся в вашей памяти. Запахи, цвета, звуки.\

- У меня остались от детства и приятные воспоминания, и очень страшные. Приятные связаны с зимой. Мы всегда очень шумно, большой компанией встречали новый год. К нам съезжались многочисленные родственники, и я в эти дни просто не узнавал своих родителей. Они были такие несерьезные и вели себя как дети. Это было так необычно, так здорово. Ловлю себя на мысли, что я, проживший достаточно большую жизнь - мне уже 39 лет - наверное, так бы не смог. Что же касается события трагического – когда я сильно устаю, мне снится один и тот же страшный сон, в котором я снова и снова вижу одну картину из своего детства. В военном городке, где я тогда жил с родителями, разбился вертолет и погибли несколько человек. Наш дом стоял на главной улице, по которой обычно двигались траурные процессии, двигающиеся по направлению к кладбищу. Эти грузовики с установленными на них гробами погибших превратились для меня в какой-то детский кошмар, и я не могу избавиться от него на протяжении многих лет.\

- С какими запахами ассоциируется у вас детство?\

- Я хорошо помню запах мехов моего аккордеона. Ужасно не любил этот инструмент, но мама заставляла меня на на нем играть. И этот запах – новенький, свеженький – просто выводил меня из себя. Когда я раздвигал меха, моя голова находилась как раз на ними, запах ударял в ноздри и ужасно раздражал. А вот у весны был совсем другой запах - чудесный, и он кружил голову. Наш дом стоял в низине и когда начинал таять снег весь двор покрывался водой. Запах свежести, поднимающийся от воды, и раскрывающихся почек – все это осталось у меня на всю жизнь.

- Вы помните самого смешного человека, которого встретили в своей жизни?\

- Да, конечно. Это был потрясающий дядька, которого я встретил на пляже в Евпатории. Я мечтаю сыграть его в какой-нибудь комедии. Помните, были времена, когда на черноморских пляжах постоянно ходили фотографы и предлагали отдыхающим сняться в обнимку со змеями и обезъянками? «Мой» дядька ходил с обезъянкой. Он была такой клоун по жизни, рыжий, страшный, как война, и когда начинал отпускать шутки – это был настоящий фейрверк! Появляясь на пляже, он еще издали начинал орать: «Дядя приехал!»
Вы знаете, я потом, спустя годы, когда отдыхал в Евпатории, даже искал его, мне так хотелось снова увидеть этого «дядю», но его уже там не было.\

- А с чем ассоциируется у вас момент абсолютного счастья?\

- С гастролями в моем родном Саратове. Я уговорил губернатора взять проект Петера Штайна, который поставил «Гамлета», где я сыграл главную роль. Проект этот страшно дорогой, и город «потянул» только один спектакль, который мы играли в здании цирка.
Туда хлынул весь город – пришли ребята, с которыми я учился, учителя, родственники, знакомые. Я не был для них «звездой», они знают меня как облупленного и общались так, словно мы расстались только вчера. Кстати, именно по этой причине я так люблю ездить в Саратов – чтобы снять с себя разную шелуху. В день, когда должен был состояться спектакль, у меня температура подскочила до 39, но когда я переступил порог цирка, все будто рукой сняло. Роль сложная, я четыре часа находился на сцене, меня шатало. Когда спектакль закончился, меня завалили цветами, как Плисецкую. И в этот момент меня сфотографировали. Я не знаю, кто автор снимка, но он запечатлел такой момент, который, наверное, и называется моментом абсолютного счастья. Я смотрю на фотографию, на выражение своего лица, улыбку до ушей и понимаю, что ТАКОЕ сыграть невозможно. Сразу после спектакля знакомые ребята, цирковые повели меня за кулисы – посмотреть на зверей. И вот, на этом адреналине, который у меня еще остался после спектакля, я увидел льва, сидящего в клетке, сунул руку между прутьев, и погладил его. Сначала никто даже ничего не понял. А потом у ребят расширились глаза от ужаса: «Ты что делаешь?» И тут на меня напал столбняк, я застыл, моя рука все еще внутри клетки, а лев смотрит на меня так странно. Похоже, он тоже обалдел от происходящего. Вот такая история.\

- Какое событие в вашей жизни связано с самыми тяжелыми воспоминаниями?\

- Смерть папы. Он умер полтора года назад. Это был совершенно здоровый человек, который никогда ничем не болел. Я был тогда на съемках в Петербурге. Вдруг позвонила мама и сказала: «Женя, что делать? Папа не просыпается». Я испытал такое чувство страха и собственного бессилия. Я совершенно не представлял себе, что делается в таких случаях. Мы снимали тогда напротив церкви, и я начал вспоминать слова молитв, которые когда-либо знал. Я отчаянно твердил их, но ничего не помогло. Видимо, это судьба шла.
Было страшно, что нельзя поправить. Когда тяжелая болезнь, или страшная неудача – из этого можно выйти. А вот смерть – это уже все. Мне говорят, что надо смириться с утратой, что тут ничего не поделаешь, а я не могу. Я верующий человек, но, видно, не до конца верующий. Я не могу смириться, не могу принять, у меня не укладывается в голове, что это уже навсегда, и папы нет.\

- Совершали ли вы когда-либо поступок, за который вам до сих пор стыдно?\

- Да, случилось, и я никогда себе этого не прощу. Меня часто спрашивают, был ли я в детстве хулиганом? И я в такие моменты непризвольно начинаю придумывать про себя всякие истории, например, как начинал курить в школе. Но все это ерунда, я не был хулиганом. Помню, как в наш класс прислали молоденькую учительницу, у нее это был первый урок, чем наш класс тут же воспользовался. Ребята начали жутко издеваться над ней, я не принимал в этом участия. В какой-то момент кто-то из одноклассников спросил меня: «Женя, а ты что – с нами, или за нее?» Я промолчал. Придя домой, я рыдал, мне было очень жалко учительницу и ужасно стыдно, что я струсил, не заступился, не исправил чудовищного положения. Самое страшное для меня – сознание, что это пятно не смывается и ничего нельзя поправить. Я оказался трусом.\

- Вам приходилось попадать в унизительные ситуации?\

- Я до сих пор испытываю чувство унижения от того, что наше дело так часто зависит от каких-то политиков или богатых людей, вкладывающих деньги в театральные и кинопроекты. Они так панибратски ведут себя, что появляется ощущение, будто мы в их глазах какие-то несерьезные люди, клоуны. Очевидно, они так устроены, и тут ничего не поделаешь. Иногда чувство унижения, которое я в подобных случаях испытываю, становится настолько невыносимым, что я готов отказаться от проекта и думаю: «Черт с ними, с этими деньгами, но я не могу переступить через себя».\

- Чего вы боитесь больше всего?\

- «Не дай мне бог сойти с ума» - Александр Сергеевич Пушкин, как никто другой, наиболее точно определил это состояние, в которое человек погружается совершенно незаметно. К сожалению, мне не раз приходилось видеть то, как подобное случалось с моими друзьями, знакомыми - довольно известными людьми. Для меня это – как кара божья. Сойти с ума можно достаточно легко – вернуться «оттуда» очень трудно. И как я уже сказал, происходит это достаточно незаметно. Вроде, тот же высокий уровень, тот же талант, и человек, вроде тот же самый, но все вдруг превращается в какую-то мишуру и начинается процесс перерождения. Вот что самое страшное. Сам человек этого, к сожалению, не видит, ему могут подсказать только близкие люди, но он им уже перестает верить. Ему кажется, что либо это зависть, либо они сами изменились и стали другими.\

- У вас бывало ощущение, что вы находитесь на грани психического срыва?\

- Да, во время работы над спектаклем «Господа Головлевы». Это был тяжелейший период моей жизни. Роль очень сложная. Все персонажи по ходу действия умирают, и только мой герой все никак не может умереть. Мне каждую ночь снились сны, где я в роли Иудушки Головлева, это было очень мучительно, изматывало настолько, что я стал опасаться за свое психическое здоровье и уже хотел просить Олега Павловича Табакова освободить меня от этой роли. Но работа постепенно засосала, и я с этим справился. В роли Иудушки Головлева у меня остались «белые пятна», я продолжаю над этим размышлять, вот сейчас вернусь в Москву, будет очередной спектакль, какие-то сцены в нем я буду играть уже по-другому. Кстати, и в работе над «Гамлетом» у меня было похожее состояние, когда мозг работал в режиме «нон-стоп», и какие-то решения сцен приходили во сне.\

- Что может сильно вывести вас из себя?\

- Непрофессионализм. Это когда я вижу человека, отвечающего за какую-то работу и не выполняющего ее как положено. Я не принимаю подобного ни на сцене, ни на съемочной площадке, ни в обыденной жизни. Например, сегодня я попросил у официантки в гостинице чашку кофе и ждал в течение десяти минут. Я бы подождал и двадцать минут, если бы мне объяснили, что на то есть причина: кофе не завезли, или в гостинице в этот момент отключили воду, но на самом деле ничего такого не было и речь шла об элементарном непрофессионализме. Не то, чтобы меня случившееся вывело из себя: просто я это заметил. А вот когда подобное происходит в нашей профессии, это действительно может вывести меня из себя, поскольку я являюсь абсолютным фанатом своего дела.\

- И что происходит в таком случае?\

- Я вынужден брать на себя функцию человека, который оказался профессионально несостоятельным. В фильмах я часто играю главные роли и автоматически становлюсь ответственным за все происходящее. Хотя на самом деле от меня мало что зависит – есть режиссерское решение, искусство монтажа и так далее. Но все равно приходится выступать в каком-то смысле выступать в роли паровоза и брать на себя функции того, и и другого и третьего. Можно осуждать меня за это, но так уж я устроен.\

- У вас бывает ощущение, что вы «срослись» со своим героем и вам трудно избавиться от него.\

- У меня такое было с Львом Николаевичем Мышкиным. Вообще-то он светлый человек, и в моменты, когда из тебя начинают вылезать какие-то демоны, его присутствие тебя спасает. С другой стороны, когда во мне во время работы над ролью Ивана Карамазова или Иудушки Головлева вдруг начинал просыпаться Мышкин, мне это жутко начинало мешать. После съемок сериала «Идиот» я практически полгода не мог заниматься ничего другим. Федор Михайлович Достоевский – депрессивный автор, и я с трудом освобождался от его влияния.\

- Вы ведь второй раз в Израиле? Первый раз приезжали сюда лет 13-14 назад, со спектаклем «Матросская тишина» театра-студии Табакова. То впечатление, которое вы получили тогда от пребывания на Святой земле, совпадает с тем, что вы испытываете сейчас?\

- Я ужасно жду встречи с Иерусалимом и в то же время боюсь ее. Тогда я был еще молодой, и такой непосредственный – с незамутненным взгядом. Вдруг то, что я увижу сегодня, покажется мне туристической аттракцией? Я помню, что тогда мы все пошли к Стене Плача, пережили настоящее потрясение, и, подобно сотням других людей, которые были там в тот день, тоже засунули в зазоры между камнями записочки со своими мечтами, мольбами, просьбами. Ночью мой однокурсник предложил мне прогуляться в Старом городе, ближе к утру мы дошли до Стены Плача и я увидел, как все эти записочки, оставленные в ней людьми, сметаются в одну большую кучу. Мне казалось, что все эти мольбы и мечты поднимаются туда, к небу, и вдруг я увидел, как они материализовались на моих глазах в большую кучу никому не нужного мусора. Я так расстроился. Конечно, я понимаю - все находится внутри нас, и для того, чтобы обратиться к Богу, не обязательно идти в церковь, или к Стене Плача, но все равно – лучше бы я не видел, как дворник сметает в одну кучу человеческие мечты. Сейчас, когда у меня позади довольно длинная жизнь и прошло время идеализации мира, я очень жду своей новой встречи с Иерусалимом. Она очень важна мне.\

- Вы вот говорили мне, что являетесь фанатом своего дела.

- Верно, у меня ближайшие два года расписаны буквально по месяцам. Я знаю, над каким проектом буду работать в октябре 2006-го и а августе 2007-го.

- А вот представьте себе, что вдруг произошло нечто подобное «Войне миров», описанной Уэллсом. Электричества нет, нет никаких средств связи, вам удалось найти безопасное место в каком-то темном подвале. Вас эта ситуация непривычного вам бездействия не взорвет изнутри?\

- Вот тогда я, наконец-то смогу поговорить с самим собой и с Творцом. Надеюсь, что будет о чем.\

- Извините, но я вынуждена прервать беседу, ваши спутники уже подают мне знаки, что время истекло.\

- Хорошо поговорили, - задумчиво сказал Миронов.