Школа

Магомед Курбанов
Несколько лет назад, оканчивая школу и получая аттестат, кроме всякой сентиминтально-романтической дребедени (как же я, один в этом мире без школы) в голове кружилось еще одно. Я клался всеми святыми, что в школу я уже больше не вернусь, даже, несмотря на то, что собирался поступать на филологический факультет.

И дело было не в том, что у меня были плохие отношения с учителями или я был оголтелым неучем. Нет. Я просто не хотел работать целый день, как каторжник и с полным истощением физических и моральных сил возвращаться домой, жутко не понимая, что происходит с детьми в последнее время, потому что видел это на примере своего отца, отдавшего 30 с хвостиком лет школе. Но пути Господни, как известно неисповедимы, и я вернулся в школу, к тому же в ту самую, в которую клялся не возвращаться.
Отработав уже больше года от звонка до звонка, в прямом смысле этого выражения я начал не подспудно сравнивать отношение ко всему, поведение и всякие причуды поколений.

Первое-это наше (78-82 г.р.), второе дети родившиеся в 86-88 г.г. и третье-это дети первых лет независимой России (90-92г.р.). И первый вывод о причинах разницы в мышлении оказался банально прост. В зависимости от того, при каких изменениях происходивших в нашей стране родились и пошли в школу эти поколения, и сложилось их мировосприятие.

Начнем с нас, любимых. Мы были детьми «полусоветскими» т.е., когда мы родились, у родителей была стабильная (хоть и мало оплачиваемая) зарплата, размеренная т.н. «застойная »жизнь. Без катоклизмов и суеты. Работа, дом, семья, работа. У родителей вполне хватало времени на нас в первые годы жизни. Когда началась перестройка, мы пошли в школу, свято веря в КПСС, Ленина и Горбачёва. Вот только с подростковым периодом нам не совсем повезло. Мы сильно путались в понятиях РФ и СНГ, КПСС , КПРФ и ЛДПР, а родители больше всего боялись сокращения и ваучера (Всё в зависимости от точной даты рождения). У нас были свои причуды и понты. Плеер был верхом крутизны, умение нарисовать красиво, что нить в конце выведенной корявым почерком записочки понравившейся девчонке было вершиной творчества, а деситиюродный брат рекитир или барыга был самым классным родственником. Да и мечтали мы уже не о космосе, где «Мир» уже тогда барахтался, нежели летал, а больше о том, чтоб ЛЮБЫМ способом заработать побольше «зеленых» и «разбобреть».
Поколение, которое родилось в годы перестройки, стало средним и весьма странным звеном в этой цепочке.

Родившись в годы, когда родители думали о завтрашней очереди у магазина больше, чем о сказочке на ночь сыну или дочке, эти дети и в школу пошли в самые тяжелые годы уже новой России. И эти события наложили свой отпечаток в их отношении к людям, мировоззрении. Учиться они вообще не хотят, потому что «у моей сестры, учитель, в аттестате всего две 4 ки, а при поступлении в ВУЗ у родителей запросили 20 т.р.» И объяснять, что, несмотря на то, что приходиться частенько «толкать» при поступлении и тем, кто в школе учился хорошо, но им будет легче на-а-амного в дальнейшей учёбе, чем тем, кто отсидел 11 лет за последней партой, но всё ж поступил за деньги отца, бестолку.

Они видят и верят только тому, что видят сейчас, в данный момент. К счастью в плане будущего определения среди этих нет тех, кто мечтает стать рекитиром или проституткой ( чем отличались некоторые мои радикальные ровесники по всей стране), но появились свои герои- олигархи и хакеры (Вот вам плоды президентской программы!) или на худой конец жестокий романтик из «Брата». Любимые фильмы соответственно: «Матрица», «Брат», сериал «Бригада» (Уверен, скоро список дополнит и «Олигарх»).

Что касается всяких заморочен и причуд, мои ровесники тогда умерли бы от зависти. Если нам хватало при написании записочки парочки цветных ручек (шоб красивше было), то этим мало даже целой палитры гелевых ручек в рюкзачке. Набрать на компьютере цветной текст со всякими сердечками и смайликами, плюс попытаться на тот же лист присобачить своё или её фото, на худой конец Децла. А потом, распечатав и предварительно попонтовашись перед всем классом, торжественно вручит девчонке - вот, что является высшим пилотажем для этих ребят. Плееры должны быть уже не те стандартные, а с аккумуляторами, которые можно подзарядить прямо в школе за казенный счёт. И в запасе должна быть не сто раз перезаписанная запись М. Джексона, а полный боекомплект крутого репера. О Децле и прочих символах поколения особый разговор.

Один из первых дней моей работы в школе. В конце урока подходит девчонка, получившая оценку в течение занятия, и ставит на стол книжечку (иначе не назовешь) с цветным фото Децла на обложке.
- Элина, это что?- спрашиваю я.
- А это мой дневник. – Невозмутимо отвечает она.
- Это ты сама приклеила?-
- Нет. Они так и продаются. –

Впоследствии выясняется, что девочка с ума сходит по «лидеру русского репа» и его фото красуется у неё и на рюкзаке и на всех толстых тетрадях, и даже на курточке. У остальных в классе тоже свои кумиры на школьных принадлежностях, вместо наших банальных: перо и книга с унылой надписью «Общая тетрадь», да и сам дневник в 92-94 г.г. в нашем классе был жутким дефицитом и роскошью.
В целом, несмотря на показную крутизну, любовь ко всяким причудам эти ребята намного закрыты и недоверчивы, чем те, о которых речь пойдет ниже. Им много чего не дохватило в самые этапные моменты детства.

Дети, которые появились в первые годы после развала СССР - это совершенно отличные от предыдущих, хотя родились всего лишь на пару лет позже них.
Во-первых: в семьях они единственные или старшие дети.

Во-вторых, что бросается сразу в глаза - это их открытость, чего не хватает представителям предудышего периода. ( И не надо мне говорить о возрасте. У меня сестренка и двое дв. братьев 87-88 г.р., и я помню, какими они были в 5-6 классе.) Если те промолчат, вместо того, чтобы задать «глупый» вопрос, над которым будет смеяться весь класс, то этим без разницы - главное получить ответ. В независимости от оценки в конце урока практически все поставят дневник на стол т.к. кто-нибудь, из родителей обязательно встретив на улице учителя, спросит его об оценках ребёнка - лучше не врать. Кстати о родителях. Если у родителей предыдущих изначально сложившаяся из-за нехватки времени привычка не приходить на родительское собрание, так и осталась, и на первом организованном мною собрании пришедших можно было посчитать на пальцах одной руки, то родители 5-6-клашек к делам своего чадо относятся совсем по другому. Если даже ребенок учиться очень хорошо, они даже при случайной встрече на улице не упустят возможности узнать, как дела у сына или дочки, чего не ожидаешь от большинства родителей своего класса (87 г.р.), даже от тех, чьи дети учатся на грани вылета из школы.

Соответственно, и дети ведут себя в школе. У учащихся в 5,6 классах уже сейчас заметна целеустремленность, большая мобильность и умение быстро принимать решение без лишних раздумий. Эти дети меньше витают в облаках. Несмотря на 12-13 летний возраст им интересно практически всё, и это не простое любопытство. Они не поленятся почитать, посмотреть, подумать о том, что им интересно. Они больше готовы к современному миру, нежели предыдущие поколения. Можно сказать, что это дети Новой России, и создай им нормальные условия для дальнейшего развития (время, вроде бы ещё есть), то за будущее можно быть спокойны, иначе мы обречены на очередное «потерянное поколение».

P.S.
Конечно, нельзя всех детей делить на определённые категории, (каждый ребенок по-своему индивидуален), но то, что витает в воздухе в тот или иной период не может не отразиться на тех, кто им дышит.